Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 16:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков – один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...3
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1.Проблема девиантного поведения в современной литературе……….…..8
1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков………….24
1.3.Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..32
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация исследования…………………………………………………46
2.2. Методика проведения исследования………………………………………48
2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..58
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….73
3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..76
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...117
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

старый 2003.docx

— 258.73 Кб (Скачать файл)

Количество степеней свободы m – 1 = 3 –2 = 2 для обеих групп.

Таким образом, Х2 для контрольной группы при критическом значении 5,99 (соответствующем p – 0,05).

А Х2 для экспериментальной группы при критическом значении 13,82 (соответствующем р=0,001)

Следовательно, в экспериментальной группе произошли значимые изменения, подтверждающие эффективность проведенной профилактической работы. Изменения же, произошедшие в контрольной группе, не являются значимыми и могут быть отнесены за счет ситуативных изменений.

Таким образом, мы установили, что проведение групповой работы положительно влияет на снижение уровней агрессивности у подростков.

Чтобы установить достоверность полученных результатов по методики диагностики склонности отклоняющегося поведения в экспериментальной группе используем эту же формулу ХИ – квадрат.

Данные для расчета ХИ – квадрата находятся в приложении 2.

Воспользуемся табличным значением критических значений Х2 для заданного числа степеней свободы. Полученное нами значение Х2=31,7 больше соответствующего табличного значения m-1=6 степеней свободы составляющего 22,46 при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,001. Следовательно, предложение о значимых изменениях произошедших после реализации условий экспериментально подтвердились.

ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ

К психолого-педагогическим условиям, обеспечивающим повышение эффективности предупреждения девиантного поведения подростков относим:

- информационно-просветительскую  работу с родителями в основе  которой лежит профилактика возможных  нарушений семейного воспитания, повышение коммуникативной компетентности  во взаимодействии с подростками;

- информационно-просветительскую  работу с педагогами в основе  которой лежит информирование  об индивидуально-психологических  особенностях личности подростка  и повышение уровня эффективности  приемов педагогического воздействия;

- развитие  у подростка навыков взаимодействия  с другими людьми на основе  самопринятия, самораскрытия и принятия  других путем включения его  в психологический тренинг.

Предупреждение девиантного поведения подростков в рамках выделенных психолого-педагогических условий вписывается в профессиональную деятельность педагога – психолога работающего в школе. В опытно-экспериментальном исследовании условия были введены в комплекс.

В результате проведенной работы мы добились следующих результатов: склонность к агрессии и насилию у подростков в экспериментальной группе существенно снизилась, в то время как в контрольной группе наблюдается даже некоторый рост к агрессии и насилию; подростки в экспериментальной группе стали более дружными, меньше стало возникать конфликтных ситуаций. В экспериментальной группе показатель по данной шкале снизился (с85% до 50%) на 35% по сравнению с первичной диагностикой.

В экспериментальной группе наблюдается снижение уровня агрессивности (с50% до 30%) на 20% по сравнению с первичной диагностикой. При этом группа подростков со среднем уровнем агрессивности выросла на 25% (с 15% до 50%) еще и за счет уменьшения количества подростков с низкой агрессивностью на 5% (с 35% до 30%).

Акцентуации характера являются устойчивой особенностью индивида, и это подтвердилось в нашем исследовании.

В итоговой диагностике в экспериментальной и контрольной группах типы акцентуаций характера выявились те же, что и в первичной диагностике.

По шкале Ю.В. Попова – Н.Я. Иванова было определено, что диагностируемые подростки в экспериментальной группе не стали входить в группу риска, а в контрольной группе подростки остались в группе риска социальной дезадаптации.

Достоверность полученных результатов подтверждены методами статического анализа.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют что реализованные в эксперименте психолого-педагогические условия повышают эффективность работы по предупреждению девиантного поведения подростков.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования психолого-педагогических условий предупреждения девиантного поведения подростков была проделана следующая работа:

1. Проанализирована  проблема в психолого-педагогической  науке и практике;

2. Выявлены  особенности проявления девиантного  поведения у подростков;

3. Определены  психолого-педагогические условия  предупреждения девиантного поведения  подростков.

4. Разработана  программа предупреждения девиантного  поведения подростков, и на ее  основе экспериментальным путем  проверили выделенные в исследовании  психолого-педагогические условия.

В процессе анализа литературы мы пришли к выводу о глубокой наполненности содержания понятия «девиантного поведения». Исходя из описанных точек зрения «девиантное поведение» можно определить, как систему поступков или отдельные поступки психически здорового человека не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам на определенном этапе развития общества, как результат неблагоприятного социального развития и нарушения процесса социализации личности.

Девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин обуславливающих различные девиации, выделяют социально-психологические, психолого-педагогические, психобиологические факторы. При этом большую роль среди указанных причин играют характерологические особенности. Речь идет о так называемых акцентуаций характера, проявляющихся в подростковом возрасте и влияющих на поведение подростков. Акцентуации характера – это крайние варианты нормы при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий («места наименьшего сопротивления» в структуре акцентуаций, так называемые «негативные» свойства акцентуаций) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим («позитивные свойства» акцентуаций характера). Поэтому закрепление некоторых черт характера мешает подростку адаптироваться в окружающей среде и может стать одной из причин его отклоняющегося поведения акцентуаций характера рассматриваются в качестве предпосылок девиантного поведения подростков.

На основе теоретического осмысления повышению эффективности предупреждения девиантного поведения, включающий в себя:

- информационно-просветительскую  работу с родителями, в основе  которой лежит профилактика возможных  нарушений семейного воспитания, повышение коммуникативной компетентности  во взаимодействии с подростками;

- информационно-просветительскую  работу с педагогами в основе  которой лежит информирование  об индивидуально-психологических  особенностях личности подростка  и повышение уровня эффективности  приемов педагогического воздействия;

- развитие  у подростка навыков взаимодействия  с другими людьми на основе  самопринятия, самораскрытия и принятия  других путей включения его  в психологический тренинг.

Исследование проводилось на базе двух школ г. Челябинска. Всего было обследовано 40 подростков в возрасте 13-14 лет.

Для диагностики девиантного поведения были отобраны следующие методики: патохарактерологический опросник А.Е. Личко позволяющий определить тип акцентуаций характера, методика диагностики склонности отклоняющегося поведения, разработанная Вологодским центром, использована нами для выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении подростков и методика Басса-Дарки, которая определяет степень агрессивности.

При помощи методики диагностики склонности отклоняющегося поведения было выявлено, что исследуемые подростки в контрольной группе и в экспериментальной склонны к агрессии и насилию, показатели по этой шкале составляют 75% и 85%. При использовании методики Басса-Дарки был выявлен повышенный уровень агрессивности у подростков, что подтверждает выявленную предрасположенность к девиации.

При помощи точечного бисериального коэффициента корреляции была доказана связь между выявленными типами акцентуации характера и предрасположенностью к агрессии и насилию у испытуемых. Следовательно, типы акцентуаций характера являются предпосылками возникновения данной девиации у подростков.

К психолого-педагогическим условиям, обеспечивающим повышение эффективности предупреждения девиантного поведения подростков относим:

- информационно-просветительскую  работу с родителями в основе  которой лежит профилактика возможных  нарушений семейного воспитания, повышение коммуникативной компетентности  во взаимодействии с подростками;

- информационно-просветительскую  работу с педагогами в основе  которой лежит информирование  об индивидуально-психологических  особенностях личности подростка  и повышение уровня эффективности  приемов педагогического воздействия;

- развитие  у подростка навыков взаимодействия  с другими людьми на основе  самопринятия, самораскрытия и принятия  других путем включения его  в психологический тренинг.

Предупреждение девиантного поведения подростков в рамках выделенных психолого-педагогических условий вписывается в профессиональную деятельность педагога – психолога работающего в школе. В опытно-экспериментальном исследовании условия были введены в комплекс.

В результате проведенной работы мы добились следующих результатов: склонность к агрессии и насилию у подростков в экспериментальной группе существенно снизилась, в то время как в контрольной группе наблюдается даже некоторый рост к агрессии и насилию; подростки в экспериментальной группе стали более дружными, меньше стало возникать конфликтных ситуаций. В экспериментальной группе показатель по данной шкале снизился (с85% до 50%) на 35% по сравнению с первичной диагностикой.

В экспериментальной группе наблюдается снижение уровня агрессивности (с50% до 30%) на 20% по сравнению с первичной диагностикой. При этом группа подростков со среднем уровнем агрессивности выросла на 25% (с 15% до 50%) еще и за счет уменьшения количества подростков с низкой агрессивностью на 5% (с 35% до 30%).

Акцентуации характера являются устойчивой особенностью индивида, и это подтвердилось в нашем исследовании.

В итоговой диагностике в экспериментальной и контрольной группах типы акцентуаций характера выявились те же, что и в первичной диагностике.

По шкале Ю.В. Попова – Н.Я. Иванова было определено, что диагностируемые подростки в экспериментальной группе не стали входить в группу риска, а в контрольной группе подростки остались в группе риска социальной дезадаптации.

Достоверность полученных результатов подтверждены методами статического анализа.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют что реализованные в эксперименте психолого-педагогические условия повышают эффективность работы по предупреждению девиантного поведения подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные  проблемы девиантного поведения: борьба с социальными болезнями. – М.: Просвещение, 1995. – 124 с.

2. Амманскин  М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Наука, 1979. – 85 с.

3. Асеев  В.Г. Мотивация поведения и формирования  личности. – М.: Мысль, 1986. – 158 с.

4. Бадмаев  С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося  поведения школьников. – 4-е изд. – М.: Изд-во Магистр, 1999. – 96 с.

5. Базелюк  В.В. Диагностическая и коррекционная  работа с детьми школьного  возраста, социально и педагогически  запущенными: Метод. рекомендации / Ред. Н.Н. Тулькибаева, Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск: Факел, 1997. – 27 с.

6. Байярд  Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный  подросток: Практич. руководство для  отчаявшихся родителей: Пер. с англ. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.

7. Бегалиев  К. Рядом с тобой подросток: Предупреждение  правонарушений несовершеннолетних  – наше общее дело. – Алма-Ата: Казахстан, 1989. – 190 с.

8. Белкин  А.С. Внимание – ребенок! : причины, диагностика, предупреждение отклонений  в поведении школьников. – Свердловск: Изд-во СПИ, 1981. – 170 с.

9. Белкин  А.С. Отклонения в поведении школьников. – Свердловск: Изд-во СПИ, 1993. – 138 с.

10. Белкин  А.С. Поступки можно предупредить. – Свердловкс: Средне-Урал. кн. изд-во, 1997. – 83 с.

11. Беличева  С.А. Основы перевнтивной психологии. – М.: РИЦК Социальное здоровье  России, 1994. – 221 с.

12. Бобнева  М.И. Социальные нормы и регуляция  поведения. – М.: Наука, 1987. – 309 с.

13. Божович  Л.И. Личность и ее формирование  в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 347 с.

14. Буянов  М.И. Ребенок из неблагополучной  семьи: Записки детского педиатра. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

15. Воспитание  трудного ребенка: Дети с девиантным  поведением: Учеб.-метод. пособие / Под  ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

16. Гаврилова  Т.П. Личностные трудности и проблемы  подростков. // Психологическая наука  и образование. – 1997. - № 3. – С. 104-109.

17. Гарбузов  В.И. Нервные дети: Советы врача. –  Л.: Медицина, 1990. – 176 с.

18. Гилинский  Я.И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы // Бюллетень  защиты прав ребенка. – СПб.: Питер, 1994. – С. 7-12.

19. Гилинский  Я.И. Социология девиантного поведения  как специальная социологическая  теория // Социс. – 1991. - № 4. – С. 76-80.

20. Грищенко  Л.А. Психология отклоняющегося поведения. – Свердловск: Изд-во СПИ, 1987. – 210 с.

21. Девиантное  поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Просвещение, 1996. – 147 с.

22. Дети  с отклонениями в поведении / Под  ред. И.А. Невского. – М.: Наука, 1987. – 182 с.

23. Диагностика  и коррекция социальной дезадаптации  подростков. – М.: Социальное здоровье  России, 1999. – 183 с.

24. Димов  В.Д. Проблемы девиантного поведения  российской молодежи // Вестник московского  университета. Серия 18. Социология и  политология, 1997. - № 3. – С. 45-55.

25. Драгунова  Т.В. Психические особенности подростков // Возрастная и педагогическая  психология. – 1979. - № 1. – С. 305-317.

26. Забродин  Н.И. Как предупредить отклонения  в поведении детей. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

27. Зюбин  Л.И. Индивидуальный подход к учащимся  в трудных случаях учебно-воспитательной  работы. – М.: Высш. Школа, 1974. – 152 с.

Информация о работе Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков