Психо-коррекционная программа по нивелированию агрессивных форм поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:02, дипломная работа

Краткое описание

Современный подросток живёт в мире сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во- первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадёжности и раздражении. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, а вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше всего страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые – не созданы. В целом в обществе имеется дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Качественные изменения микросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование чувства психологического комфорта, защищённости. Нередко имеет место жестокое обращение с детьми, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими.

Содержание

Введение
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема
1.1 Проблема агрессивности и её представление в психолого-педагогических исследованиях. Виды агрессивности в детском возрасте
1.2 Проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста. Типология агрессивного поведения современных подростков
1.3 Особенности агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
Глава II. Характеристика основных направлений осуществления педагогической коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.1 Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.2 Методы коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта. Проектирование программы коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
2.3 Организация индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного поведения. Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребёнком
Заключение
Список литературы
Приложение
подросток агрессивный поведение коррекция

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 173.97 Кб (Скачать файл)

Каждая микрогруппа предлагает свою ситуацию для общего обсуждения. Можно ситуации разыграть. Упражнение занимает достаточно много времени [26, с. 23].

Заключение

В обсуждении конфликта желательно выяснить, как каждый понимает проблему. Проследить, соответствует ли поведение  каждого участника сложившейся  ситуации, отметить вопросы, в которых  участники конфликта либо расходятся, либо солидарны и понимают друг друга. Решение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, которые позволяют перебирать варианты разрешения ситуации, выработка взаимовыгодных решений путём переговоров.

Занятие 12. «Стили поведения в конфликте»

Цель: активизация личного опыта участников, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте, на модели игровой ситуации.

Основная часть.

Упражнение 1 «Кулак».

Упражнение требует деления  на пары. Один из ребят сжимает правую руку в кулак. Задача второго –  разжать кулак партнёра любыми средствами (за исключением болевых воздействий) По истечении 5 мин участники меняются ролями, независимо от того, достигнут  ли результат.

Варианты поведения: просьба, подкуп, шантаж, соревнование.

В ходе обсуждения формируются  основные способы поведения в  конфликте (конкуренция, компромисс, избегание, приспособление, сотрудничество).

Упражнение 2. «Девиз».

Необходимо записать девиз, характеризующий каждый из стилей поведения  в конфликте. Предложения закончить  и обсудить.

«Моя хата с краю я …..ничего не знаю» (приспособление).

«Фифти-фифти…. 50 на 50» (компромисс).

«Не прогоняйте, я сам… уйду» (избегание).

«Сам ты … дурак» (соперничество).

«Мы - команда» (сотрудничество).

Упражнение 3. «Использование типов поведения в конфликте». Работа с таблицей [21,с.46-47].

Типы поведения.

Пример ситуации

Завершение конфликта.

Мои чувства.

Сотрудничество

Кто убирает комнату? Вместе с братом.

Раньше свободны

Приятно и быстро

Соперничество

Не извиняюсь, жду, что  он извинится

Он извиняется, но не сразу.

Сперва страшно, потом нормально.

Компромисс

Я не обязана давать списать  всем, но только если мне что-то взамен.

Все при всём

Честно

Избегание

Когда меня ругают. Я ухожу  в комнату.

Помиримся потом.

Не очень

Приспособление

Иногда я всё-таки прошу  прощения.

Миримся

Неприятно,

унижение.


 

 

 

Заключение

Дома постарайтесь заполнить  табличку с примером ситуаций из своей  жизни по типам поведения.

-Какие типы поведения  вы используете в своих конфликтных  ситуациях?

Занятие 13. «Развиваем эмпатию»

Цель: создание условий для развития эмпатии учащихся.

Основная часть

Педагог:

Эмпатия – это умение понимать состояние другого человека. Без неё невозможно строить бесконфликтное, «эффективное» общение.

С помощью чего люди могут  понимать друг друга? С помощью эмпатии, уметь поставить себя на место другого человека, оценить состояние другого человека и понять его.

Я вам зачитаю стихотворение  Ю. Саакяна «Горе козла».

«Сверчок горевал, свою участь кленя;

-Не сплю я, бессонница  мучит меня!

Козёл не ответил, он только жевал, казалось, он молча переживал.

Скорбела кукушка:

-В конце концов, осталась  я в мире одна, без птенцов!

Козёл не ответил, он только жевал, казалось, он молча переживал.

Плакала мышка:

-Беда! Беда! Мышиную норку  разрыла сова!

Козёл не ответил, он только жевал, казалось, он молча переживал.

И поняли мышка, кукушка, сверчок,

Что все их несчастья –  так, пустячок.

Что в целой вселенной  нет злейшего зла,

Нет горя сильнее, чем горе козла». [21,с 59].

К своему несчастию козёл  не умел сочувствовать другим людям. А это страшно, когда нет сочувствия и милосердия в душе.

Упражнение 1. «Лицом к лицу».

В парах ребята садятся  спиной друг к другу. По сигналу ведущего необходимо повернуть голову таким  образом, чтобы увидеть лицо, а  не затылок партнёра. После трёх попыток пары переформировываются. [21,с. 62].

Упражнение 2. «Глаза в глаза».

Педагог:

Возьмитесь за руки со своим  соседом по парте. Смотрите, друг другу  только в глаза и. чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д.

-Какие состояния вы  передавали?

- Какие было легко отгадывать, а какие трудно? [20, с 93].

Упражнение 3. «Доброе животное».

Педагог:

Встаньте. Пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!. А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперёд, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох- два шага вперёд, на выдох- два шага назад. Так чётко и ровно бьётся

Большое доброе сердце. Мы все  берём дыхание и стук сердца этого  животного себе. [20, с 85].

Заключение

Педагог:

Мне хотелось закончить наше занятие словами Ю. Друнина

«Стираются лица и даты,

Но всё ж до последнего дня,

Мне помнить о тех, кто  когда- то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем за столиком шатким.

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

Идёт доброта по земле.

И я про неё не забуду.

Как я забываю о зле».

Будьте добры, терпимы, милосердны к людям. Не держите зла на окружающих, умейте прощать и вы увидите, что  окружающие посмотрят на вас совершенно другими глазами и увидят вас  только хорошее и доброе.

Занятие 14. Итоговое

Цель: подведение итогов комплексных занятий.

Основная часть

Педагог:

-Вот и подошли к  концу наши занятия. Наверняка,  вы почувствовали себя более  уверенно, приобрели опыт общения,  разрешения конфликтов, научились  справляться со своим гневом  и злостью, снимать напряжение, а также сотрудничать и взаимодействовать  друг с другом. Скажите, понравилось  ли вам участие в занятиях? Сейчас каждый из вас возьмёт  на столе карточку и громко  зачитает её вслух. Нужно закончить  то предложение, которое будет  написано на вашей карточке.

Варианты:

«Когда я шёл на занятия, я…».

«Мне интересно было узнать…».

«Мне удалось…».

«Я научился…».

« Моё впечатление от занятий  …».

«Больше всего мне понравилось…».

«Я надеюсь, что…».

«Я хочу пожелать всем участникам…».

-А сейчас я предлагаю  вам выбрать 2-3 упражнения, которые  вам наиболее запомнились и  понравились, и повторить их  снова.

После выполнения упражнений педагог говорит слова:

-Мне было приятно с  вами работать. Я буду очень  рада, если занятия помогли вам  преодолеть негативные эмоции, агрессию, неуверенность, тревожность.

Спасибо всем! До свидания! Всего  вам доброго!

Вывод

Систематизировав основные игры и упражнения для снятия агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта в комплексные занятия, мы можем сказать о том, что  они могут оказать помощь педагогам, психологам в работе с агрессивными подростками, использоваться во внеклассное  время, на уроках, воспитательных часах. Помогут в решении проблем  поведения подростков в коллективе, в общении друг с другом и взрослыми, а также позволят снизить уровень  подростковой агрессивности.

Рассмотрев условия коррекции  агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта, можно сделать  вывод о том, что коррекционно-педагогическое взаимодействие с агрессивными подростками  в образовательном учреждении может  быть эффективно организовано на основе целенаправленной работы и комплексной  программы коррекции. На базе школы-интерната  данная работа осуществляется.

 

2.3 Организация индивидуальной  работы с подростками по коррекции  агрессивного поведения. Рекомендации  педагогам и родителям по взаимодействию  с агрессивным ребенком

Для проведения индивидуальной работы с подростками по коррекции  агрессивного поведения нами были отобраны три подростка – Вероника Б., Женя В. и Денис К. Представим их характеристику.

Вероника Б. - 8.09.1996 г.р. Ребенок  – сирота. Воспитывается и проживает  в школе-интернате. Имеет диагноз  – ЛУО. Очень вспыльчивая, очень резко реагирует на замечания со стороны педагогов и сверстников. В коллективе держится обособленно. Присутствует вербальная агрессия. Вступает легко в конфликты, даже драки. В приступе агрессии себя совершенно не контролирует. Нуждается в индивидуальной коррекции агрессивного поведения.

Женя В. – 24.12.1996 г.р. Социальная сирота. Воспитывается в школе-интернате. Имеет ЛУОЮ ЗПР. Относится к группе риска. Не всегда контролирует свое поведение. Обижает младших школьников. Легко  вступает в конфликты со сверстниками. Замечен в драках, порче школьного имущества. Необходима индивидуальная работа с подростком по снижению агрессии.

Денис К. – 14.04.1995 г.р. Социальная сирота. Мать лишена родительских прав. Обучается и проживает в школе-интернате. Диагноз – ЛУО. Подросток находится  в группе риска. Мальчик агрессивный. Постоянно обижает детей, избивает их. Наносит очень сильные побои, так как сам физически крепкий. Друзей практически не имеет. Грубит воспитателям и педагогам, пропускает уроки. Не всегда выполняет домашнее задание. Часто отлучается из интерната  без предупреждения. За своим внешним  видом не следит. Нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых, а также в индивидуальной коррекционной работе по снижению агрессивного поведения.

С данными тремя подростками  была запланирована и проведена  индивидуальная работа по коррекции  агрессивного поведения, направленная на усвоение иных форм поведения, когда  подросток постепенно осознает свою агрессию (неправильное поведение), а  потом учится частично ее контролировать, усваивая другие варианты своей реакции  на происходящее.

Принципы индивидуальной коррекционной работы и ее алгоритм представим в таблице 2.

Таблица 2. Принципы и алгоритм индивидуальной коррекционной работы с агрессивными подростками

Принципы индивидуальной работы

Алгоритм психокоррекционной работы с агрессивными подростками

1. Выявление причин агрессивности  ребенка

1. Вхождение в контакт  с подростком и создание у  него чувства доверия к специалисту

2. Согласование необходимости  проведения коррекции с родителями  ребенка, обеспечение необходимой  помощи с их стороны

2. Достижение эмоционального  отреагирования агрессии и успокоение подростка

3. Выбор техник в зависимости  от возраста и возможностей  подростка, клинических проявлений агрессивности и умения специалиста пользоваться теми или иными методами работы

3. Устранение патологических  стереотипов реагирования, повышение  самооценки, принятие себя и других

4. Построение работы с  маленьким пациентом на паритетности  отношений, независимо от его  возраста

4. Выработка и закрепление  навыков адаптивного поведения


В своей индивидуальной работе с подростками мы использовали некоторые  методики, которые описаны более  подробно в программе индивидуальной работы (Приложение 7).

После проведения индивидуальной работы по коррекции агрессивного поведения  троих подростков, мы отметили некоторые  улучшения в их поведении. В частности:

Вероника Б. После проведения индивидуальных занятий стала менее  вспыльчивой. В коллективе – более  общительной. Приступы агрессии стали менее выраженными и более редкими. Учится себя контролировать.

Женя В. Учится контролировать свое поведение. Старается не вступать в конфликты со сверстниками.

Денис К. Мальчик стал менее  агрессивным, более дружелюбным. Подружился со своим сверстником, вместе с которым  увлекся игрой в волейбол, стал посещать секцию волейбола. Стал следить  за своим внешним видом.

Таким образом, мы можем отметить качественные результаты проведенной  индивидуальной работы с данными  подростками.

После проведения коррекционной  работы со всеми подростками, нами была проведена вторичная диагностика  – контрольный этап эксперимента.

Информация о работе Психо-коррекционная программа по нивелированию агрессивных форм поведения подростков