Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:28, курсовая работа
Цель: Пути достижения успеха в публичном выступлении начинающего оратора.
Задачи:
- Осуществить теоретический анализ технологии публичного выступления.
- Определить совокупность условий, способствующих успешному публичному выступлению.
- Выявить типичные ошибки начинающего оратора.
1.Введение.
2.Пошаговое рассмотрение технологии публичного выступления.
3.Метод «Message house».
4.10 ошибок начинающего оратора.
5.Заключение.
6.Список используемой литературы.
Ссылка на авторитет. При умелом применении ссылка на авторитет может оказаться мощнейшим инструментом воздействия на аудиторию, в особенности, если сам выступающий для аудитории существенным авторитетом не является. Чтобы она сработала, необходимо "вычислить" значимые для группы, на которую предполагается воздействовать, личности, Мнения которых воспринимаются некритично.
При конструировании речи важно учитывать особенности подачи информации.
Особенным образом, варьируя ею, можно добиваться разнообразных реакций аудитории.
Отметим следующие приемы:
Парадокс повтора. Если информация однотипна, то процесс отупения прямо пропорционален количеству немотивированных повторов. Повторяйте основный тезис выступления, слегка меняя формулировку, - есть все основания считать, что именно этот тезис и закрепится в сознании слушателей. Однако учитывайте принцип защиты: информация, которую индивид (аудитория) считает ненужной, которая его (ее) не "цепляет", забывается, прежде всего.
Метод "ограниченного совпадения точек зрения" означает, что точки зрения, целиком поддерживаемые общественным мнением, не атакуются оратором, даже если они его не устраивают - работа ведется исподволь. За основу берутся уже имеющиеся точки зрения и поэтапно "конвертируются" до приемлемых для выступающего смыслов.
Метод исторических аналогий хорош, во-первых, интеллектуальностью (вы льстите, эрудированности аудитории: ведь вы помните...), а во-вторых, тем, что в истории можно отыскать почти любой необходимый пример.
Метод апеллирования к общественной потребности, наоборот, хорош обращением к эмоциям, минуя интеллект.
Шаг 6. Выстраивайте речь в соответствии с законами восприятия.
Исследователи процесса общения давно уже пришли к любопытному выводу - сила влияния информации зависит не только от ее убедительности, но и от порядка предъявления в речи.
Закон очередности. Используется закономерность, согласно которой наиболее значимые события сообщаются в первую очередь и, следовательно, воспринимаются аудиторией как более значимые.
Закон предшествования. Любая информация усваивается аудиторией в первом толковании. В дальнейшем любая попытка изменить толкование воспринимается либо как принципиально новая информация, либо как ложь (или стремление уйти от истины). На законе предшествования построен такой прием воздействия, как иннокуляционный эффект.
Шаг 7. Максимально используйте возможности языка.
Речь желательно выстраивать с учетом визуального, аудиального и кинестетического восприятия - это придает речи зримость, мелодичность, выпуклость. Она лучше воспринимается всей аудиторией.
Замечательно воздействуют на слушателей и хорошо подобранные и встроенные в сообщение речевые формулы.
Шаг 8. Организуйте пространство для выступления.
На восприятие публичной речи достаточно сильно влияет место выступления. Если вы можете повлиять на этот фактор, используйте данную возможность. Официальная речь естественно звучит в зале для выступлений с рядами кресел и трибуной на сцене и несколько натянуто в домашней обстановке.
Если вам необходимо создать в присутственном месте неформальную обстановку, постарайтесь несколько нарушить официальную обстановку. Попросите слушателей сдвинуть стулья, сесть не совсем обычным образом. Постарайтесь находиться как можно ближе к слушателям.
Шаг 9. Настройтесь на аудиторию.
Первое, что стоит сделать перед выступлением, - "завладеть пространством".
1. Незаметно напрягите мышцы и быстро расслабьтесь.
2. Примите решение
"завладеть" комнатой или
пространством, в котором
3.Замечайте свои внутренние переживания. Вы ощущаете себя "высоким"?
Выполнив это упражнение, вы сможете свободно общаться со слушателями, воспринимая оттенки вашего взаимодействия.
Шаг 10. Выступление.
Создание контекста - это первоначальная стадия выступления. Задача - добиться резонанса с аудиторией, настроиться на неё. Оратор должен создать у аудитории впечатление, что сейчас может и должно произойти нечто важное. Представьтесь собравшимся, поинтересуйтесь их именами (если вы никого не знаете). Если люди в аудитории недостаточно знакомы друг с другом, можно создать для их взаимодействия общий контекст - попросить совершить какое-нибудь совместное действие: переставить стулья, столы, пересесть поближе к сцене. Общее действие поможет им сблизиться, создаст общность.
Не начинайте говорить до тех пор, пока не установится полная тишина. Возьмите паузу - очень скоро аудитория сама наведет порядок. Или начинайте говорить, но очень тихо. Чтобы вас расслышать, слушателям придется замолчать.
Установите зрительный контакт с аудиторией. Останавливайте свой взгляд на каждом слушателе на 2-3 секунды, вы тем самым показываете, что заинтересованы в общении с каждым, и получаете возможность отслеживать, как люди реагируют на вашу речь.
Переход к теме беседы - привлечение внимания аудитории непосредственно к теме выступления. Мы уже отмечали, что лучший вариант вступления - рассказать историю, анекдот, нечто неожиданное (к месту, естественно).
Экспериментируйте с голосом. Хорошо срабатывает метод "волнообразной" речи, суть которого в чередовании повышающихся и понижающихся интонаций. Ключевые моменты вашей речи желательно выделять голосом, особым жестом - так они лучше воспринимаются аудиторией.
Вовлекайте аудиторию в
Проявляйте гибкость - после того как вы вышли на резонанс, необходимо его поддерживать. Выступающий должен постоянно приспосабливать свою речь, поведение к реакциям аудитории. Если один метод не работает, воспользуйтесь другим.
При общении ошибок не бывает, любую реакцию аудитории (какой бы она ни была) при достаточной гибкости можно использовать для успеха выступления. В этом поможет немудреное правило - делайте вид, что все, что бы ни происходило в зале, так и было задумано.
Шаг 11. Адекватно реагируйте на выступления критиков.
Среди слушателей могут найтись ваши противники либо "интеллектуальные хулиганы", которым доставляет удовольствие создать для выступающего проблемы, свести его речь к бесплодной дискуссии. Если вам довелось встретиться с такого рода субъектами, научитесь правильно реагировать на их выпады.
Например, вам задают явно провокационный вопрос. Выслушайте его внимательно, поблагодарите спрашивающего и поинтересуйтесь, можно ли уточнить его позицию.
Если вас в чем-то обвиняют, вы можете использовать прием из арсенала "психологического айкидо" - согласитесь с нападающим и доведите его утверждение до абсурда. Пример: "Вы назвали меня скандалистом? Всегда был таким, не мог терпеть хамских выходок. А вы терпите?"
Шаг 12. Выход из выступления: закрепление достигнутого впечатления.
Следите внимательно за реакциями аудитории. Как только вы решили, что цель вашего выступления достигнута, - завершайте его. Лучше всего в нескольких словах резюмировать суть того, что вы говорили. Конец речи, как и начало, более всего запоминается, следовательно, необходим особый оборот речи, яркий пример, цепляющая эмоции цитата, призыв к действию.
Анализ проведённого выступления
После публичного выступления речь необходимо проанализировать. Основными критериями критики речи являются следующие: объективность, ясность, наглядность, рациональность структуры, последовательность изложения, хорошее введение, повышение уровня напряжения речи к её окончанию, требуемая громкость, гибкое изменение темпа и соответствующее ситуации поведение во время речи
К недостаткам в композиции публичного
выступления относится
Технология подготовки к публичным выступлениям «message house».
Считается, что впервые технология под условным названием “Домик” (“message house” –англ.) была разработана в середине 20 века американской консалтинговой компанией Бёрсон Марстеллер (Burson Marsteller) для обучения публичных представителей транснациональных корпораций. Однако, в источниках, описывающих традиционную русскую риторику, встречаются текстовые схемы, функционально идентичные "домику". Содержащие все его базовые элементы - послание, аргументы и принципы (они же основания). [1].
Название этой технологии подготовки публичных выступлений ("Домик") происходит от её распространённого графического представления. Схема содержит три базовых блока: "основания", "аргументы" и "послание", которые напоминают элементы "дома": подвал, этаж и крышу. В настоящее время эта технология применяется в качестве поточной в ведущих американских и европейских тренинговых центрах.
Технология построена на жестком структурировании информации при подготовке к публичному выступлению: вся информация, необходимая для выступления укладывается на один лист бумаги, она особым образом расположена, что облегчает доступ к ней при забывании текста.
Технология “message house” имеет плюсы и минусы:
{+} Компактность, графичность, чёткость структуры, универсальность содержания (подходит для любой темы выступления), возможность самостоятельного использования; наименьший коэффициент искажения информации в процессе восприятия выступления;
{-} В процессе обучения иногда наблюдается психологический барьер отдельных людей к работе в модельных ситуациях, технология не
рассчитана на переговорные и протяженные во времени коммуникационные процессы, не имеет запасных вариантов при изменении темы выступления.
Другими словами, использование технологии подготовки публичных выступлений “message house” оправдано в случае относительно коротких (5-15 минут), информативных выступлениях. Также, в любом публичном действии, одной из целей которого является информирование аудитории о каком-либо факте. (Напомню, что информирование не всегда является основной целью выступления, и никогда не может быть единственной целью.) Однако, для решения самого распространённого диапазона задач в рамках деловых коммуникаций подготовка по алгоритму “message house” наиболее приемлема.
Английское “message house” возможно трактовать и как “дом сообщения” и как “сообщение публике” или: “публичное сообщение”. На рисунке показано наиболее общее представление элементов технологии подготовки публичных выступлений “message house” [прл.1]. Три элемента присутствуют в любой версии “домика”: это послание, аргументы и основания. Остановимся на каждом из них подробнее.
Специалисты по коммуникациям называют “посланием” главную мысль информационного сигнала, который проходит путь от говорящего к слушающему. Говоря простым языком, послание - это та короткая содержательная часть, которая остается в наших собеседниках после того, как процесс общения закончен. Здесь очень важно слово “содержательная часть”: часто ситуативные эмоции и впечатления, симпатии или неприязнь, которые испытывает аудитория по отношению к выступающему, гораздо более сильны, чем собственно, информация, которую он хотел донести. Более того, без “эмоционального сопровождения” даже эта цель не будет достигнута. Но эта тема другого большого разговора, сейчас мы говорим о информационно-технологической части публичного выступления. Отличительной особенностью послания является его краткость и понимание с точки зрения зрителяслушателя. В советские времена, выступая в сельском клубе в рамках ликбеза о личной гигиене, профессор столичного института говорил в течение полутора часов. На следующий день одна из жительниц деревни, которая не была накануне на лекции, спросила у своей соседки: ну что там было? Соседка ответила: “Из города профессор приезжал. Симпатичный такой, умный. В галстуке”. “А о чем говорил-то?” “Сказал, что сырую воду пить вредно”. Лектор говорил полтора часа. Всё содержание его выступления для этой женщины свернулось в одну короткую фразу: сырую воду пить вредно. Это и есть послание. То, что запомнится нашим слушателям и зрителям. То, что они будут способны своими словами передать другим людям. А то, что он молодой, умный, симпатичный – это впечатление. В этом примере невозможно определить, удачное это было публичное выступление или нет (с точки зрения выступающего). Если он хотел донести до аудитории необходимость внимательно относиться к тому, какую воду они пьют, то выступление было удачным. Если у него была иная задача, то профессор с ней не справился.
Публичное выступление необходимо проектировать. Готовить. Поиск и формулирование послания – важнейший шаг на этом пути. Понимание того, что смысл наших выступлений всегда подвергается искажениям, слышится и запоминается людьми по-разному, заставляет уделять особое внимание процессу общения. Причем, в любой его форме: выступлению на конференции, по телевидению или разговору “с глазу на глаз”. Послание может существовать, даже когда мы не задумываемся над этим. То, как поймут наши мысли и сформулируют слушатели, станет посланием. Нужно обратить на это внимание, сформулировать его и постараться донести. То есть, управлять им. В противном случае оно будет неуправляемо нами.