Развитие внимания у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-логопедической работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 18:47, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования : выявить возможности коррекции развития внимания через проведение системы специально организованных игр.
Объект исследования : Процесс коррекционно – логопедической работы с детьми имеющими речевые нарушения.
Предмет исследования : Возможность развития и формирования основных характеристик внимания (объема, устойчивости, переключаемости), видов внимания (зрительного, слухового, моторно – двигательного) в процессе логопедической работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Обзор литературных источников по проблемеисследования
1.1 Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых
1.2 Особенности развития внимания в детском возрасте
1.3 Исследования особенностей внимания у детей с проблемами в развитии
ГЛАВА 2 . Экспериментальное исследование особенностей вниманияу старших дошкольников с нарушениями речи (констатирующий эксперимент)
2.1 Объект и ход проведения экспериментального исследования
2.2 Методики изучения внимания
2.3 Изучение особенностей речевой сферы детей экспериментальной группы
2.4 Результаты экспериментального исследования особенностей внимания детей с речевыми нарушениями
2.5 Результаты экспериментального исследования особенностей внимания нормально развивающихся дошкольников
2.6 Сравнительный анализ полученных экспериментальных данных
ГЛАВА 3 . Коррекционная работа по развитию внимания (формирующий эксперимент)
3.1 Принципы проведения и задачи коррекционной работы
3.2 Содержание программы развития внимания
3.3 Оценка эффективности программы коррекционно–развивающих игр (контрольный эксперимент)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Куровая 2 по вниманию.docx

— 301.79 Кб (Скачать файл)

3. Основные характеристики  внимания взрослых и детей  зависят и от темперамента, направленности  личности.

4. У детей с речевыми  нарушениями отмечается более  низкий уровень развития основных  характеристик внимания, чем у  их нормально развивающихся сверстников. Плохо развивающаяся речь, меньшая  самостоятельность в поведении  ребенка не позволяет развиваться  объему внимания. Роль слова как  объекта внимания снижена. Устойчивость  внимания низкая, так как умение  направлять внимание на те объекты, которые требуют сосредоточения снижено. Умение это связано непосредственно с речью, так как только в словах может быть выражена цель деятельности.

5. Внимание можно и  нужно тренировать. Поскольку оно  включено в любой психический  процесс, то оно и совершенствоваться  может в разных видах психической  деятельности, разумно организованной  взрослым. Этому способствуют как  специально организованные игры  на развитие внимания, его свойств, видов, так и специально организованные  игры по развитию речи с  включением заданий на речевом  материале, физкультминутки с заданиями  направленными на развитие двигательного  контроля.

6. Положительные результаты  развития основных характеристик  внимания в процессе эксперимента  свидетельствуют о возможности  развития их в разных видах  деятельности, что позволяет рекомендовать  коррекционные игры для работы  разным специалистам.

7. Высокий уровень сформированности характеристик внимания очень важен для учебно-воспитательного и коррекционно-логопедического процессов. Так в логопедической работе развитое внимание позволяет в более короткие сроки, с наименьшими затратами преодолеть трудности возникающие у детей с речевой патологией.

Таким образом, поставленная нами цель и задачи были решены, а выдвинутая нами в исследовании теоретическая гипотеза о необходимости развития внимания (его характеристик) у дошкольников с речевыми нарушениями, как одного из условий успешного обучения в школе и успешной коррекционно-логопедической работы, получила подтверждение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баскакова И.Л. Внимание  дошкольника, методы его изучения  и развития. Изучение внимания  школьников. – М.: Издательство «  Институт практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1995. – 64с.

2. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. Монография. М., РI4Ц «Альфа». МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. – 136с.

3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей.! Под ред. Проф. Т.Б. Филичевой. – М.: «Гном-Пресс»; 2000. – 64с.

4. Богданова Т.Г., Корнилова  Т.В. Диагностика познавательной  сферы ребенка. М. 1994.

5. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания памяти и воображения в дошкольном возрасте// Дошкольное воспитание. – 1 974. – К 12. – С.24-30.

6. Выготский Л.С. История  развития высших психологических  функций.// Собр. Соч.: В 6т. М., 1983. Т 3. С.5-328.

7. Выготский Л.С. Развитие  высших форм внимания в детском  возрасте.// Хрестоматия по вниманию/Под  ред.ЛеонтьеваА.Н. Пузырея А.А., Романова В.Я. М., 1976. - С.184-219.

8. ВыготскийЛ.С. Развитие высших психических функций.-М.; Издательство АПН РСФСР.-1960.

9. Вопросы психологии  внимания. Саратов. 1972., выпуск 4.

10. Гальперин П.Я. К проблеме  внимания.// Докл. АПН РСФСР. 1958. №3. С.33-38.

11. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание.-М.: Педагогика, 1972.

12. Григорьева Л.П. Психофизиология  развития внимания у детей  в норме и со сложными сенсорными  нарушениями// Дефектология. 2000. №2. С.3-13.

13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность детей к школе.- М.: Академический проект.-2000.- 184 с.

14. Детская психология / Под ред. Люблинской А.А.. - М., 1971. - 415с.

15. Детская психология./ Под  ред. Эльконина д.Б. – М., Учпедгиз. 1960. – 78с.

16. Детская психология / Под ред. Урунтаевой Г.А.- Академия. 1999.- ЗЗ6с.

17. Добрынин Н.Ф. Основные  вопросы психологии внимания.// Психологическая  наука в СССР. М., 1959. Т2.

18. Добрынин Н.Ф. Внимание  и память. М.: 1958.

19. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.:1995.

20. Диагностика и коррекция  психического развития дошкольников.// Под ред. Я.Л. Коломенского, Е.А. Панько.- Минск, 1997.

21. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М.: Педагогика.- Пресс. 1993.-48с.

22. Зверева Г.И. О воспитании  внимания. // Дошкольное воспитание. – 1960. – №12. – С.46.

23. Кравцова Е.Е. Психологические  проблемы готовности детей к  обучению в школе. – М.,1991.

24. Крысько В.Г. Общая психология  в схемах и комментариях к  ним. – М.: Московский психолого-социальный  институт: Флинта. – 1998. – 192с.

25. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно – методическое пособие.- СПб.: Издательство Союз, 2003.- 224с.

26. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб, пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: издательский центр «Академия», 2000.- 232с.

27. Лурия А.Р. Внимание и память. - М.,1975.

28. Мастюгина И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А., Слоненко Т.Б. Как

развивать внимание.- Донецк.- 1997.

29. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.-СПб.: Речь.- 2001.- 22с.

30. Мухина В.С. Возрастная  психология.- М., Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс. 1999.- 352с.

31. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В З кн.- 4 изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- кн. 1: Общие основы психологии.- 688с.

32. Осипова А.А. Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 104с.

33. Овчарова Р.В., Жданова Т.Б., Перервус Н.Э. Учебное пособие для слушателей высших курсов психологов. Архангельск.- 1992.-С.18.

34. Общая психология: Учеб. пособие для студ. пед. инстит./ Под ред. В.В. Богословского, А.А. Степанова, А.д. Виноградова и др. М.: Просвещение, 1981.- 383с.

35. Психология детей дошкольного  возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина. Просвещение. 1964.-352с.

36. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми./ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия. – 1998. – 160с.

37. Психология человека: Учеб. для студентов всех спец. педаг. Вузов/ Под. ред. И.А. Домашенко, Т.А. Ратанова. – М.: МГОПУ. – 1999. – 272 с.

38. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие.- М.: ИНТОР, 1997.

39. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодинамические методы изучения личности: Учебное пособие. М.: 1998.- 17с.

40. Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе.// Вопросы психологии. – 1990. – №4. – С.161-167.

41. Руководство практического  психолога: Готовность к школе: Развивающие  программы. Методическое пособие /Под ред. И.В. Дубровиной. – 5-е издание. М.: Академия. – 1999. – 96с.

42. Сиротюк А.Л. Синдром  дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 128с.

43. Степанова О.А. Профилактика  школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ  Сфера, 2003. – 128с.

44. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической  и коррекционной работы психолога. – М.: 2000. Академия. – 232с.

45.Тушканова О.И. Развитие  внимания. – Волгоград. – 1995.

46.УльенковаУ.В. Особенности  устойчивости и концентрации  произвольного внимания у умственно  отсталых учащихся младших классов.// Дефектология. 1993. – №1. – С. 18-24.

47. Усанова О.И., Гаркуша  Ю.Ф. Особенности произвольного внимания  у детей с моторной алалией.// Под ред. Беляковой Л.И. М.: МГПИ  им. Ленина. 1982. – С. 27-35.

48.УрунтаеваГ.А., АфонькинаЮ.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия. – 1998. – 304с.

49. Филичева Т.Б. и др. Основы  логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. « Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, – 1989. – 223 с.

50. Хрестоматия по вниманию.// Под ред. А.Н. Лентьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. М., 1976. (Сознание и внимание. В. Вундт. С. 3-25; Психология внимания. Т. Рибо. С.66-102; Установка у человека. Д.Н. Узнадзе. С.260-270.)

51. Черемошкина Л.В. Развитие внимания у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. – 1997. – С.21.

52. Чередникова Т.В. Тесты  для подготовки и отбора детей  в школы: Рекомендации практического  психолога. СПб. 1996. – 25с.

53. Шванцара Йозеф. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Протокол обследования характеристик внимания

Оли Ж.

I серия эксперимента. Обследование объема внимания.

1.1. «Запомни и  расставь точки».

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом ты сама будешь ставить точки в пустые клеточки в тех местах, где ты видела эти точки на карточках».

Фиксируемые параметры:

Констатирующий эксперимент. Контрольный эксперимент.

1. t =15сек N =1 5. t=15сек N=2 1. t=15cек N=2 5. t=15cек N=2

2. t =15сек N =2 6. t=15cек N=3 2. t=15cек N=2 6. t=15cек N=4

3. t =15сек N =3 7. t=15cек N=2 3. t=15cек N=3 7. t=15cек N=4

4. t =15сек N=2 8. t=15cек N=3 4. t=15cек N=4 8. t=15cек N=4


Воспроизвела 2-3 точки, набрала 4-5 Воспроизвела 3-4 точки, набрала

баллов, что соответствует низкому 6-7 баллов, что соответствует среднему

уровню развития объема внимания. уровню развития объема внимания.

1.2 «Круги»

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимательна. Я объясню задание один раз. В этой таблице нарисованы круги разных размеров. Одни из них пустые (показ), другие – двойные (показ), а третьи – тройные (показ). Посмотри внимательно и отыщи все пустые круги от самого большого до самого маленького в порядке их уменьшения».

Фиксируемые параметры:

Констатирующий эксперимент. Контрольный эксперимент.

t = 130сек N = 5 ошибок. t = 110 сек N = 4 ошибки.

низкий уровень развития объема средний уровень развития объема

внимания. внимания.


II cерия эксперимента. Обследование устойчивости внимания

2.1 «Найди и  вычеркни»

Инструкция: «Я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда я скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной фигуры. Это будешь делать до тех пор, пока я не скажу «стоп». Я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановилась и снова скажу «начинай». И ты продолжишь искать и вычеркивать предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец»».

Фиксируемые параметры:

Констатирующий эксперимент. Контрольный эксперимент.

t=30 сек N=17 n=0 S=0,28 1. t=30 сек N=20 n=0 S=0,3

t=30 сек N=29 n=0 S=0,48 2. t=30 сек N=34 n=0 S=0,56

t=30 сек N=25 n=0 S=0,41 3. t=30 сек N=37 n=0 S=0,6

t=30 сек N=24 n=0 S=0,4 4. t=30 сек N=42 n=0 S=0,7

t=30 сек N=29 n=0 S=0,48 5. t=7 сек N=7 n=0 S=05

t=150 сек N=124 n=0 S=0,41 t=127 сек N=140 n=0 S=0,55

Ребенок набрал 3 балла, что Ребенок набрал 4 балла, что

соответствует низкому уровню соответствует среднему уровню

развития устойчивости внимания. развития устойчивости внимания


2.2 «Переплетенные  линии»

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем. Будь внимательна. На этом рисунке изображены линии, которые переплетены между собой. Необходимо проследить только глазами от начала до конца каждую линию6 найти ее начало и конец и назвать мне цифры».

Фиксируемые параметры:

Констатирующий эксперимент. Контрольный эксперимент.

t=1,5 сек. n=3 ошибки t=1,5 сек. n=0 ошибок 

низкая устойчивость. средняя устойчивость.


Приложение № 2

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ПСИХОГИМНАСТИКА

В магазине зеркал

Цель : развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека.

Описание . Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности долны повторять все игроки.

Инструкция : « Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы — зеркалами».

Примечание . На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребё нок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).

Ручеёк .

Цель : создание веселого и жизнерадостного настроения.

Описание . Из пар, стоящих друг за другом с поднятыми и сцепленными руками, образуется длинный коридор. Игрок, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и берет за руку того, кто ему симпатичен. Образованная пара идет в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». Так «ручеек» движется долго, беспрерывно.

Инструкция : «Сейчас мы поиграем. Для этого нужно стать парами — кто с кем хочет. Образованные пары должны взяться за руки и держать их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к началу «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Новая пара, взявшись за руки, пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало ручейка таким образом «ручеек» движется долго».

Информация о работе Развитие внимания у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-логопедической работы