Психо-коррекционная программа по нивелированию агрессивных форм поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:02, дипломная работа

Краткое описание

Современный подросток живёт в мире сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во- первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадёжности и раздражении. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, а вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше всего страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые – не созданы. В целом в обществе имеется дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Качественные изменения микросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование чувства психологического комфорта, защищённости. Нередко имеет место жестокое обращение с детьми, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими.

Содержание

Введение
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема
1.1 Проблема агрессивности и её представление в психолого-педагогических исследованиях. Виды агрессивности в детском возрасте
1.2 Проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста. Типология агрессивного поведения современных подростков
1.3 Особенности агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
Глава II. Характеристика основных направлений осуществления педагогической коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.1 Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.2 Методы коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта. Проектирование программы коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
2.3 Организация индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного поведения. Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребёнком
Заключение
Список литературы
Приложение
подросток агрессивный поведение коррекция

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 173.97 Кб (Скачать файл)

37.  Роберт Б. Дебора Р. Агрессия. – СПб., 2008. – 54 с.

38.  Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.

39.  Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. / Под ред. Л.Д. Ясина. - М., 2008. - Т. 1.

40.  Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам. - М., 2007.

41.  Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 2005. - №5-6.

42.  Рычкова, И.А. Поведенческие расстройства у детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика / И.А. Рычкова. - М., 2008.

43.  Сафонова Т.Я. Цимбал Е.И. и др. Жестокое обращение с детьми. - М.,2006.

44.  Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - Москва-Воронеж, 2006.

45.  Сенько, Т.В. Психология взаимодействия. Часть третья. Личность в семейном социуме: Учебное пособие / Т.В. Сенько. – Минск, 2006.

46.  Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М., 2007.

47.  Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П.Смирнова - Ростов/Д.: Феникс, 2003.

48.  Удовенко, М. Игры и упражнения для снижения агрессии / М.Удовенко// Школьный психолог. – 2006. - № 3. – С. 31.

49.  Фопель, К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. / К.Фопель. – м.: Генезис, 2008. -160 с.

50.  Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М., 2009.

51.  Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольский, Е.Р. Баенская, М.М. Либлины - М., 2004.

 

Приложение 1 

 

Опросник Басса-Дарки  

 

1. Ф.И.О.

2. Пол

3. Возраст

4. Место работы родителей.

Инструкция: проставить «да» у тех положений, с которыми вы согласны и «нет» - около тех, с  которыми вы не согласны.

1. Временами я не могу  справиться с желанием причинить  вред другим.

2. Иногда я сплетничаю  о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь,  но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не просят  по-хорошему, я не выполняю просьбы.

5. Я не всегда получаю  то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят  обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю  поведения друзей, то обязательно  даю им это почувствовать.

8. Если мне случилось  обмануть кого-нибудь, я испытываю  мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я  не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь  настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен  к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится  установленное правило, мне хочется  нарушить его.

13. Другие умеют (лучше,  чем я) почти всегда пользоваться  благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно  с людьми, которые относятся ко  мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум  приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым  ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь,  я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более раздражителен,  чем кажется окружающим.

20. Если кто-нибудь корчит  из себя начальника, я всегда  поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает  моя судьба.

22. Я думаю, что многие  люди не любят меня.

23. Яне могу удержаться  от спора, если люди не согласны  со мной.

24. Люди, увиливающие от  работы, должны испытывать чувства  вины.

25. Тот, кто оскорбляет  меня или мою семью, напрашивается  на драку.

26. Я не способен на  грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят  из себя начальников, я делаю  все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю  я вижу кого-нибудь, кто мне  не нравится.

30. Довольно многие люди  завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди  уважали мои права.

32. Меня угнетает то, что  я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно  изводят вас, стоят того, чтобы  их щелкнуть по носу.

34. От злости я иногда  бываю мрачен.

35. Если ко мне относятся  хуже, чем я того заслуживаю, я  не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит  меня из себя, я не обращаю  на него внимания.

37. Хотя я и не показываю  этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется,  что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь,  я не прибегаю к «сильным»  выражениям.

40. Мне хочется, чтобы  мои ошибки были прощены.

41. Я редко даю сдачи,  даже если кто-нибудь ударит  меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают  меня просто своим присутствием.

44. Нет людей, которых  бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда  не доверяй чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает  меня, я готов сделать все, что  я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь,  я могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет я  никогда не проявлял вспышек  гнева.

50. Я часто чувствую  себя, как пороховая бочка, готовая  взорваться.

51. Если бы все знали,  что я чувствую, меня бы считали  человеком, с которым не легко ладить.

52. Я всегда думаю о  том, какие тайные причины заставляют  людей делать что-то приятное  для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже  и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить  случай, когда я был настолько  зол, что хватал попавшуюся  мне под руку вещь и ломал  ее.

57. Иногда я чувствую, что  готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что  жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что  большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

60. Ч ругаюсь со злостью.

61. Когда я поступаю  неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих  прав мне надо применить физическую  силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю  свой гнев тем, что стучу  по столу кулаком.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею поставить  человека на место, даже если  он этого заслуживает.

67. Я часто думаю, что  жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые  способны довести меня до драки.

69. Я не раздражаюсь  из-за мелочей.

70. Мне редко приходит  в голову, что люди пытаются  разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто просто угрожаю  людям, хот м не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время  я стал занудой.

73. В споре я часто  повышаю голос.

74. Обычно я стараюсь  скрывать плохое отношение к  людям.

75. Я лучше соглашусь  с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

1. Физическая агрессия:

«да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

«нет» - № 9, 17, 41

2. Косвенная агрессия:

«да»- №2, 18, 34, 42, 56, 63

«нет» - № 10, 26, 49

3. Раздражение:

«да»- № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

«нет» - № 11, 35, 69

4. Негативизм

«да»- № 4, 12, 20, 23, 36

5. Обида:

«да» - № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

«нет» - № 44

6. Подозрительность:

«да» - №6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

«нет» - № 65, 70.

7. Вербальная агрессия:

«да» - № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

«нет» - № 39, 66, 74, 75

8. Угрызение совести, чувство  вины:

«да» - № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

 

Приложение 2

АНКЕТА (Лаврентьева Г.Н., Титаренко Т.М.)

Прочитай вопросы и  ответь на них:

1.Временами кажется, что  в меня вселился злой дух._____________

2.Я не могу промолчать, когда чем-то недоволен.________________

3.Когда кто-то причиняет  мне зло, я обязательно стараюсь  отплатить тем же.________________________________

4.Иногда мне хочется  выругаться безо всякой причины.__________

5.Бывает, что я с удовольствием  ломаю игрушки, что-то

разбиваю._______________

6.Иногда я так настаиваю  на чём-то, что окружающие теряют  терпение._______________

7.Я не прочь подразнить  животных.___________

8. Переспорить меня трудно.__________________

9. Очень сержусь, когда  мне кажется, что кто-то надо  мною подшучивает.________________

10.Иногда у меня вспыхивает  желание сделать всё наоборот _______

11. В ответ на обычные  распоряжения стремлюсь сделать  всё

наоборот._________________

12.Часто ворчу.________________

13.Воспринимаю себя как  самостоятельного и решительного._____________

14.Люблю быть первым, командовать,  подчинять себе других._____________

15.Неудачи вызывают у  меня сильное раздражение, желание  найти

виноватых.______________

16. Легко ссорюсь, вступаю  в драку._______________________

17.Стараюсь общаться с  младшими и физически более  слабыми ______

18. У меня нередко бывают  приступы раздражительности._____________

19.Не считаюсь со сверстниками, не уступаю, не делюсь.______________

20.Уверен, что любое задание выполню лучше всех.___________________

Положительный ответ на каждое предложение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность- 7-14 баллов.

Низкая агрессивность  – 1-6 баллов. 

 

 

Приложение 3 

 

Методика «Несуществующее  животное»

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием".

Показатели и  интерпретация

Положение рисунка  на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, не глянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе  к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как  высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение  и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность  в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции  к самоутверждению.

Центральная смысловая  часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется , осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево—тенденция  к рефлексии, к размышлениям. Это  не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или  хотя бы начинает реализоваться. Нередко  также боязнь перед активным действием  и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно).

Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали "уши" - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Информация о работе Психо-коррекционная программа по нивелированию агрессивных форм поведения подростков