Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 18:47, дипломная работа
Цель исследования : выявить возможности коррекции развития внимания через проведение системы специально организованных игр.
Объект исследования : Процесс коррекционно – логопедической работы с детьми имеющими речевые нарушения.
Предмет исследования : Возможность развития и формирования основных характеристик внимания (объема, устойчивости, переключаемости), видов внимания (зрительного, слухового, моторно – двигательного) в процессе логопедической работы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Обзор литературных источников по проблемеисследования
1.1 Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых
1.2 Особенности развития внимания в детском возрасте
1.3 Исследования особенностей внимания у детей с проблемами в развитии
ГЛАВА 2 . Экспериментальное исследование особенностей вниманияу старших дошкольников с нарушениями речи (констатирующий эксперимент)
2.1 Объект и ход проведения экспериментального исследования
2.2 Методики изучения внимания
2.3 Изучение особенностей речевой сферы детей экспериментальной группы
2.4 Результаты экспериментального исследования особенностей внимания детей с речевыми нарушениями
2.5 Результаты экспериментального исследования особенностей внимания нормально развивающихся дошкольников
2.6 Сравнительный анализ полученных экспериментальных данных
ГЛАВА 3 . Коррекционная работа по развитию внимания (формирующий эксперимент)
3.1 Принципы проведения и задачи коррекционной работы
3.2 Содержание программы развития внимания
3.3 Оценка эффективности программы коррекционно–развивающих игр (контрольный эксперимент)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Недостаточная сформированность восприятия детей выражается в отвлечении внимания, поэтому постепенное развитие и совершенствование у детей восприятия существенно влияет на организованность, целенаправленность внимания, расширяет его объем. В нашей программе развитие сенсорного внимания тесно связано с развитием зрительного восприятия, развитие слухового внимания с развитием слухового восприятия, а развитие моторно-двигательного внимания с развитием общей и мелкой моторики.
Игры проводимые логопедом на индивидуальных занятиях, кроме задач развития внимания, решали задачи автоматизации и дифференциации звуков, задачи развития грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха, формирования фонематического восприятия и представлений. Разные по материалу, действиям, правилам, с соблюдением логики последовательного усложнения их содержания, игры каждый раз являлись субъективно новыми, поэтому каждый раз по-новому привлекательными и интересными.
3.2 Содержание программы развития внимания
Коррекционно-развивающая программа состоит из 20 занятий, продолжительность занятия от 20 до 30 минут. Занятия проводились воспитателем.
Структура занятия:
– психогимнастика,
– игра на развитие слухового восприятия и внимания,
– игра на развитие зрительного восприятия и внимания,
– игры на развитие моторно-двигательного внимание и развитие общей и мелкой моторики.
Занятие 1.
1. Игра «Ручеек». Цель: создание веселого настроения.
2. Игра «Что слышно?» Цель: развитие слухового внимания.
3. Задание «Найди два одинаковых предмета». Цель: развитие сенсорного внимания, объема внимания.
4. Игра «Кто летает?». Цель:
развитие моторно-
5. Задание «Выложи из палочек» (по образцу 1-го уровня сложности). Цель: развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук.
Занятие 2.
1. Игра «Ручеек». Цель: создание веселого настроения.
2. Игра «Слушай звуки». Цель: развитие слухового внимания.
3. Задание «Найди пять отличий». Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания.
4. Игра «Кто летает?». Цель:
развитие моторно-
5. Задание «Выложи из мозаики». Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки.
Занятие 3.
1. Игра «Ручеек». Цель: создание веселого настроения.
2. Упражнение «Исключение лишнего». Цель: развитие сенсорного внимания, объема внимания.
3. Игра «Узнай по голосу – 1». Цель: развитие слухового внимания.
4. Задание «Выложи из палочек» (по образцу 1-го уровня сложности). Цель: развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки.
5. Игра «По новым местам».
Цель: развитие моторно-
Занятие 4.
1. Игра «Ручеек». Цель: создание веселого настроения.
2. Задание «Выложи из мозаики». Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки.
3. Игра «Совушка-сова». Цель:
развитие произвольного
4. Задание «Найди два одинаковых предмета». Цель: развитие сенсорного внимания, объема внимания.
5. Игра «По новым местам».
Цель: развитие моторно-
Занятие 5.
1. Игра «Ручеек». Цель: создание веселого настроения.
2. 2.Задание «Выложи из палочек» (по образцу 1-го уровня сложности). Цель : развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки.
3. Игра «Узнай по голосу- 2». Цель: развитие слухового внимания.
4. Задание «Найди пять отличий». Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания.
5. Игра «По новым местам».
Цель: развитие моторно-
Занятие 6.
1. Упражнение «Смотри на руки». Цель: развитие активного произвольного внимания.
2. Упражнение «Выложи из мозаики». Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки.
3. Игра «Совушка – сова». Цель: развитие внимания, воспитание выдержки.
4. Задание «Найди два одинаковых предмета». Цель: развитие сенсорного внимания, объема внимания.
5. Задание «Найди все отличия». Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания.
6. Игра «Будь внимателен».
Цель: развитие произвольного
Занятие 7.
1. Упражнение «Смотри на руки». Цель: развитие активного внимания.
2. Задание «Найди два
одинаковых предмета». Цель: развитие
зрительного восприятия и
3. Задание «Найди пять отличий». Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания.
4. Игра «Совушка- сова». Цель: развитие внимания, воспитание выдержки.
5. Задание «Выложи из палочек» (по образцу 2-го уровня сложности). Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки.
6. Игра «Четыре стихии». Цель: развитие слухового внимания, координации движений.
Задание 8.
1. Упражнение «Смотри на руки». Цель: развитие активного, произвольного внимания.
2. Задание «Найди пять отличий». Цель: развитие произвольного внимания, переключения и распределения внимания.
3. Упражнение «Исключение лишнего». Цель: развитие мышления и объема внимания.
4. Упражнение «Выложи из мозаики». Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки.
5. Игра «Что слышно?». Цель: развитие слухового внимания.
6. Игра «Кого назвали, тот лови!». Цель: развитие внимания, скорости реакции.
Занятие 9.
1. Упражнение «Смотри на руки». Цель: развитие произвольного внимания.
2. Упражнение «Выложи из палочек» (по образцу 2-го уровня сложности). Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки.
3. Игра «Слушай звуки». Цель: развитие слухового внимания.
4. Задание «Найди пять отличий». Цель: развитие произвольного внимания, переключения и распределения внимания.
5. Задание «Найди два одинаковых предмета». Цель: развитие зрительного внимания, объема внимания.
6. Игра «Кого назвали, тот и лови!». Цель: развитие внимания, скорости реакции.
Занятие 10.
1. Упражнение «Смотри на руки». Цель: развитие произвольного внимания.
2. Упражнение «Исключение лишнего». Цель: развитие мышления и объема внимания.
3. Задание «Найди два одинаковых предмета». Цель: развитие зрительного внимания.
4. Игра «Узнай по голосу-2». Цель: развитие слухового внимания.
5. Задание «Выложи из
мозаики по образцу». Цель: развитие
концентрации и объема
6. Игра «Кого назвали, то и лови!». Цель: развитие внимания и скорости реакции.
Занятие 11.
1. Упражнение «Слушай команду!». Цель: развитие активного внимания.
2. Упражнение «Исключение лишнего». Цель: развитие мышления и объема внимания.
3. Задание «Чей это дом?». Цель: развитие наблюдательности, устойчивости внимания.
4. Игра «Испорченный телефон». Цель: развитие слухового внимания.
5. Задание «Сделай бусы по образцу». Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки.
6. Игра «Воробьи и вороны». Цель: развитие внимания и скорости реакции.
Занятие 12.
1. Упражнение «Слушай команду!». Цель: развитие активного внимания.
2. Задание «Смешанный лес». Цель: развитие наблюдательности, распределения внимания.
3. Игра «Море волнуется». Цель: развитие внимания и скорости реакции.
4. Задание «Сделай бусы по образцу». Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки.
5. Задание «Срисуй по клеточкам»( 1 уровень сложности). Цель: развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики руки.
6. Игра «Испорченный телефон». Цель: развитие слухового внимания.
Занятие 13.
1.Упражнение «Слушай команду!»
2.Задание «Выложи из палочек по образцу». Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики.
3.Игра «Испорченный телефон». Цель: развитие слухового внимания.
4.Задание «Кто забил гол?». Цель: развитие наблюдательности.
5.Задание «Найди героев передачи». Цель: развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания.
6.Игра «Воробьи и вороны». Цель: развитие внимания и скорости реакции.
Занятие 14.
1. Упражнение «Слушай команду!». Цель: развитие активного внимания.
2. Задание «Найди парные носочки». Цель: развитие распределения и объема внимания.
3. Упражнение «Витрина магазина». Цель: развитие объема внимания и наблюдательности.
4. Игра «Море волнуется». Цель: развитие внимания и скорости реакции.
5. Задание «Сделай бусы по образцу». Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки.
6. Игра «Испорченный телефон». Цель: развитие слухового внимания.
Занятие 15.
1. Упражнение «Слушай команду!». Цель: развитие активного внимания.
2. Игра «Слушай звуки». Цель: развитие слухового внимания.
3. Упражнение «Кого испугался охотник?». Цель: развитие объема и устойчивости внимания.
4. Игра «Испорченный телефон». Цель: развитие слухового внимания.
5. Задание «Срисуй по
клеточкам»(1-й уровень
6. Игра «По новым местам».
Цель: развитие моторно-
Занятие 16.
1. Игра «В магазине зеркал». Цель: развитие наблюдательности, памяти, внимания.
2. Задание «Сравни, назови, сосчитай!». Цель: развитие наблюдательности.
3. Игра «Кто знает, пусть дальше считает». Цель: развитие слухового внимания, мышления, закрепление счета.
4. Игра «Зеваки». Цель: развитие произвольного внимания.
5. Игра «Танграм». Цель: развитие устойчивости внимания.
6. Задание «Найди дорожку».
Цель: развитие произвольного
Занятие17.
1. Игра «В магазине зеркал». Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти.
2. Задание «Корова Маня и ее хозяйка». Цель: развитие устойчивости внимания.
3. Игра «Строители». Цель:
развитие концентрации и
4. Игра «Кто летает?». Цель: развитие слухового внимания.
5. Задание «Срисуй по
клеточкам»(2-й уровень
6. Игра «Найди игрушку». Цель: развитие устойчивости и объема внимания.
Занятие 18.
1. Игра «В магазине зеркал». Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.
2. Задание «Найди двух одинаковых животных». Цель: развитие произвольного внимания.
3. Задание «Срисуй по
клеточкам»(2-й уровень
4. Задание «Что, где лежит?».
Цель: развитие произвольного
5. Игра «Танграм». Цель: развитие устойчивости внимания, закрепление представлений о геометрических фигурах.
6. Задание «Воспроизведение геометрических фигур». Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
Занятие 19.
1. Игра «В магазине зеркал». Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.
2. Задание «Найди тень». Цель: развитие наблюдательности.
3. Задание «Найди дорожку».
Цель: развитие устойчивости
4. Задание «Срисуй по
клеточкам»(2-й уровень
5. Игра «Разведчики». Цель: развитие моторно –слуховой памяти, координации движений.
6. Задание «Построй дорожку». Цель: развитие устойчивого внимания.
7. Игра «Квартет». Цель: развитие внимания.
8. Игра «Море волнуется». Цель: развитие внимания, скорости реакции.
Занятие 20.
1. Игра «Слушай хлопки!».
Цель: развитие произвольного
2. Задание «Нарисуй круг и треугольник». Цель: тренировка распределения внимания.
3. Игра «Танграм». Цель: развитие внимания, закрепление представлений о геометрических фигурах.
4. Задание «Сравни, назови, сосчитай!». Цель: развитие наблюдательности.
5. Игра «Съедобное – несъедобное». Цель: развитие внимания.
6. Задание «Найди тень». Цель: развитие наблюдательности.
7. Задание «Корова Маня и ее хозяйка». Цель: развитие устойчивости внимания.
8. Задание «Быстрее нарисуй!»
Цель: развитие переключения
9. Упражнение «Воспроизведение геометрических фигур». Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
Содержание игр и заданий раскрыто в приложении №2.
Успешная коррекционная работа может быть только при комплексном подходе к обучению и коррекции нарушений, поэтому в нашей работе были объединены усилия всех специалистов и родителей.
Логопедические занятия проводились с детьми индивидуально или с подгруппами с учетом уровня нарушений звукопроизношения (в основном это был II – III уровни, выделенные О.В. Правдиной). Весь лексический материал, наглядный был насыщен изучаемым звуком. Кроме учета речевых нарушений, учитывались психологические особенности ребенка (его темперамент) и особенности развития свойств внимания детей. На подгрупповых занятиях использовался элемент соревнования.
Игры, направленные на развитие лексико - грамматического строя речи, зрительного восприятия и внимания.
1. «Назови все красное (круглое, деревянное…)».
Цель : развитие грамматического строя речи (согласование существительного с прилагательным в роде), зрительного восприятия, объема внимания.
2. «Чего не стало?»
Цель : развитие грамматического строя речи (употребление существительных множественного числа в Р.П.), зрительного восприятия, объема внимания.
3. «Разложи по порядку».
Цель : развитие грамматического строя речи (употребление предлогов), зрительного восприятия, объема внимания, памяти.