Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:28, курсовая работа
Цель: Пути достижения успеха в публичном выступлении начинающего оратора.
Задачи:
- Осуществить теоретический анализ технологии публичного выступления.
- Определить совокупность условий, способствующих успешному публичному выступлению.
- Выявить типичные ошибки начинающего оратора.
1.Введение.
2.Пошаговое рассмотрение технологии публичного выступления.
3.Метод «Message house».
4.10 ошибок начинающего оратора.
5.Заключение.
6.Список используемой литературы.
1.Введение.
2.Пошаговое рассмотрение технологии публичного выступления.
3.Метод «Message house».
4.10 ошибок начинающего оратора.
5.Заключение.
6.Список используемой литературы.
Введение.
Удачное публичное выступление – что это, плод таланта выступающего или результат освоенных и точно примененных технологий? Единого ответа на этот вопрос, по-видимому, не существует. Конечно, каждый человек лучше предрасположен к той или иной деятельности, но периодически перед нами встают задачи, которые необходимо выполнять вне зависимости от нашего желания. Задачи, которые требуют для своего выполнения нашего специального внимания, напряжения, траты времени и сил. Сегодня почти не осталось профессий, которые не требовали бы время от времени публичной коммуникации. А любая общественная, политическая, управленческая деятельность предполагает высокую интенсивность такой коммуникации. И когда возникает потребность в эффективном публичном выступлении, на помощь могут придти некоторые технологии и приёмы подготовки содержания выступления.
Умение выступать публично, на мой взгляд, имеет прямое отношение к профессии журналиста. Довольно часто возникают ситуации, когда необходимо в чем-то убедить, отстоять нужную идею, обосновать свою позицию. Но не все используют возможности привлечения на свою сторону сторонников - сказывается недостаток опыта публичных выступлений. Между тем такой опыт быстро осваивается, если придерживаться определенных технологических ходов.
Известные ораторы, думаю, несомненно, владели и владеют данными ходами, что обеспечивало, и многим еще обеспечивает, успех на всех стадиях публичной деятельности.
Мы, ежедневно, в частности, по телевизору, наблюдаем, как политики, представляющие свои страны, ведут борьбу за "свои права" на международной арене. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает.
Исходя из актуальности работы нами выбрана такая тема: «Технология публичного выступления».
Цель: Пути достижения успеха
в публичном выступлении
Задачи:
- Осуществить теоретический анализ технологии публичного выступления.
- Определить совокупность условий, способствующих успешному публичному выступлению.
- Выявить типичные ошибки начинающего оратора.
- Определить приёмы вспомогательных действий методом «Message house».
Пошаговое рассмотрение технологии публичного выступления.
Шаг 1. Определите цели выступления.
Выясните, зачем вам нужно выступать? Какую цель вы преследуете? Есть множество целей для публичного выступления, но все их можно свести к нескольким.
Информировать слушателей - рассказать им о новом опыте, посвятить в обстоятельства интересующего всех дела.
Убедить слушателей - подготовить их к признанию той или иной точки зрения, способа решения проблемы.
Побудить к действию - вызвать отклик аудитории и желание что-либо изменить в окружающем мире.
Нередко в выступлении в той или иной мере выражены все три цели, но какая-то из них действительно главная.
Успешно реализовать цель своего выступления возможно только при знании аудитории, ее особенностей и потребностей. Наилучшей всегда оказывается речь, которая резонирует с представлениями и желаниями слушателей.
Шаг 2. Соберите информацию о вашей аудитории.
Одно дело - выступать
перед специалистами, другое - перед
дилетантами. Возраст, социальное положение, личные и общественные
интересы, степень осведомленности о предмете
выступления, отношение к докладчику тоже
весьма влияют как на восприимчивость
аудитории, так и на ее интерес к теме доклада.
Небезразлична докладчику и степень близости
к слушателям
Замечательно, если вы организуете сбор
информации об аудитории в соответствии
с логическими уровнями: среда (окружение)
- привычный стиль поведения - способности
(знания) - убеждения (мнения, ценности,
предубеждения) - самопредставление (профессиональное
и личностное) - миссия (общие цели, которые
поддерживает большинство аудитории).
Весьма полезным окажется знание о лидерах
мнений (людях, которые задают тон оценкам
и мнениям какой-либо группы) данной аудитории.
Это, собственно, стабильные показатели
аудитории.
Непосредственно перед выступлением стоит прояснить для себя и ситуативные показатели, а именно: эмоциональное состояние собравшихся, их ожидания по поводу выступления.
Собрав эти ценные данные, попытайтесь понять, в каком виде вы можете быть представлены собравшимся. Тут много выборов: можно подчеркнуть свой статус, возраст, принадлежность к какой-то определенной группе, можно обозначить род своих занятий и степень своей профессиональной подготовленности и т. д. Выборов много, но далеко не все из них подходят к вашим целям и особенностям аудитории. Срабатывает эффект выступающего.
Шаг 3. Конструируйте свой образ.
Мнение людей подвергается более сильному влиянию со стороны выступающих, которые кажутся экспертами в своей области и вызывают доверие.
Впечатление об искренности человека и доверие к нему (а следовательно, и эффективность воздействия) могут быть усилены, если он ясно и выпукло аргументирует позицию.
Однако если у вас очень высокий авторитет перед данной аудиторией, то он все же будет оказывать на нее влияние (даже если аудитория и будет знать о ваших прагматических целях и намерениях) из одного желания совпасть с авторитетной личностью.
Для нас одним из наиболее существенных является "внешний знак" авторитета - титул, звание и прочее, обозначающие ценность личности через ее социальную роль. Достаточно сообщить, что перед нами "профессор", "генерал", "директор", как вступают в силу определенные установки восприятия, ранее сложившиеся оценки и ожидания.
Авторитетная личность или знаменитость подтверждает достоинство того или иного товара (идеи), или человека, или явления.
Шаг 4. Определите свою роль.
Определив особенности аудитории, с которой вы будете иметь дело, важно определиться с той ролью, которую вы будете использовать при выступлении.
Исследователь А. Добрович
считает, что для успешного
Специалисты по суггестивной лингвистике подчеркивают необходимость для суггестивного (внушающего) воздействия на аудиторию таких ролей, иначе возникает проблема барьера восприятия. А. Добрович предложил набор ролей, имеющих суггестивное воздействие:
Роль Покровителя. Покровитель - значит могучий и властный, но добрый к тебе человек, опора в бедах, утешение в страданиях, предмет благоговения.
Роль Кумира. Кумир необязательно могуч, необязательно добр к тебе, но он знаменит, обаятелен, пользуется всеобщим восторженным восхищением.
Роль Хозяина или Господина. Может быть, он недобр к вам, может быть он, не является кумиром публики. Не в этом дело. Любое его слово - закон. Попробуйте не подчиниться - есть нечто похуже смерти: пытки, когда смерти ждут как счастливого часа. Роль Авторитета. Этот обладает ограниченной властью и не обязан творить благие дела. Благо уже в том, что он больше других разбирается в каком-нибудь общеполезном и важном деле. К нему нельзя не прислушиваться. Не воспользуешься его советом - гляди, сядешь в лужу.
Роль Виртуоза или Ловкача. Выступая в этой роли, вы даете понять, что умеете совершать невозможное. Хорошее или плохое - не важно. Виртуозный делец, из-под земли добывающий то, чего иным и не снилось; виртуозный вор-карманник; виртуозный игрок, фокусник, стихоплет, спорщик - что угодно. В любом случае вы завораживаете публику и даже ограбленный вами субъект не может не восхищаться вашей ловкостью и не позавидовать ей в глубине души.
Роль Удава. Это не Властитель, не Господин, хотя он при желании может сделаться для вас и хозяином. Это тип, который видит ваши слабые места и в любой момент готов поразить их, что доставляет ему истинное удовольствие. Ломать и топтать вас ему легко и приятно.
Роль Дьявола. В этой роли вы - олицетворенное зло. Зло "метафизическое", зло ради зла, а не во имя какой-либо цели. В известном отношении это "божество" с обратным знаком. На определенный тип аудитории воздействует определенная роль. Успешность выступления во многом определяется тем, насколько вы удачно подберете свою роль, и признают ли вас в соответствии с ней.
Поза, жесты, выражение глаз, манера речи передают социально-психологическую роль выступающего. Начинающему оратору важно освоить все роли, а затем уже оценивать, на какую аудиторию какая из них действует лучше.
Шаг 5. Подготовьте речь.
Основные критерии оценки содержания речи достаточно просты - она должна прежде всего соответствовать вашей цели, быть уместной, понятной аудитории, обладать достаточной степенью новизны (при этом связана с тем, что людям уже знакомо и имеет для них значение). Доклад (речь) не должен содержать более семи основных идей - аудитория все равно не запомнит больше. И еще: он должен быть предельно краток.
Хорошо структурированное содержание выступления способствует не только быстрому восприятию сообщения, но и запоминанию. Способность успешного восприятия речи сохраняется у слушателя около 15 минут.
"Блоковое" построение
выступления к тому же
Впрочем, многие выступающие так и делают: записывают основные тезисы своей речи на карточки, которые и становятся "опорой" для произнесения речи. Возьмите эти карточки с собой, но не доставайте их: при хорошей подготовке они вам не понадобятся.
Особое внимание следует уделить началу и концу речи. Первые слова у нас служат настройкой на аудиторию, определяют тон разговора, вызывают либо интерес, либо скуку. Чтобы обратить внимание людей на себя, нужна наживка: необычная фраза, смешная история, неожиданное действие, неизвестный анекдот. Словом, все то, что заставляет хотя бы на мгновение замереть.
Завершающая фраза резюмирует выступление, фокусирует основную мысль выступающего и наиболее отчетливо запоминается. Еще лучше, если последняя фраза побуждает слушателей к действию, если это предложение что-либо обсудить или сделать.
Саму речь желательно сделать образной, "нарисовать картинку". Именно образ лучше запоминается и вызывает более интенсивные эмоции.
Для эмоционального воздействия можно использовать следующие приемы:
Закон дремлющего эффекта. Любая информация усваивается аудиторией лучше, если в этой информации есть элементы, рассчитанные на психологический протест. Из этого закона следуют два важных принципа: принцип настороженности (быстро и прочно усваивается информация об угрозе; при этом остальная информация, содержащаяся в речи, не воспринимается, блокируется) и принцип резонанса (быстро и прочно усваивается информация, непосредственно касающаяся данной аудитории).
Закон дремлющего эффекта реализуется в методах создания сенсаций и эмоциональной доминанты.
Сенсация - это новость,
преподнесенная с расчетом на неожиданность,
на острейшее эмоциональное
Повозка с оркестром. Прием использует стремление слушателя поступать "как все". "Все уже купили такой-то товар! А вы чего ждете?" - этот вопрос прямо или косвенно присутствует почти в каждом рекламном объявлении. Эффективность приема строится на том, что люди захотят "быть с большинством", что сработают психологические механизмы подражания и имитации.
Прием символизации. Он использует намеренный акцент на сценах, несущих и себе символическую информацию.
Ассоциативное связывание. Ассоциация - связь между отдельными событиями, фактами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти человека.
Ассоциации бывают трех видов: ассоциации по смежности, ассоциации по сходству и ассоциации по контрасту.
Готовя выступление, необходимо рассчитать, какие именно ассоциации оно должно вызвать. При этом хорошо, если само сообщение выглядит предельно нейтральным, объективным. Но оно должно содержать в себе замаскированные стимулы, которые направляют сознание человека к определенным ассоциативным связям. Эти заранее запланированные ассоциативные связи значительно расширяют возможности воздействия на аудиторию, усиливают эмоциональное воздействие на нее, предоставляя простор для ее воображения и, соответственно, запоминания.