Работа психолога в детском дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:51, отчет по практике

Краткое описание

Дошкольное образовательное учреждение № 81, г. Краснодар, ул. Станкостроительная, д.3. Заведующая Чернышова Елена Викторовна. В детском саду работает творческий, профессиональный коллектив из 24 педагогов и специалистов, который имеет высокий образовательный ценз. Высшую категорию имеют 16 педагогов, 5 - 1-ю категорию, 3 педагога, с второй категорией. 18 педагогов имеют высшее образование, остальные средне специальное. В тесном контакте с воспитателями работают специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог по ИЗО.

Содержание

1.Общие сведения об учебном учреждении
2.Работа психолога в ДОУ
3.Особенности психодиагностики дошкольников (рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи», методика «Выбери нужное лицо», тест «Родительское отношение к детям»)
4.Анкета для родителей
5.Анализ результатов исследования
6.Психокоррекционная работа. Обоснование выбора коррекционных мероприятий
7.Коррекционная программа по созданию психолого–педагогических условий для преодоления тревожностей для детей шестого года жизни в системе детско–родительских отношений
8.Игры, способствующие снижению уровня тревожности ребенка
9. «Лист информации» для родителей
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Вложенные файлы: 1 файл

Работа психолога в детском дошкольном учреждении.docx

— 554.83 Кб (Скачать файл)

Вхождение в игровую ситуацию является условием различных форм умственной деятельности ребенка. Он учится обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова и т.д. От мышления в предметном манипулировании ребенок переходит к мышлению представлениями. Выбранная вещь выступает как своеобразная внешняя опора для мысли о подразумевающемся предмете и как опора для реальных действий с этим предметом. Таким образом, в ролевой игре начинает развиваться способность действовать в мысленном плане. Первоначально действие в мысленном плане протекает только при опоре на реальные предметы, постепенно ребенок переходит к внутренним умственным действиям. Основу для перехода к умственным действиям составляет сокращение и обобщение игровых действий.

Ролевая игра – это своеобразная форма  приобщения ребенка к жизни. В  игре малышу впервые открываются  отношения, объективно существующие между  людьми, он начинает постигать, что  участие в каждой деятельности требует  от человека исполнения определенных обязанностей и дает ему ряд прав. Последовательное исполнение определенных ролей дисциплинирует играющих детей. В совместной деятельности они учатся согласовывать свои действия. Эти реальные взаимоотношения с другими членами детской группы не только формируют коллективистические качества, но и поднимает самосознание ребенка, формирует самостоятельность, способность к сопереживанию, способность следовать за группой.

Особая  роль отводится в игре точному  соблюдению правил и отношений. Впервые  появляется лидерство, у детей развиваются  организаторские умения и навыки. В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательными моментами для детей становятся выигрыш и успех. Именно в таких  играх формируется и закрепляется у детей мотивация достижения успеха.

В игре дети с большой легкостью согласуют  свои действия, подчиняются и уступают друг другу, так как это входит в содержание взятых на себя ролей. Этап ролевого соподчинения и согласования действий совпадает с возникновением относительно продолжительного интереса к кому-либо их сверстников. Игра становится уже предлогом для активного  общения. Действовать совместно  с другим ребенком не так-то просто без социальных навыков общения. Чтобы наладить отношения и не потерять расположения сверстника, ребенок  ищет путь к взаимопониманию. Некоторое  «легкомыслие» в отношениях, частые смены партнеров по игре объясняются  стремлением освоить человеческие отношения. Заводя новые и новые  приятельские отношения, ребенок открывает  для себя множество поведенческих  форм, которые дают ему известную  свободу в группе знакомых сверстников.

Игровая деятельность способствует развитию произвольного  внимания и произвольной памяти. В  условиях игры дети сосредоточиваются  лучше и запоминают больше, чем  в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель – сосредоточить внимание, запомнить и припомнить – выделяется для ребенка раньше и легче  всего в игре. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая  игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает  детей к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

От младшего к старшему дошкольному возрасту внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Младшие дошкольники обычно рассматривают  привлекательные для себя картинки не более 6-8 секунд, в то время как  старшие дошкольники способны сосредотачивать  внимание на одном и том же изображении 12-20 секунд. В старшем дошкольном возрасте уже наблюдаются значительные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, это зависит  от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий  жизни. В конце дошкольного возраста формируется возможность все  более длительного произвольного управления вниманием.

В старшем  дошкольном возрасте появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение  детей, совершенствуются все познавательные процессы, являются сюжетно-ролевые  игры.

Воображение у детей выполняет две функции:

- познавательно-интеллектуальную. Благодаря этой функции воображения  ребенок лучше узнает окружающий  мир, легче и успешнее решает  возникающие перед ним задачи;

- аффективно-защитную. Эта функция позволяет воображению  предохранить легко ранимую и  слабо защищенную душу ребенка  от чрезмерно тяжелых переживаний  и травм.

Игра  оказывает большое влияние на развитие речи ребенка. Игровая ситуация требует от каждого включенного  в нее ребенка определенной способности  к коммуникации. К концу дошкольного  детства обогащается словарь  и совершенствуется грамматический строй речи, осуществляется переход  от ситуативной к контекстной  форме речи, понятной вне ситуации; резко возрастает регулирующая функция речи в поведении и осуществлении всех видов психических действий; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления.

К 5-6 годам  дети овладевают правилами грамматики родного языка без особых затруднений  и без специального обучения. К  шести годам лексикон ребенка  состоит примерно из 14000 слов. Он уже  владеет словоизменением, образованием времен, правилами составления предложений. Появляются первые развернутые формы  диалогической речи, появляется и  развивается развернутое монологическое высказывание, отмечается развитие речи «про себя» и внутренней речи.

Когда запоминание  становится условием успешной игры или  имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова  в заданном порядке, стихи, последовательность действий и др. Ребенок может пользоваться приемами запоминания уже сознательно. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Здесь все  определяет интерес ребенка к  делу, которым он занят.

Таким образом, все познавательные процессы развиваются  и совершенствуются в игровой  деятельности ребенка.

Готовность  к школе.

В подготовке детей к школе немалую роль играет специальная воспитательная работа, которая ведется в старших  группах детского сада. Но она должна представлять собой не попытку оказания скорой помощи, а опираться на все  предшествующие достижения в психическом  развитии. Не может быть ничего вреднее, чем загромождение памяти детей  большим количеством разрозненных сведений или механическое вдалбливание навыков чтения и счета. Совсем другое дело, когда дети получают обобщенные и систематизированные знания, когда  их обучают ориентироваться в  новых областях действительности (в количественных отношениях вещей, в звуковой материи языка) и организуют овладение навыками на этой широкой основе. В процессе такого обучения у детей вырабатываются такие начатки теоретического подхода к действительности, которые дадут им возможность в будущем сознательно усваивать любые знания.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный  и социальный.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как  уменьшение импульсивных реакций и  возможность длительное время выполнять  не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность  ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение  законам детских групп, а также  способность исполнять роль ученика  в ситуации школьного обучения.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость); концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность  логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким  образом интеллектуальную зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

По современным  неврологическим представлениям к  шести годам происходит важный перелом  в морфологическом и функциональном развитии головного мозга. Вес мозга  шестилетнего ребенка составляет примерно 90% веса мозга взрослого человека. Степень сформированности различных  областей мозга, равно как и характеристика кровоснабжения мозга, близка к соответствующим  показателям мозга взрослого  человека. Повышается быстрота и прочность  образования в коре больших полушарий  мозга условных нервных связей, развивается  тормозящая функция коры. Т.е., мозг к этому времени, как правило, является достаточно созревшим для  усвоения и переработки значительной по объему и относительно сложной информации, готовым для выполнения новой для него учебной деятельности.

У детей  шестилетнего возраста следует отметить общую тенденцию – постепенный  переход от доминирования непроизвольных форм психической деятельности и  поведения к произвольным формам.

Память  шестилетнего ребенка отличается высокой  степенью механического запоминания, связанного с буквально точным воспроизведением (на основе неоднократного повторения). Известно, как легко эти дети запоминают стихотворения, сказки. Несмотря на заметные успехи в развитии произвольного  запоминания, непроизвольное запоминание  пока еще остается доминирующим видом  запоминания. Дети еще не умеют управлять  своим запоминанием, некоторые из них даже не понимают, что означает требование взрослых запомнить. Самоконтроль запоминания еще не сформирован. Хорошо, быстро и прочно запоминается то, что интересно, что произвело  сильное впечатление. Увеличивается  объем запоминаемого материала. Образная память пока еще преобладает  над словесно-логической, несмотря на заметное развитие последней.

Готовность  ребенка к школе, к овладению  учебной деятельностью является результатом его полноценного развития в период дошкольного детства.

 

 

Литература

 

  1. Воспитание и обучение в детском саду./ Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1976.
  2. Дубровина И.В. и др. Психология. – М., 2003.
  3. Лебедева С.А. Детская практическая психология. – Шуя, ШГПУ, 2003.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000.
  5. Немов Р.С. Психология. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М., 2005.
  6. Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М., 1996.
  7. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО “МОДЕК”, 2000.
  8. Основы психологии: Практикум / Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д., 2003. Прихожан А.М.
  9. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.-М.,2000.
  10. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб., 2006.
  11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста/ Е.И. Рогов. – М., 2006.
  12. Семейная психотерапия./Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В.-СПб.,2000.
  13. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М., 1981.
  14. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей.-М.,1996.
  15. Столяренко Л.Д. Психология. – СПб., 2006.
  16. Фромм А. Азбука для родителей / Пер. И.Г. Константиновой. – Л., 1991.

 

Приложение 1.

 

Опросник  родительского отношения к детям

 

Инструкция: Опросник представляет из себя 61 утверждение, с которыми следует согласиться  или нет. Отметьте Ваши ответы в бланке.

Вопросы:

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.
  15. Для своего возраста мой ребенок немного незрелый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своем ребенке.
  22. К моему ребенку липнет все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  39. Основные причины капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребенка.
  54. Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Информация о работе Работа психолога в детском дошкольном учреждении