Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:02, дипломная работа
Современный подросток живёт в мире сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во- первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадёжности и раздражении. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, а вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше всего страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые – не созданы. В целом в обществе имеется дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Качественные изменения микросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование чувства психологического комфорта, защищённости. Нередко имеет место жестокое обращение с детьми, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими.
Введение
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема
1.1 Проблема агрессивности и её представление в психолого-педагогических исследованиях. Виды агрессивности в детском возрасте
1.2 Проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста. Типология агрессивного поведения современных подростков
1.3 Особенности агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
Глава II. Характеристика основных направлений осуществления педагогической коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.1 Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.2 Методы коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта. Проектирование программы коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
2.3 Организация индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного поведения. Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребёнком
Заключение
Список литературы
Приложение
подросток агрессивный поведение коррекция
Обращается внимание на негативные
последствия именно агрессивных
реакций, чаще всего неконструктивных,
а также на то, что внешние проявления
гнева, злости и вообще чрезмерные проявления
эмоций неблагоприятно представляют человека
в глазах окружающих. Кроме того,
следует подчеркнуть, что агрессивный
человек приписывает другим свои
собственные агрессивные
Задают себе вопросы самоконтроля:
- Как выглядит мое лицо?
- Не скован (а) ли я?
- Не сжаты ли мои зубы?
- Как я сижу?
- Как я дышу?
Если эти признаки выявлены, необходимо:
1. Произвольно расслабить
мимические мышцы, для чего
используются следующие
2. Мышцы лица расслаблены.
3. Брови свободно разведены.
4. Лоб разглажен.
5. Расслаблены мышцы челюстей.
6. Расслаблены мышцы рта.
7. Расслаблен язык, расслаблены крылья носа.
8. Все лицо спокойно и расслаблено.
9. Удобно сесть, встать.
10. Сделать 2—3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы восстановить учащенное дыхание.
11. Установить спокойный ритм дыхания.
Заключительная часть. Учащимся
предлагается сравнить свое состояние
в начале и в конце упражнения.
Проводится обсуждение, какие еще
известны способы произвольно
Заключение
Домашнее задание. Подготовить рассказ (допускается эпизод из кинофильма) о негативных последствиях гневной реакции.
Ведущему на заметку. Упражнение «Самоконтроль...» может быть несколько сокращено или растянуто в зависимости от восприятия его участниками.
Занятие 8. «Выражаем гнев, не причиняя вреда другим людям»
Цель: обучение способам безопасной разрядки гнева, развивать умение выплёскивать накопившийся гнев в приемлемой форме.
Основная часть.
Ритуал приветствия.
Упражнение 1. «Лист гнева».
Рисунки выполняются на отдельных листах. Каждый может порвать свой лист гнева или оставить. На лист бумаги можно излить свой гнев, нарисовать себя в гневе.
- Что вы чувствуете во время гнева?
- Зачем нужен лист гнева?
-Будете ли вы применять этот способ выражения гнева в ситуации, когда вы очень злы, сердиты, гневны?
-Что положительного есть в листе гнева? [ 21, с.54.].
Упражнение 2. «Рубка дров».
Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после сидячей работы, почувствовать свою агрессивную энергию и «истратить» её во время игры.
-Кто из вас хоть
раз рубил дрова или видел,
как это делают взрослые? Покажите,
как нужно держать топор. В
каком положении должны
Упражнение 3. «Маленькое приведение».
-Ребята. Сейчас мы будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если громче, то и вы будете произносить «У» громко.
Помните, что вы добрые приведения и хотим только слегка пошутить.
После игры: «Молодцы! Давайте снова станем детьми». [20,с. 90, с.93].
Заключение
-Каким образом можно снимать скопившийся гнев?
-Какой способ вам больше понравился?
Занятие 9. «Учимся снимать напряжение»
Цель: Снятие напряжения, обучение саморегуляции, развитие координации, развитие эмоциональной сферы.
Основная часть
Упражнение 1. «Стойкий оловянный солдатик».
Педагог:
-Когда ты сильно возбуждён и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую согни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий оловянный солдатик на посту. Ты честно несёшь свою службу. Оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто, чем занят, кому надо помочь. Молодец!
Упражнение 2. «Тень».
Педагог:
- Один ребёнок ходит
по помещению и выполняет
Упражнение 3. «Волшебники».
Предлагается две совершено одинаковые фигуры «волшебников». Его задача – дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».
Вторую часть задания ребёнок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил «злой» волшебник и как его победит «добрый».
Третья часть: изобразить
«злого» и «доброго»
Упражнение 4. «Ах-ха».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Участники делятся на пары, в каждой паре партнёры становятся друг напротив друга. Один делает энергичный шаг вперёд и одновременно выставляет перед грудью согнутую в локте руку, произнося при этом громкое «ХА!». В звук надо вложить всю свою силу и мощь, сохраняя при этом спокойствие. Партнёр, стоящий напротив, демонстрирует движение пассивного начала, делает шаг назад, разводя руки в сторону, произнося при этом громкое «АХ!». Так несколько раз, меняясь ролями.
В обсуждении следует проанализировать физические и эмоциональные реакции, испытываемые в разных ролях.
Упражнение 5. Совет педагога.
- При сильном волнении
можно выполнить следующие
•Посчитать до 10 и обратно;
•Рвать газету или ненужную бумагу на мелкие клочки;
•Побить подушку кулачками;
•Умыть лицо и руки;
•Побыть в тихой комнате, послушать спокойную музыку:
•Пропеть про себя весёлую песенку;
•Обхватить себя руками в том случае, если ты хочешь кого-то ударить;
•Уйти от конфликта, покинув помещение, в котором находишься
(класс, комната и т.д.).
Заключение
-Какие способы саморегуляции вы используете в минуты возбуждения?
-Какие люди вам больше нравятся – добрые или злые?
-Почему?
-Какое упражнение вам запомнилось и почему?
Занятие 10. « Учимся сотрудничать»
Цель: активизация совместной деятельности, осознание значимости каждого участника в коллективе.
Основная часть
Упражнение 1. «Распускающийся бутон».
Педагог:
Разбейтесь на группы. Сядьте в круг на пол и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто, где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу. Каждая группа превратится в распускающийся бутон. Для этого нужно отклониться назад, крепко держа друг друга за руки [43,с 75].
Анализ упражнения
-Насколько вам понравилось это упражнение?
- Как каждая группа справилась с заданием, расскажите.
Быстро ли вы смогли подняться?
-Какие трудности были при этом?
-Обсуждали ли вы друг с другом, как будете справляться с этими трудностями?
-От чего в первую
очередь зависит выполнение
Упражнение 2. «Неожиданные картинки».
Инструкция:
Сядьте в один общий круг. Возьмите каждый по листу бумаги и подпишите своё имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую- нибудь картину (2-3 минуты). По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок соседу слева. Возьмите тот лист, который передал ваш сосед справа, и продолжите рисовать начатую им картину. И так далее по кругу рисунки передаются из рук в руки, пока не сделают полный круг. В конце упражнения каждый получит ту картинку, которую он начал рисовать.
Анализ упражнения
-Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?
-Понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки?
-Какой рисунок тебе больше всего нравится?
-Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?
Упражнение 3. «Пчёлы и змеи».
Педагог:
Я предложу вам игру «Пчёлы и змеи». Для этого разбейтесь на две равные группы. Те, кто хочет стать пчёлами, отойдите вправо от меня. Те, кто хочет стать змеями встаньте слева от меня. Каждая группа должна выбрать своего короля. Послушайте правила игры. Оба короля выходят из класса. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в классе. Король пчёл должен найти мёд - вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу – вот этот карандаш. Пчёлы и змеи должны помогать своим королям. Все пчёлы должны жужжать: жжжжжжжжж… А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшшшш,…Чем ближе змеиный король к ящерице, тем громче должно быть шипение. При приближении к предмету громкость жужжания или шипения становится громче. При удалении – тише. Говорить ничего нельзя. Кто же из королей окажется первым? Начнём! [43, с. 100].
Анализ упражнения
-Какая группа хорошо помогала королю?
- Как пчёлы взаимодействовали друг с другом?
-А змеи?
- Как чувствовал ты себя в роли короля?
-Остался ли ты доволен своими подданными?
Упражнение 4 « Групповой портрет».
Инструкция:
Разбейтесь на микрогруппы. Каждая микрогруппа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, попросите кого- нибудь из группы сделать это. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, какой сюжет будет изображён [31, с. 102].
Анализ упражнения
- Кого ты выбрал художником, рисующий твой портрет?
-Что ты чувствовал, когда тебя рисовали?
- Кто выбрал тебя художником?
-Как вы пришли к решению, кого, где нарисовать?
-Ты доволен своим портретом?
-Понравилось ли тебе работать с другими ребятами?
-Какой микрогруппе больше потребовалось времени?
-Портрет, какой команды вам больше понравился?
Заключение
-Как вы считаете, помогает ли вам сотрудничество при решении важных вопросов и проблем?
- Что вы испытывали друг к другу в процессе сотрудничества?
-Будете ли вы использовать сотрудничество в общении с людьми?
Занятие 11. «Поведение в конфликте»
Цель: тренировка умения взглянуть на конфликтную ситуацию с разных точек зрения и выработка навыков по их эффективному разрешению.
Основная часть
Педагог:
Сегодня мы поговорим о конфликте. Конфликт – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.
Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.
Правила предупреждения конфликтов.
•Не говорите сразу с возбуждённым человеком;
•Прежде чем сказать о неприятном постарайтесь создать доброжелательную
атмосферу, отметьте заслуги и хорошие дела человека;
•Постарайтесь посмотреть на проблему иначе, поставьте себя на место другого человека;
•Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение,
не скупитесь на похвалу и добрые слова;
•Умейте заставить себя промолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок. [1, с116-117].
Упражнение 1. «Разбор конфликтных ситуаций».
В течение 10 мин каждый участник группы описывает какую- либо конфликтную ситуацию.
Группа делится на подгруппы. В подгруппах каждый участник зачитывает свою ситуацию. Участники предлагают варианты выхода из анализирующей ситуации, выбирают один эффективный вариант. Подгруппа выбирает самую конфликтную ситуацию.