Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 10:47, контрольная работа
Цель исследования является изучение особенностей сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить научную, методическую литературу по исследованию игровой деятельности.
2.Провести теоретический анализ особенностей организации сюжетно-ролевых игр у детей.
Приложение №1
Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры
Проведение исследования. Проводят наблюдение в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 5 – 6 лет.
Обработка данных анализ протоколов проводят по схеме.
1) Замысел игры, постановка игровых целей и задач
- Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.).
- Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения.
- Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры.
- Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре.
- Умеет ли сформулировать
игровую цель, игровую задачу
словесно и предложить ее
2) Содержание игры
- Что составляет
основное содержание игры. Как
часто повторяются игры с
3) Сюжет игры
- Насколько разнообразны сюжеты игр (указать названия и количество).
- Какова устойчивость сюжета игры (т.е. насколько ребенок следует одному сюжету).
- Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет.
- Насколько развернут сюжет. Представляет ли цепочку событий или ребенок является участником нескольких событий, включенных в один в сюжет.
- Как проявляется
умение совместно строить и
творчески развивать сюжет
- Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.).
4) Выполнение роли и взаимодействие детей в игре
- Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры).
- Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика).
- Передает ли и каким образом характерные особенности персонажа.
- Как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли.
- Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений.
- Есть ли у
ребенка любимые роли и
5) Игровые действия и игровые предметы
- Использует ли
ребенок в игре предметы-
- Дает ли словесное
обозначение предметам-
- Кто является
инициатором выбора предмета-
- Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки.
- Характеристика
игровых действия: степень обобщенности,
развернутости, разнообразия, адекватности,
согласованности своих
- Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.
6) Игровые правила
- Выполняют ли
правила функцию регулятора
- Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью.
- Следит ли за
выполнением правил другими
- Как относится
к замечаниям партнера по игре
по поводу выполнения им
7) Достижение результата игры
- Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.
- Соотносит ли
ребенок свой замысел с
- Какими средствами
достигается реализация
8) Особенности конфликта в игре
- По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)
- Каковы способы разрешения конфликтов.
9) Игровая среда
- Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры.
- Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) и как.
10) Роль взрослого в руководстве игрой
- Обращается ли
ребенок к взрослому в
- Предлагает ли принять взрослому участие в игре (Урунтаева, с. 42).
Изучение взятия ребенком на себя роли
Проводится экспериментальна серии игр с детьми 5 – 6 лет.
Первая серия игр.
Игры с нарушением последовательности действий при выполнении ребенком роли. Организовывают игры с хорошо знакомым детям содержанием: в «детский сад», в «больницу», в «семью». По ходу игры экспериментатор пытается нарушить последовательность действий (например, сначала предлагает «съесть мороженое», а потом «суп»). В каждой из игр принимают участие по двое детей.
Вторая серия. Игры с нарушением смысла роли. Роль становится в противоречие с действиями, которые должен выполнять ребенок. Можно использовать две ситуации:
1 ситуация - с детьми
развертывается ролевая игра
«трамвай»: предлагается сумка для
денег, билеты, подготавливается место
для вожатого. После того как
игра разворачивается, детям предлагают
играть так: вожатый будет продавать
билеты, а кондуктор вести вагон.
Когда измененная игра
2 ситуация - разыгрываются игры с правилами: «Волк и зайцы», «Волк и гуси», «Кот и мыши», «Лиса и зайцы». Предлагают, чтобы гуси ловили волка, зайцы – лису и волка, мыши – кота.
Обработка данных.
В первой серии анализируют, каков характер логики действий и чем она определяется. Как относится ребенок к нарушению логики действий и каковы мотивы протеста против ее нарушения.
Во второй серии определяют отношение ребенка к роли, взятой на себя в игре, доказать, что внутри роли фактически имеется известное правило поведения, отражающее логику реального действия и реальных отношений.
Изучение влияния сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре
Подготовка исследования. Разработать сюжеты игр в «эстафету», «машинистов».
Проведение исследования.
Первая серия. С детьми проводят эстафету. Все испытуемые встают в линию и по сигналу экспериментатора «Раз, два, три!» должны бежать к нему.
Вторая серия. Экспериментатор предлагает поиграть в «машинистов». Дети встают в одну линию, каждый из них – машинист. По сигналу экспериментатора (3 хлопка в ладоши) машинисты должны бежать. Кто выезжает раньше или задерживается, тот проигрывает.
Обработка данных. Подсчитывают количество детей, подчинившихся и не подчинившихся правилу. Результаты заносят в таблицу.
Приложение 4
Исследование замысла игры, постановки игровых целей и задач в экспериментальной группе
Вопросы Ответы детей |
Как возникает замысел игры |
Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения. |
Насколько устойчив замысел игры |
Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. |
Умеет ли сформулировать игровую цель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Женя Г. |
Инициатива группы |
Да |
Устойчив |
Развивается по ходу игры |
Да |
2.Артур К. |
Инициатива ребенка |
Нет |
Неустойчив |
Не развивается по хожу игры |
Нет |
3.Вася П. |
Инициатива группы |
Да |
Устойчив |
Развивается по ходу игры |
Да |
4.Лена А. |
Воспитатель + ребенок – лидер |
Да |
Устойчив |
Развивается по ходу игры |
Да |
5.Оля В. |
Инициатива ребенка |
Да |
Неустойчив, меняется по ходу игры |
Развивается по ходу игры |
Нет |
6.Максим Д. |
Воспитатель |
Да |
Устойчив |
Развивается по ходу игры |
Да |
7.Вера Л. |
Инициатива группы |
Да |
Устойчив |
Развивается по ходу игры |
Нет |
8.Лиза В. |
Воспитатель |
Да |
Устойчив |
Развивается по ходу игры |
Да |
9.Олег С. |
Инициатива ребенка |
Нет |
Неустойчив |
Не развивается по хожу игры |
Нет |
10.Саша В. |
Инициатива группы |
Да |
Устойчив |
Развивается по ходу игры |
Да |
Исследование содержание игры в экспериментальной группе
Вопросы
Ответы детей |
Что составляет основное содержание игры |
Насколько разнообразно содержание игры. |
1 |
2 |
3 |
1.Женя Г. |
Бытовые отношения между людьми |
Содержание разнообразно |
2.Артур К. |
Общественные взаимоотношения игры с предметами |
Содержание неразнообразно |
3.Вася П. |
Бытовые отношения между людьми |
Содержание разнообразно |
4.Лена А. |
Общественные взаимоотношения игры с предметами |
Содержание разнообразно |
5.Оля В. |
Бытовые отношения между людьми |
Содержание неразнообразно |
6.Максим Д. |
Бытовые отношения между людьми |
Содержание разнообразно |
7.Вера Л. |
Бытовые отношения между людьми |
Содержание разнообразно |
8.Лиза В. |
Бытовые отношения между людьми |
Содержание разнообразно |
9.Олег С. |
Общественные взаимоотношения игры с предметами |
Содержание неразнообразно |
10.Саша В. |
Бытовые отношения между людьми |
Содержание разнообразно |
Исследование сюжета игры в экспериментальной группе
Вопросы
Ответы детей |
Насколько разнообразны сюжеты игр |
Какова устойчивость сюжета игры |
Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет |
Насколько развернут сюжет |
Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры. |
Каковы источники сюжетов игры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.Женя Г. |
Содержание разнообразно |
Устойчив |
Несколько |
Цепочка событий |
Активна |
Рассказы взрослых |
2.Артур К. |
Содержание неразнообразно |
Неустойчив |
Одно |
Один сюжет |
Не проявляется |
Рассказы взрослых |
3.Вася П. |
Содержание разнообразно |
Устойчив |
Несколько |
Цепочка событий |
Активна |
Наблюдение |
4.Лена А. |
Содержание разнообразно |
Устойчив |
Несколько |
Цепочка событий |
Высокий уровень умения |
Наблюдение |
5.Оля В. |
Содержание неразнообразно |
Неустойчив, меняется по ходу игры |
Одно |
Один сюжет |
Активна |
Рассказы взрослых |
6.Максим Д. |
Содержание разнообразно |
Устойчив |
Одно |
Один сюжет |
Высокий уровень умения |
Рассказы взрослых |
7.Вера Л. |
Содержание разнообразно |
Устойчив |
Несколько |
Цепочка событий |
Активна |
Наблюдение |
8.Лиза В. |
Содержание разнообразно |
Устойчив |
Несколько |
Цепочка событий |
Активна |
Рассказы взрослых |
9.Олег С. |
Содержание неразнообразно |
Неустойчив |
Одно |
Один сюжет |
Не проявляется |
Наблюдение |
10.Саша В. |
Содержание разнообразно |
Устойчив |
Несколько |
Цепочка событий |
Активна |
Рассказы взрослых |