Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 16:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков – один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...3
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1.Проблема девиантного поведения в современной литературе……….…..8
1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков………….24
1.3.Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..32
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация исследования…………………………………………………46
2.2. Методика проведения исследования………………………………………48
2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..58
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….73
3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..76
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...117
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

старый 2003.docx

— 258.73 Кб (Скачать файл)

28. Зюбин  Л.М. Учебно-воспитательная работа  с трудными учащимися. – М.: Высш. Школа, 1982. – 191 с.

29. Иовчук  И.М., Северный А.А. Депрессии у  детей и подростков. – М.: Школа  – Пресс, 1999. – 80 с.

30. Казаков  Л. Профилактика наркомании и  токсикомании // Воспитание школьников. – 1989. - № 4. – С. 24-30.

31. Кащенко  В.П. Педагогическая коррекция: исправление  недостатков характера у детей  и подростков. – М.: Академия, 1999. – 301 с.

32. Клейберг  Ю.А. Социальная работа и коррекция  девиантного поведения подростков. – Кемерово: Логос, 1996. – 112 с.

33. Клейберг  Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 1997. – 140 с.

34. Клейберг  Ю.А. Психология девиантного поведения. // Вопросы психологии. – 1998. - № 5. –  С. 141-145.

35. Ковалев  А.Г. Психологические основы исправления  правонарушения. – М.: Юрид. Литература, 1968. – 136 с.

36. Ковалева  А.Г. Психология личности. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1969. – 391 с.

37. Ковалева  А.И. Социология личности: норма и  отклонение. – М.: Просвещение, 1996. – 120 с.

38. Колесов  Д.В. Предупреждение вредных привычек  у школьников. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1984. – 176 с.

39. Кон  И.С. Психология старшеклассника: Пособие  для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

40. Кон  И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

41. Кондрашенко  В.П. Девиантное поведение у подростка. – Минск: Беларусь, 1988. – 204 с.

42. Костяшкин  Э.Г. Индивидуальная работа в школе  с трудными подростками. – М.: Просвещение, 1989. – 205 с.

43. Кочетов  А.И. Перевоспитание подростка. –  М.: Наука, 1982. – 120 с.

44. Кочетов  А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными  детьми. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.

45. Краковский  А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в  личности младшего и старшего  подростка). – М.: Педагогика, 1970. – 272 с.

46. Краковский  А.П. Трудный возраст. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.

47. Краткий  психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –  М.: Политиздат, 1985. – 431 с.

48. Краткий  словарь социального педагога / Сост. Р.С. Димухаметова, Р.А. Литвак. – Кустанай: КНИСП и П, 1998. – 72 с.

49. Краткий  словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М.: Политиздат, 1989. – 479 с.

50. Кряквин  В.Я. Организационно-педагогические  основы социально-психологической  адаптации подростков (из опыта  работы муниципального комплекса  образования и воспитания подростков  г. Магнитогорска): Монография: Изд-во  Факел ЧГПУ, 1997. – 235 с.

51. Кузнецов  В.И. Психолого-педагогические условия  формирования учащихся. – М.: Просвещение, 1990. – 200 с.

52. Кулагина  И.Ю. Личность школьника от задержки  психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов  и преподавателей. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 192 с.

53. Ландова  Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая  теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 1993. - № 4. – С. 35-42.

54. Леонгард  К. Акцентуированные личности. –  Киев: изд-во Логос, 1981. – 439 с.

55. Личко  А.Е. Патахарактерологический диагностический  опросник для подростков и  опыт его практического использования. – М.: НИИПП им. Бехтерова, 1976. – 96 с.

56. Личко  А.Е. Психопатия и акцентуации  характера у подростков. – М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во  ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с.

57. Максимова  Н.Ю. О склонностях подростков  к аддиктивному поведению // Психологический  журнал. – Том 17. – 1996. - № 3. – С. 149-153.

58. Макшанцев  Н.В. Отклонения в поведении подростков // Социология. – 1991. - № 4. – С. 64-66.

59. Натанзон  Э.Ш. Трудный школьник и педагогический  коллектив. – М.: Просвещение, 1984. – 96 с.

60. Наш  проблемный подросток. – СПб.: Союз, 1998. – 144 с.

61. Невский  И.А. Предупреждение и преодоление  педагогической запущенности школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 212 с.

62. Невский  И.А. Трудный успех. – М.: Педагогика, 1981. – 155 с.

63. Осипова  О.С. Девиантное поведение: благо  или зло? // Социс. – 1998. - № 9. – С. 100-109.

64. Патаки  Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения // Психологический  журнал. – Том 8. – 1997. - № 4. – С. 92-102.

65. Поливанова  К.Н. Психологическое содержание  подросткового возраста // Вопросы  психологии. – 1996. - № 1. – С. 20-23.

66. Почивалова  Ж.Г. Подготовка будущего учителя  к взаимодействию со школьниками  с девиантным поведением в  условиях образовательного процесса. – Дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2000. – 165 с.

67. Профилактика  и преодоление отклонений от  норм поведения у подростков / Сост. Е.Д. Дедков, Е.Г. Диденкус. – Челябинск: изд-во «Речь», 1985. – 34 с.

68. Психологический  тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.

69. Пятунин  В.А. Психолого-педагогические особенности  девиантного поведения: Учеб. пособие. Ч.I. Основные формы девиантного  поведения. – Магнитогорск: МГПИ, 1999. – 110 с.

70. Пятунин  В.А. Психолого-педагогические особенности  девиантного поведения: Учеб. пособие. Ч.II. Факторы формирования девиантного  поведения. – Магнитогорск: МГПИ, 1999. – 142 с.

71. Раттер  М. Помощь трудным детям. Пер. с  англ. Е. Алексеевой, С. Нуровой. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 432 с.

72. Реан  А.А. Практическая психодиагностика  личности: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во  С.-Петерб. ун-та, 2001. – 224 с.

73. Реан  А.А. Характерологические особенности  подростков – деликвентов. // Вопросы  психологии. – 1991. - № 4. – С. 139-144.

74. Ремшмидт  Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994. – 320 с.

75. Рожков  А.Ю. Молодой человек 20-х гг.: протест  и девиантное поведение. // Социс. – 1998. - № 9. – С. 106-114.

76. Словарь  практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.

77. Социальные  отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юридич. лит., 1989. – 213 с.

78. Социологический  справочник / Под ред. В.И. Воловича. – Киев, 1990. – 120 с.

79. Степанов  В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и  родителей. – 2-е из., стереотип. –  М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 320 с.

80. Стурова  М.П., Силенков В.И. Девиантное поведение  несовершеннолетних как педагогическая  проблема. // Педагогика. – 1999. - № 7. –  С. 38-41.

81. Трудный  подросток / Под ред. В.А. Тапенко. –  Киев: Рад. Школа, 1985. – 175 с.

82. Трус  И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания. // Воспитание  школьников. – 2002. - № 7. – С. 44-46.

83. Фарапонова  Э.А., Гульбе О.А. Формирование трудовой  мотивации у подростков и юношей  с девиантным поведением // Психологический  журнал. – 1993. - № 6. – Т. 14. – С. 46-54.

84. Федоров  Г.Г. Трудный подросток – становление  личности. – СПб.: Знание, 1992. – 32 с.

85. Философский  словарь / Под ред. И.Т. Фролова. –  М.: Политиздат, 1986. – 590 с.

86. Фокин  В.М. Предупреждение правонарушений  несовершеннолетних, не занятых  учебой и работой. – М.: Педагогика, 1983. – 218 с.

87. Формирование  личности в переходный период  от подросткового к юношескому  возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1987. – 150 с.

88. Хрипкова  А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток  – юноша: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 207 с.

89. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей  «группы риска» / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Ин-т. практич. психологии, 1996. – 224 с.

90. Шевчук  В.Ф. Нормативное и отклоняющееся  поведение: Социально-психологический  аспект. – Ярославль: ЯПИ, 1992. – 154 с.

91. Энциклопедический  социологический словарь / Под ред. академия РАН Осипова Г.В. –  М.: издательский центр «Академия», 1995. – 939 с.

Приложение 1

Методики диагностики

Тест опросника Басса-Дарки

1. Временами  я не могу справиться с желанием  причинить вред другим.

2. Иногда  я сплетничаю о людях, которых  не люблю.

3. Я  легко раздражаюсь, но быстро  успокаиваюсь.

4. Если  меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я  не всегда получаю то, что мне  положено.

6. Я  знаю, что люди говорят обо  мне за моей спиной.

7. Если  я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

8. Когда  мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения  совести.

9. Мне  кажется, что я не способен  ударить человека.

10. Я  никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я  всегда снисходителен к чужим  недостаткам.

12. Если  мне не нравится установленное  правило, мне хочется нарушить  его.

13. Другие  умеют почти всегда пользоваться  благоприятными обстоятельствами.

14. Я  держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько  более дружественно, чем я ожидал.

15. Я  часто бываю не согласен с  людьми.

16. Иногда  мне на ум приходят мысли, которых  я стыжусь.

17. Если  кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда  я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я  гораздо более раздражителен, чем  кажется.

20. Если  кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня  немного огорчает моя судьба.

22. Я  думаю, что многие люди не любят  меня.

23. Я  не могу удержаться от спора, если люди не согласны со  мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны  испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою  семью, напрашивается на драку.

26. Я  не способен на грубые шутки.

27. Меня  охватывает ярость, когда надо  мной насмехаются.

28. Когда  люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не  зазнавались.

29. Почти  каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне нравится.

30. Довольно  многие люди завидуют мне.

31. Я  требую, чтобы люди уважали меня.

32. Меня  угнетает то, что я мало делаю  для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули  по носу.

34. Я  никогда не бываю мрачен от  злости.

35. Если  ко мне относятся хуже, чем  я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если  кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

37. Хотя  я и не показываю этого, меня  иногда гложет зависть.

38. Иногда  мне кажется, что надо мной  смеются.

39. Даже  если я злюсь, я не прибегаю  к сильным выражениям.

40. Мне  хочется, чтобы мои грехи были  прощены.

41. Я  редко даю сдачи, даже если  кто-нибудь ударит меня.

42. Когда  получается не по-моему, я иногда  обижаюсь.

43. Иногда  люди раздражают меня одним  своим присутствием.

44. Нет  людей, которых я бы по-настоящему  ненавидел.

45. Мой  принцип: «Никогда не доверять  чужакам».

46. Если  кто-нибудь раздражает меня, то  я готов сказать все, что я  о нем думаю.

47. Я  делаю много такого, о чем впоследствии  сожалею.

48. Если  я разозлюсь, я могу ударить  кого-нибудь.

49. С  детства я никогда не проявлял  вспышек гнева.

50. Я  часто чувствую себя как пороховая  бочка, готовая взорваться.

51. Если  бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с  которым нелегко ладить.

52. Я  всегда думаю о том, какие тайные  причины заставляют людей делать  что-нибудь приятное для меня.

53. Когда  на меня кричат, я начинаю кричать  в ответ.

54. Неудачи  огорчают меня.

55. Я  дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я  могу вспомнить случай, когда  я был настолько зол, что хватал  попавшуюся мне под руку вещь  и ломал ее.

57. Иногда  я чувствую, что готов первым  начать драку.

58. Иногда  я чувствую, что жизнь поступает  со мной несправедливо.

59. Раньше  я думал, что большинство людей  говорит правду, но теперь я  в это не верю.

60. Я  ругаюсь только со злости.

61. Когда  я поступаю неправильно, меня  мучает совесть.

62. Если  для защиты своих прав мне  нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда  я выражаю свой гнев тем, что  стучу кулаком по столу.

64. Я  бываю грубоват по отношению  к людям, которые мне не нравятся.

65. У  меня нет врагов, которые бы  хотели мне навредить.

66. Я  не умею поставить человека  на место, даже если он того  заслуживает.

67. Я  часто думаю, что жил неправильно.

68. Я  знаю людей, которые способны  довести меня до драки.

69. Я  не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне  редко приходит в голову, что  люди пытаются разозлить или  оскорбить меня.

71. Я  часто только угрожаю людям, хотя  и не собираюсь приводить угрозы  в исполнение.

72. В  последнее время я стал занудой.

73. В  споре я часто повышаю голос.

74. Я  стараюсь обычно скрывать свое  плохое отношение к людям.

75. Я  лучше соглашусь с чем-либо, чем  стану спорить.

Таблица 2

Ключ к методике Басса-Дарки

1

Физическая агрессия

Да

1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

Нет

9, 17, 41

2

Косвенная агрессия

Да

2, 18, 34, 42, 56, 63

Нет

10, 26, 49

3

Раздражение

Да

3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

Нет

11, 35, 69

4

Негативизм

Да

4, 12, 20, 23, 36

5

Обида

Да

5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

Нет

44

6

Подозрительность

Да

6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

Нет

65, 70

7

Вербальная агрессия

Да

7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73

Нет

39, 66, 74, 75

8

Угрызения совести, чувства вины

Да

8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Информация о работе Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков