Развитие внимания у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-логопедической работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 18:47, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования : выявить возможности коррекции развития внимания через проведение системы специально организованных игр.
Объект исследования : Процесс коррекционно – логопедической работы с детьми имеющими речевые нарушения.
Предмет исследования : Возможность развития и формирования основных характеристик внимания (объема, устойчивости, переключаемости), видов внимания (зрительного, слухового, моторно – двигательного) в процессе логопедической работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Обзор литературных источников по проблемеисследования
1.1 Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых
1.2 Особенности развития внимания в детском возрасте
1.3 Исследования особенностей внимания у детей с проблемами в развитии
ГЛАВА 2 . Экспериментальное исследование особенностей вниманияу старших дошкольников с нарушениями речи (констатирующий эксперимент)
2.1 Объект и ход проведения экспериментального исследования
2.2 Методики изучения внимания
2.3 Изучение особенностей речевой сферы детей экспериментальной группы
2.4 Результаты экспериментального исследования особенностей внимания детей с речевыми нарушениями
2.5 Результаты экспериментального исследования особенностей внимания нормально развивающихся дошкольников
2.6 Сравнительный анализ полученных экспериментальных данных
ГЛАВА 3 . Коррекционная работа по развитию внимания (формирующий эксперимент)
3.1 Принципы проведения и задачи коррекционной работы
3.2 Содержание программы развития внимания
3.3 Оценка эффективности программы коррекционно–развивающих игр (контрольный эксперимент)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Куровая 2 по вниманию.docx

— 301.79 Кб (Скачать файл)

Недостаточная сформированность восприятия детей выражается в отвлечении внимания, поэтому постепенное развитие и совершенствование у детей восприятия существенно влияет на организованность, целенаправленность внимания, расширяет его объем. В нашей программе развитие сенсорного внимания тесно связано с развитием зрительного восприятия, развитие слухового внимания с развитием слухового восприятия, а развитие моторно-двигательного внимания с развитием общей и мелкой моторики.

Игры проводимые логопедом на индивидуальных занятиях, кроме задач развития внимания, решали задачи автоматизации и дифференциации звуков, задачи развития грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха, формирования фонематического восприятия и представлений. Разные по материалу, действиям, правилам, с соблюдением логики последовательного усложнения их содержания, игры каждый раз являлись субъективно новыми, поэтому каждый раз по-новому привлекательными и интересными.

3.2 Содержание  программы развития внимания

Коррекционно-развивающая программа состоит из 20 занятий, продолжительность занятия от 20 до 30 минут. Занятия проводились воспитателем.

Структура занятия:

– психогимнастика,

– игра на развитие слухового восприятия и внимания,

– игра на развитие зрительного восприятия и внимания,

– игры на развитие моторно-двигательного внимание и развитие общей и мелкой моторики.

Занятие 1.

1. Игра «Ручеек». Цель: создание  веселого настроения.

2. Игра «Что слышно?»  Цель: развитие слухового внимания.

3. Задание «Найди два  одинаковых предмета». Цель: развитие  сенсорного внимания, объема внимания.

4. Игра «Кто летает?». Цель: развитие моторно-двигательного  внимания.

5. Задание «Выложи из  палочек» (по образцу 1-го уровня  сложности). Цель: развитие произвольного  внимания и мелкой моторики  рук.

Занятие 2.

1. Игра «Ручеек». Цель: создание  веселого настроения.

2. Игра «Слушай звуки». Цель: развитие слухового внимания.

3. Задание «Найди пять  отличий». Цель: развитие произвольного  внимания, переключения внимания.

4. Игра «Кто летает?». Цель: развитие моторно-двигательного  внимания.

5. Задание «Выложи из  мозаики». Цель: развитие концентрации  и объема внимания, мелкой моторики  руки.

Занятие 3.

1. Игра «Ручеек». Цель: создание  веселого настроения.

2. Упражнение «Исключение  лишнего». Цель: развитие сенсорного  внимания, объема внимания.

3. Игра «Узнай по голосу  – 1». Цель: развитие слухового внимания.

4. Задание «Выложи из  палочек» (по образцу 1-го уровня  сложности). Цель: развитие произвольного  внимания и мелкой моторики  руки.

5. Игра «По новым местам». Цель: развитие моторно-двигательного  внимания.

Занятие 4.

1. Игра «Ручеек». Цель: создание  веселого настроения.

2. Задание «Выложи из  мозаики». Цель: развитие концентрации  и объема внимания, мелкой моторики  руки.

3. Игра «Совушка-сова». Цель: развитие произвольного внимания, воспитание выдержки.

4. Задание «Найди два  одинаковых предмета». Цель: развитие  сенсорного внимания, объема внимания.

5. Игра «По новым местам». Цель: развитие моторно-двигательного  внимания.

Занятие 5.

1. Игра «Ручеек». Цель: создание  веселого настроения.

2. 2.Задание «Выложи из  палочек» (по образцу 1-го уровня  сложности). Цель : развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки.

3. Игра «Узнай по голосу- 2». Цель: развитие слухового внимания.

4. Задание «Найди пять  отличий». Цель: развитие произвольного  внимания, переключения внимания.

5. Игра «По новым местам». Цель: развитие моторно-двигательного  внимания.

Занятие 6.

1. Упражнение «Смотри  на руки». Цель: развитие активного  произвольного внимания.

2. Упражнение «Выложи из мозаики». Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки.

3. Игра «Совушка – сова». Цель: развитие внимания, воспитание выдержки.

4. Задание «Найди два  одинаковых предмета». Цель: развитие  сенсорного внимания, объема внимания.

5. Задание «Найди все  отличия». Цель: развитие произвольного  внимания, переключения внимания.

6. Игра «Будь внимателен». Цель: развитие произвольного внимания, скорости реакции.

Занятие 7.

1. Упражнение «Смотри  на руки». Цель: развитие активного  внимания.

2. Задание «Найди два  одинаковых предмета». Цель: развитие  зрительного восприятия и внимания, объема внимания.

3. Задание «Найди пять  отличий». Цель: развитие произвольного  внимания, переключения внимания.

4. Игра «Совушка- сова». Цель: развитие внимания, воспитание выдержки.

5. Задание «Выложи из  палочек» (по образцу 2-го уровня  сложности). Цель: развитие произвольного  внимания, мелкой моторики руки.

6. Игра «Четыре стихии». Цель: развитие слухового внимания, координации движений.

Задание 8.

1. Упражнение «Смотри  на руки». Цель: развитие активного, произвольного внимания.

2. Задание «Найди пять  отличий». Цель: развитие произвольного  внимания, переключения и распределения  внимания.

3. Упражнение «Исключение  лишнего». Цель: развитие мышления  и объема внимания.

4. Упражнение «Выложи  из мозаики». Цель: развитие концентрации  и объема внимания, мелкой моторики  руки.

5. Игра «Что слышно?». Цель: развитие слухового внимания.

6. Игра «Кого назвали, тот лови!». Цель: развитие внимания, скорости реакции.

Занятие 9.

1. Упражнение «Смотри  на руки». Цель: развитие произвольного  внимания.

2. Упражнение «Выложи  из палочек» (по образцу 2-го уровня  сложности). Цель: развитие произвольного  внимания, мелкой моторики руки.

3. Игра «Слушай звуки». Цель: развитие слухового внимания.

4. Задание «Найди пять  отличий». Цель: развитие произвольного  внимания, переключения и распределения  внимания.

5. Задание «Найди два  одинаковых предмета». Цель: развитие  зрительного внимания, объема внимания.

6. Игра «Кого назвали, тот и лови!». Цель: развитие внимания, скорости реакции.

Занятие 10.

1. Упражнение «Смотри  на руки». Цель: развитие произвольного  внимания.

2. Упражнение «Исключение  лишнего». Цель: развитие мышления  и объема внимания.

3. Задание «Найди два  одинаковых предмета». Цель: развитие  зрительного внимания.

4. Игра «Узнай по голосу-2». Цель: развитие слухового внимания.

5. Задание «Выложи из  мозаики по образцу». Цель: развитие  концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки.

6. Игра «Кого назвали, то и лови!». Цель: развитие внимания  и скорости реакции.

Занятие 11.

1. Упражнение «Слушай  команду!». Цель: развитие активного  внимания.

2. Упражнение «Исключение  лишнего». Цель: развитие мышления  и объема внимания.

3. Задание «Чей это  дом?». Цель: развитие наблюдательности, устойчивости внимания.

4. Игра «Испорченный телефон». Цель: развитие слухового внимания.

5. Задание «Сделай бусы  по образцу». Цель: развитие концентрации  и объема внимания, мелкой моторики  руки.

6. Игра «Воробьи и вороны». Цель: развитие внимания и скорости  реакции.

Занятие 12.

1. Упражнение «Слушай  команду!». Цель: развитие активного  внимания.

2. Задание «Смешанный  лес». Цель: развитие наблюдательности, распределения внимания.

3. Игра «Море волнуется». Цель: развитие внимания и скорости  реакции.

4. Задание «Сделай бусы  по образцу». Цель: развитие концентрации  и объема внимания, мелкой моторики  руки.

5. Задание «Срисуй по  клеточкам»( 1 уровень сложности). Цель: развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики руки.

6. Игра «Испорченный телефон». Цель: развитие слухового внимания.

Занятие 13.

1.Упражнение «Слушай команду!». Цель: развитие активного внимания.

2.Задание «Выложи из  палочек по образцу». Цель: развитие  произвольного внимания, мелкой  моторики.

3.Игра «Испорченный телефон». Цель: развитие слухового внимания.

4.Задание «Кто забил  гол?». Цель: развитие наблюдательности.

5.Задание «Найди героев  передачи». Цель: развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема  внимания.

6.Игра «Воробьи и вороны». Цель: развитие внимания и скорости  реакции.

Занятие 14.

1. Упражнение «Слушай  команду!». Цель: развитие активного  внимания.

2. Задание «Найди парные  носочки». Цель: развитие распределения  и объема внимания.

3. Упражнение «Витрина  магазина». Цель: развитие объема  внимания и наблюдательности.

4. Игра «Море волнуется». Цель: развитие внимания и скорости  реакции.

5. Задание «Сделай бусы  по образцу». Цель: развитие концентрации  и объема внимания, мелкой моторики  руки.

6. Игра «Испорченный телефон». Цель: развитие слухового внимания.

Занятие 15.

1. Упражнение «Слушай  команду!». Цель: развитие активного  внимания.

2. Игра «Слушай звуки». Цель: развитие слухового внимания.

3. Упражнение «Кого испугался  охотник?». Цель: развитие объема  и устойчивости внимания.

4. Игра «Испорченный телефон». Цель: развитие слухового внимания.

5. Задание «Срисуй по  клеточкам»(1-й уровень сложности). Цель: развитие концентрации и  объема внимания, мелкой моторики  руки.

6. Игра «По новым местам». Цель: развитие моторно-двигательного  внимания.

Занятие 16.

1. Игра «В магазине  зеркал». Цель: развитие наблюдательности, памяти, внимания.

2. Задание «Сравни, назови, сосчитай!». Цель: развитие наблюдательности.

3. Игра «Кто знает, пусть  дальше считает». Цель: развитие  слухового внимания, мышления, закрепление  счета.

4. Игра «Зеваки». Цель: развитие  произвольного внимания.

5. Игра «Танграм». Цель: развитие устойчивости внимания.

6. Задание «Найди дорожку». Цель: развитие произвольного внимания.

Занятие17.

1. Игра «В магазине  зеркал». Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти.

2. Задание «Корова Маня  и ее хозяйка». Цель: развитие  устойчивости внимания.

3. Игра «Строители». Цель: развитие концентрации и распределения  внимания.

4. Игра «Кто летает?». Цель: развитие слухового внимания.

5. Задание «Срисуй по  клеточкам»(2-й уровень сложности). Цель: развитие концентрации и  объема внимания, мелкой моторики  руки.

6. Игра «Найди игрушку». Цель: развитие устойчивости и  объема внимания.

Занятие 18.

1. Игра «В магазине  зеркал». Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения  внимания.

2. Задание «Найди двух  одинаковых животных». Цель: развитие  произвольного внимания.

3. Задание «Срисуй по  клеточкам»(2-й уровень сложности). Цель: развитие концентрации и  объема внимания, мелкой моторикируки.

4. Задание «Что, где лежит?». Цель: развитие произвольного внимания.

5. Игра «Танграм». Цель: развитие устойчивости внимания, закрепление представлений о геометрических фигурах.

6. Задание «Воспроизведение  геометрических фигур». Цель: развитие  произвольного внимания, памяти, мышления.

Занятие 19.

1. Игра «В магазине  зеркал». Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения  внимания.

2. Задание «Найди тень». Цель: развитие наблюдательности.

3. Задание «Найди дорожку». Цель: развитие устойчивости внимания.

4. Задание «Срисуй по  клеточкам»(2-й уровень сложности). Цель: развитие концентрации, объема  внимания, мелкой моторики руки.

5. Игра «Разведчики». Цель: развитие моторно –слуховой памяти, координации движений.

6. Задание «Построй дорожку». Цель: развитие устойчивого внимания.

7. Игра «Квартет». Цель: развитие  внимания.

8. Игра «Море волнуется». Цель: развитие внимания, скорости  реакции.

Занятие 20.

1. Игра «Слушай хлопки!». Цель: развитие произвольного внимания.

2. Задание «Нарисуй круг  и треугольник». Цель: тренировка  распределения внимания.

3. Игра «Танграм». Цель: развитие внимания, закрепление представлений о геометрических фигурах.

4. Задание «Сравни, назови, сосчитай!». Цель: развитие наблюдательности.

5. Игра «Съедобное – несъедобное». Цель: развитие внимания.

6. Задание «Найди тень». Цель: развитие наблюдательности.

7. Задание «Корова Маня  и ее хозяйка». Цель: развитие  устойчивости внимания.

8. Задание «Быстрее нарисуй!»  Цель: развитие переключения внимания.

9. Упражнение «Воспроизведение  геометрических фигур». Цель: развитие  произвольного внимания, памяти, мышления.

Содержание игр и заданий раскрыто в приложении №2.

Успешная коррекционная работа может быть только при комплексном подходе к обучению и коррекции нарушений, поэтому в нашей работе были объединены усилия всех специалистов и родителей.

Логопедические занятия проводились с детьми индивидуально или с подгруппами с учетом уровня нарушений звукопроизношения (в основном это был II – III уровни, выделенные О.В. Правдиной). Весь лексический материал, наглядный был насыщен изучаемым звуком. Кроме учета речевых нарушений, учитывались психологические особенности ребенка (его темперамент) и особенности развития свойств внимания детей. На подгрупповых занятиях использовался элемент соревнования.

Игры, направленные на развитие лексико - грамматического строя речи, зрительного восприятия и внимания.

1. «Назови  все красное (круглое, деревянное…)».

Цель : развитие грамматического строя речи (согласование существительного с прилагательным в роде), зрительного восприятия, объема внимания.

2. «Чего  не стало?»

Цель : развитие грамматического строя речи (употребление существительных множественного числа в Р.П.), зрительного восприятия, объема внимания.

3. «Разложи  по порядку».

Цель : развитие грамматического строя речи (употребление предлогов), зрительного восприятия, объема внимания, памяти.

Информация о работе Развитие внимания у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-логопедической работы