Работа психолога в детском дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:51, отчет по практике

Краткое описание

Дошкольное образовательное учреждение № 81, г. Краснодар, ул. Станкостроительная, д.3. Заведующая Чернышова Елена Викторовна. В детском саду работает творческий, профессиональный коллектив из 24 педагогов и специалистов, который имеет высокий образовательный ценз. Высшую категорию имеют 16 педагогов, 5 - 1-ю категорию, 3 педагога, с второй категорией. 18 педагогов имеют высшее образование, остальные средне специальное. В тесном контакте с воспитателями работают специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог по ИЗО.

Содержание

1.Общие сведения об учебном учреждении
2.Работа психолога в ДОУ
3.Особенности психодиагностики дошкольников (рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи», методика «Выбери нужное лицо», тест «Родительское отношение к детям»)
4.Анкета для родителей
5.Анализ результатов исследования
6.Психокоррекционная работа. Обоснование выбора коррекционных мероприятий
7.Коррекционная программа по созданию психолого–педагогических условий для преодоления тревожностей для детей шестого года жизни в системе детско–родительских отношений
8.Игры, способствующие снижению уровня тревожности ребенка
9. «Лист информации» для родителей
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Вложенные файлы: 1 файл

Работа психолога в детском дошкольном учреждении.docx

— 554.83 Кб (Скачать файл)

К рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

К рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

К рис.3 . Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рис.4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) одевается».

К рис.5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

К рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».

К рис.7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

К рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рис.11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

К рис.12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рис.13. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

К рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные  высказывания фиксируются в специальном  протоколе (табл. 1).

Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет  две формы: количественную и качественную.

Количественный  анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.

 

ИТ  = Количество эмоционально негативных выборов / 14 * 100%

 

По индексу  тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут  быть разделены на три группы:

1. Высокий  уровень тревожности. ИТ по  величине больше 50%.

2. Средний  уровень тревожности. ИТ находится  в пределах от 20% до 50 %.

3. Низкий  уровень тревожности. ИТ располагается  в интервале от 0% до 20%.

В ходе качественного анализа каждый ответ ребёнка (второй столбец протокола) анализируется отдельно. На основе такого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка. Особенно высоким проективным значением в этой связи обладают рис.4 (одевание), 6 (укладывание в постель в одиночестве), 14 (еда в одиночестве). Дети, в этих ситуациях делающие отрицательные эмоциональные выборы, с высокой степенью вероятности будут обладать высоким ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 (ребёнок и мать с младенцем), рис. 7 (умывание), рис. 9 (игнорирование) и рис. 11 (собирание игрушек), с большой вероятностью получат высокий или средний индекс ИТ.

 

Таблица 1

Протокол  к методике «Выбери нужное лицо»

Имя ребенка:____________ Возраст ребенка:__________

Дата проведения обследования:_____________

Номер и содержание рисунка

Высказывания ребенка

Выбор лица

   

веселое

печальное

1. Игра с младшими детьми

     

2. Ребенок и мать с младенцем

     

3. Объект агрессии

     

4. Одевание

     

5. Игра со старшими детьми

     

6. Укладывание спать в одиночестве.

     

7. Умывание

     

8. Выговор

     

9. Игнорирование

     

10. Агрессивное нападение

     

11. Собирание игрушек

     

12. Изоляция

     

13. Ребенок с родителями

     

14. Еда в одиночестве.

     

 

 

Высокий уровень тревожности обнаружен  почти у половины детей (49%), низкий – у 25% детей и средний –  у 26% воспитанников.

Тест  родительского отношения к детям А. Я. Варга и В. В. Столина.

Опросник  представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. В родительское отношение включается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник представляет из себя 61 утверждение, с которыми следует согласиться или нет. При обработке ответы распределяются по пяти шкалам, соответствующим разным типам родительского отношения:

  1. «Принятие-отвержение»: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44,45,46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
  2. «Социальная желательность»: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
  3. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
  4. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается  только ответ «да», «верно». Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных  рангов тестовых баллов по соответствующим  шкалам.

 

Шкала 1

«Сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Процентильный ранг

0

0

0

0

0

0

0,63

3,79

12,02

«Сырой» балл

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Процентильный ранг

31,0

53,79

68,35

77,21

84,17

88,60

90,50

92,40

93,67

«Сырой» балл

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Процентильный ранг

94,30

95,50

97,46

98,10

98,73

98,73

99,36

100

100

«Сырой» балл

27

28

29

30

31

32

     

Процентильный ранг

100

100

100

100

100

100

     

 

Шкала 2

«Сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Процентильный ранг

1057

3,46

5,67

7,88

9,77

12,29

19,22

31,19

48,82

80,93


 

Шкала 3

«Сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентильный ранг

4072

19,53

39,06

57,96

74,97

86,63

92,93

96,65


 

Шкала 4

«Сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

Процентильный ранг

4,41

13,86

32,13

53,87

69,30

83,79

95,76


 

 

Шкала 5

«Сырой» балл

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентильный ранг

14,55

45,57

70,25

84,19

93,04

96,83

99,37

100


 

Низкие  значения по первой шкале отражают положительное эмоциональное отношение  к ребенку, его принятие, когда  родителю нравится ребенок таким, какой  он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится  проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Низкий показатель, наоборот, означает отвержение. Родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок  не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Чаще всего родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку  и не уважает его.

Вторая  шкала отражает социально-желательный  образ родительского отношения. Высокий показатель по этой шкале  содержательно раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует ребенку. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство  гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается  быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его  точку зрения в спорных вопросах.

Третья  шкала отражает межличностную дистанцию  в общении с ребенком. При высоких  показателях по этой шкале можно  считать, что родитель стремится  к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция  описывается так: родитель ощущает  себя с ребенком единым целым, стремится  удовлетворить все потребности  ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему  маленьким и беззащитным. Тревога  родителя повышается, когда

ребенок начинает автономизироваться волей  обстоятельств, так как по своей  воле родитель не предоставляет ребенку  самостоятельности никогда.

Четвертая шкала отражает форму и направление  контроля за поведением ребенка. При  высоких значениях по этой шкале  в родительском отношении отчетливо  просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного  послушания и дисциплины. Он старается  навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии принять его  точку зрения. За проявление своеволия  ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального  успеха. При этом родитель хорошо знает  ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.

Пятая шкала  отражает особенности восприятия и  понимания ребенка родителем. При  высоких значениях по этой шкале  в родительском отношении имеется  стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит  ребенка младшим по сравнению  с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся  родителю детскими, несерьезными. Ребенок  представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается  оградить ребенка от трудностей жизни  и строго контролировать его действия.

Опросник  может применяться с целью  изучения преобладающего стиля семейного  воспитания, своевременная диагностика  может помочь наметить соответствующую  коррекционную работу в детско-родительских отношениях.

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую  картину родительского отношения  к детям:

Оптимальные родительские отношения к ребёнку  наблюдаются в 10 семьях (33 %). К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %). Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в шести семьях (20 %).

По результатам  этой методики мы видим, что большинство  семей используют неэффективные  отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у  детей.

 

 

Наиболее  оптимальным является такой уровень  родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

К нейтральному уровню можно отнести отношения  по типу “симбиоз” и “маленький неудачник”. Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

Информация о работе Работа психолога в детском дошкольном учреждении