Работа психолога в детском дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:51, отчет по практике

Краткое описание

Дошкольное образовательное учреждение № 81, г. Краснодар, ул. Станкостроительная, д.3. Заведующая Чернышова Елена Викторовна. В детском саду работает творческий, профессиональный коллектив из 24 педагогов и специалистов, который имеет высокий образовательный ценз. Высшую категорию имеют 16 педагогов, 5 - 1-ю категорию, 3 педагога, с второй категорией. 18 педагогов имеют высшее образование, остальные средне специальное. В тесном контакте с воспитателями работают специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог по ИЗО.

Содержание

1.Общие сведения об учебном учреждении
2.Работа психолога в ДОУ
3.Особенности психодиагностики дошкольников (рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи», методика «Выбери нужное лицо», тест «Родительское отношение к детям»)
4.Анкета для родителей
5.Анализ результатов исследования
6.Психокоррекционная работа. Обоснование выбора коррекционных мероприятий
7.Коррекционная программа по созданию психолого–педагогических условий для преодоления тревожностей для детей шестого года жизни в системе детско–родительских отношений
8.Игры, способствующие снижению уровня тревожности ребенка
9. «Лист информации» для родителей
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Вложенные файлы: 1 файл

Работа психолога в детском дошкольном учреждении.docx

— 554.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет по практике

 

Работа  психолога в детском дошкольном учреждении

 

Содержание

 

  1. Общие сведения об учебном учреждении
  2. Работа психолога в ДОУ
  3. Особенности психодиагностики дошкольников (рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи», методика «Выбери нужное лицо», тест «Родительское отношение к детям»)
  4. Анкета для родителей
  5. Анализ результатов исследования
  6. Психокоррекционная работа. Обоснование выбора коррекционных мероприятий
  7. Коррекционная программа по созданию психолого–педагогических условий для преодоления тревожностей для детей шестого года жизни в системе детско–родительских отношений
  8. Игры, способствующие снижению уровня тревожности ребенка
  9. «Лист информации» для родителей

Литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

 

 

  1. Общие сведения об учебном учреждении

 

Дошкольное  образовательное учреждение № 81, г. Краснодар, ул. Станкостроительная, д.3. Заведующая Чернышова Елена Викторовна. В детском саду работает творческий, профессиональный коллектив из 24 педагогов и специалистов, который имеет высокий образовательный ценз. Высшую категорию имеют 16 педагогов, 5 - 1-ю категорию, 3 педагога, с второй категорией. 18 педагогов имеют высшее образование, остальные средне специальное. В тесном контакте с воспитателями работают специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог по ИЗО. Основная цель детского сада № 81 – всестороннее психическое и физическое развитие дошкольников, воспитание свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме.

Содержание  работы в детском саду.

В содержание воспитательной работы в детском саду входят следующие разделы:

1) соблюдение  установленного для детей раннего  возраста режима дня, т. е.  верное распределение в течение  суток и четкая последовательность  сна, кормления, бодрствования,  смена разных видов деятельности;

2) правильное  проведение режимных процессов:  кормления, гигиенического ухода,  укладывания спать, обливания  и др.;

3) проведение  индивидуальных и групповых занятий,  игр, развлечений;

4) создание  условий для активной и разнообразной  самостоятельной деятельности детей.

 

  1. Работа психолога в ДОУ

 

Детский практический психолог в детском  дошкольном учреждении выполняет следующие  основные виды работы:

  • Психологическое просвещение - приобщение педагогического коллектива, родителей ДОУ к психологическим знаниям.
  • Психологическая профилактика - предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей.
  • Психологическое консультирование - помощь в решении проблем, с которыми люди приходят к психологу сами.
  • Психодиагностика - углубленное проникновение психолога во внутренний мир ребенка. Результаты психологического обследования дают основание для заключения о дальнейшем развитии или коррекции ребенка, эффективности профилактической и консультативной работы.
  • Психокоррекция - как устранение отклонений в психологическом и личностном развитии ребенка, работа но развитию ребенка, формированию его личности.

Таким образом, психологическая диагностика –  одно из основных направлений работы детского психолога.

Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально  – психологических и психофизиологических особенностей человека, а также для  выявления различий между группами людей, объединенных по какому – либо признаку.

Главной задачей диагностики дошкольников является установление взаимосвязей между  отдельными особенностями психики  ребенка (познанием, общением, качествами личности).

Основными задачами диагностики дошкольников являются:

  • изучение интеллектуальных, личностных и эмоционально – волевых особенностей детей, препятствующих нормальному протеканию процессов обучения и воспитания;
  • выявление и определение психологической готовности детей к школе;
  • выявление причин нарушений и отклонений в психическом развитии детей;
  • выявление причин нарушений межличностных отношений детей и воспитателей, детей и родителей, детей и детей;
  • определение социального статуса ребенка в детском коллективе;
  • установление количества и выраженности детских страхов.

 

  1. Особенности психодиагностики дошкольников

 

Психологическая диагностика – основа деятельности любого психолога. Основная цель психодиагноста – постановка диагноза, обеспечивающего  решение практических задач. Все  они, связанные с учетом психологических  различий между людьми, требуют работы квалифицированного специалиста, использующего  особый инструментарий – психодиагностические методики.

Психодиагностические  методики – это специфические  психологические средства. Поскольку  их используют в практических целях, они должны быть качественными настолько, насколько это возможно, чтобы  исключить ошибки в диагнозе.

Под методами психодиагностики понимаются основные пути и приемы научного познания психических  явлений и закономерностей.

В настоящее  время в мире насчитывается более  тысячи методов психодиагностики, и  разобраться в них, не имея в качестве ориентира некоторую схему, практически  невозможно. Такую, самую общую, схему  классификации психодиагностических методов можно предложить, и выглядит она следующим образом:

  1. Методы психодиагностики на основе наблюдения.
  2. Опросные психодиагностические методы.
  3. Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ деятельности и поведенческих реакций человека и продуктов его труда.
  4. Экспериментальные методы психодиагностики.

Диагностика психического развития детей раннего  и дошкольного возраста осуществляется основными методами: наблюдением и тестированием. Кроме этого используются: анкетирование, беседа, анализ продуктов детской деятельности.

В раннем возрасте психологическое обследование ребенка проходит без использования  тестов. Используются наблюдения в  естественных и экспериментальных  условиях.

Выбор методического  арсенала психологического обследования во многом зависит от «возможностей» обследуемого, от его способностей выполнять те или иные тестовые задания. Так до 3-4 лет психологическое  обследование ребенка проходит без  использования тестов в узком  смысле слова, основывается на методах  фиксированного наблюдения в естественных или экспериментальных (моделируемых) ситуациях. Надежность данной психометрии  определяется адекватностью параметров поведенческих реакций ребенка, выбранных в качестве критериев  показателей психического развития, и точностью, объективностью оценок этих параметров «наблюдателем» (экспертом).

Наблюдения  включают два основных объекта - детей и среду, в которой дети находятся, - и преследуют следующие цели:

- получить  информацию о развитии каждого  ребенка;

- понять  темперамент каждого ребенка;

- понять  взаимодействие детей как группы  и восприятие отдельными детьми  друг друга внутри группы;

- оценить,  в какой степени воспитатели  и среда соответствуют индивидуальным  потребностям каждого ребенка.

Особое  значение имеет наблюдение за игровой  деятельностью ребенка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в раннем возрасте.

Свободная игра позволяет установить контакт  с ребенком, особенно когда он боится обследования. Предоставив ребенку, возможность заниматься с игрушками («возьми какие, хочешь игрушки и  поиграй»), фиксируют первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций  при виде игрушек (радость, выраженная или сдержанная, безразличие), способность  самостоятельно выбрать игрушки  и организовывать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой  деятельности. Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно тс игрушки, которые  нужны для определенного действия (предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить  их на машину, и т. д.). В ходе производимых ребенком манипуляций психолог наблюдает  за координацией движений, состоянием моторики.

Помимо  наблюдения за свободной игровой  деятельностью ребенка проводится специальное обследование с помощью  игрушек. Например:

Доска Сегена №1. Предлагается детям с трех лет, представляет собой доску с углублениями, в которые вставляются соответствующие различные по форме геометрические фигуры.

Набор геометрических фигур разной формы (круг, квадрат, треугольник). Устанавливаются способности объединять предметы по общему признаку (простейшее обобщение), фигуры могут быть использованы для проверки счета, построения по образцу.

Матрешки. Ребенку предлагается разобрать, а затем собрать матрешку. Выявляется понимание инструкции, разумность действий, учет размеров матрешки.

«Мисочки». Выявляется уровень восприятия соотношения предметов по величине и овладения предметными действиями.

Мозаика. Предлагают разные варианты заданий: конструирование по образцу, по подражанию, свободное творчество. Исследуется наличие интереса, волевые усилия, пространственная ориентировка, способность к переносу показанного способа действия, мелкая моторика.

Предметные  картинки с изображением знакомых детям предметов могут применяться с разной целью: при исследовании внимания, зрительной памяти, мышления.

Рекомендованный игровой материал является примерным  образцом. Главное требование к нему: он не должен быть случайным, бессистемным. Порядок предъявления заданий предусматривает  чередование легких и трудных  заданий.

Этапы психодиагностики дошкольников.

1. Подготовительный  этап:

- составление  медицинского анамнеза на основе  анализа специальной документации (карты развития ребенка) и  беседы с медицинским работником;

- составление  социально-бытовой характеристики  жизнедеятельности ребенка на  основе анкетирования родителей;

- составление  педагогического анализа (педагогической  характеристики) на основе анкетирования  и бесед с воспитателями и  сотрудниками, взаимодействующих с  ребенком;

- составление  семейного анамнеза на основе  бесед с родителями.

2.  Адаптационный этап:

- знакомство  с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов  детского творчества.

3.  Основной этап:

- тестирование  или другой метод диагностики.

4.  Интерпретационный этап:

- составление  психологического заключения и  сопутствующих документов на  основе обработки и анализа  диагностических данных (по запросу).

5.  Заключительный этап:

- констатацию  результатов обследования в процессе  беседы с родителями (воспитателями);

- рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме.

Правила психодиагностики дошкольников.

1. Использовать  не менее 10-15 методик.

2. Подбирать  методики в соответствии с  его возрастом.

3. Строго  следовать инструкции.

4. Не  изменять стимульный материал.

5. Заинтересовать  ребенка, не пытаться работать  с ним через силу.

6. Наблюдать  за ребенком во время обследования (реакция его на ситуацию обследования, его активность, интерес, степень  расторможенности, напряженности, страхи, тревогу).

7. Чередовать  методики (изучение памяти следует  за анализом мышления, а изучение  восприятия - за исследованием воображения.  Начинать с рисуночных тестов. Методики на изучение личности  давать в конце, когда установлен  полный контакт с ребенком.

Информация о работе Работа психолога в детском дошкольном учреждении