Развитие игры в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 10:47, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования является изучение особенностей сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить научную, методическую литературу по исследованию игровой деятельности.
2.Провести теоретический анализ особенностей организации сюжетно-ролевых игр у детей.

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 106.33 Кб (Скачать файл)

ГАОУ СПО  НСО

«Новосибирский педагогический колледж  №1  им.  А.С. Макаренко»

 

 

 

 

 

 

 

 

             Контрольная работа по дисциплине: «Психология»

                Тема : Развитие игры в дошкольном возрасте.

   Вариант 10

 

 

 

 

 

 

 

 

Дубчак Елены Викторовны

Специальность  050144

«Дошкольное образование»

Курс IV группа 403/13

Форма обучения: заочная

 

 

2014

 

 

План

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.В связи с этим основным направлением педагогической работы в дошкольных учреждениях является руководство игрой. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (Михайленко, с. 6)

Игра протекает как осмысленная, целенаправленная деятельность, в ходе которой ребенок ставит и реализует значимую для себя цель (приготовить обед кукле-дочке, вылечить мишку и т.п.). При этом цели не являются постоянными, и по мере роста и развития ребенка они изменяются, перестают быть подражательными и становятся более глубоко мотивированными. Содержанием детских игр является жизнь, деятельность и отношения взрослых людей (Баряева, с. 5).Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Наибольший интерес представляет анализ особенностей сюжетно-ролевой игры, поскольку в ней достаточно отчетливо проявляются: знания детей об окружающем мире (в соответствующей содержанию игры области), включая знания о деятельности взрослых; понимание взаимоотношений людей и их действий; умение применить накопленные знания в условиях игры; умение строить и регулировать собственное поведение в соответствии с содержанием игры и умение взаимодействовать с партнерами по игре с учетом своей роли и их ролей. В игре проявляется также эмоциональное отношение детей к собственной деятельности и к действиям партнеров.Таким образом, в игре проявляются особенности познавательной, волевой и эмоциональной сфер психической деятельности ребенка.Предмет исследования: особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра дошкольников.

Цель исследования является изучение особенностей сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Изучить научную, методическую литературу по исследованию  игровой деятельности.

2.Провести теоретический  анализ особенностей организации  сюжетно-ролевых игр у детей.

3.Провести экспериментальное  исследование особенностей развития  игровой деятельности у детей  дошкольного возраста.

4.На основании  теоретического анализа и эксперимента  сделать выводы об особенностях  сюжетно-ролевой игры у дошкольников.

 

1. Игра и ее значение для развития личности ребенка

1.1. Развитие  игры в младенчестве и раннем  детстве

Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых И отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения (Урунтаева, с. 57).Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства. Кроме этого вида игры, дошкольник осваивает игры с правилами (дидактические и подвижные), которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств. Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи (Урунтаева, с. 57).

Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра.

Зарождается игровое действие в ходе овладения предметными действиями, то есть в предметной деятельности зарождается игра как предметно-игровая деятельность. Отобразительные предметно-игровые действия характерны для ребенка от 5-6 мес. до 1 года 6 мес.Во второй половине второго года жизни расширяется сфера взаимодействия малыша с окружающим. Нарастает потребность ребенка в совместной со взрослым деятельности. Пристально наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, приобретенный в действиях с игрушками и в повседневной жизни, дает ребенку возможность отображать действия людей с предметами в соответствии с назначением, принятым в обществе (например, процесс кормления, лечения). Теперь действия направляются не на получение результата, а на выполнение понятной по прошлому опыту условной цели. То есть действие становится условным, а его результат - не реальным, а воображаемым. Ребенок переходит к сюжетно-отобразительному этапу развития игры (Урунтаева, с. 58).На третьем году жизни малыш начинает стремиться к реализации игровой цели, поэтому указанные действия приобретают определенное значение: кормит куклу, чтобы накормить ее обедом. Действия постепенно обобщаются, становятся условными: ребенок подносит ложку несколько раз к кукле и, считая, что обед закончен, переходит к другому игровому действию. Малыш постоянно сравнивает свои действия с действиями взрослого. Подчеркнем, что возникновение игровых целей возможно в том случае, если у ребенка сложился образ взрослого и его действий.В сюжетно-отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни. В играх появляется «роль в действии». Ребенок выполняет функцию мамы-парикмахера, не называя себя в соответствии с этой функцией. И на вопрос взрослого: «Ты кто?» отвечает: «Я Юля (Лена, Андрюша)». В таких играх действия с сюжетно-образными игрушками на первых порах очень похожи на реальные практические действия с предметами и постепенно становятся обобщенными, превращаясь в условные. Тогда ребенок начинает действовать с воображаемыми предметами: кормит куклу несуществующей конфетой.

Развитие игровых действий обусловлено развитием предметных. Освоение предметных действий приводит к их обобщению и включению в другие ситуации. Переходу предметных действий малыша в игровые способствует взрослый, когда показывает игровые или побуждает ребенка выполнить их: «Покорми мишку. Покачай лялю». Позднее дети сами превращают предметные действия в игровые (Урунтаева, с. 59).На третьем году жизни развиваются взаимоотношения детей в игре. Сначала они возникают по внеигровому поводу -места или игрушки, привлекающей ребенка. Потом у детей, продолжающих играть в одиночку, формируется умение играть с игрушками, проявляется интерес к деятельности сверстников и подражание их действиям. Взаимоотношения также возникают по внеигровым поводам. Ребенок жалуется, если кто-то из детей мешает ему играть или отнимает игрушку. Малыш протестует против вмешательства в его игру другого ребенка. Он может отнять нужную ему для игры игрушку, не уступить ее, поделиться радостью обладания ею, своими небольшими достижениями в игре (красиво нарядил куклу).Следующий этап развития взаимоотношений в игре связан со становлением собственно игрового взаимодействия детей на основе общего места игры, выполняемого одновременно действия (один строит, другой подает кирпичики). Дети присоединяются к играющему рядом сверстнику, радуются совместным усилиям, понимают, когда кто-то из детей не выполняет общего действия, высказывают жалобы-претензии к его качеству. В конце третьего года жизни возникает взаимодействие с ровесниками по поводу ролевого действия, качества его выполнения, достигнутого результата.Таким образом, складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет интенсивно развиваться в дошкольном детстве. Перечислим эти предпосылки:

- ребенок вовлекает  в игру предметы, замещающие реальные, и называет эти предметы-заместители  в соответствии с их игровым  значением;

- усложняется организация  действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных  связей;

- действия обобщаются  и отделяются от предмета;

- ребенок начинает  сравнивать свои действия с  действиями взрослых и в соответствии  с этим называть себя именем  взрослого;

- происходит эмансипация  от взрослого, при которой взрослый  выступает как образец действий, когда ребенок стремится действовать  самостоятельно, но как взрослый (Урунтаева, с. 60).

Подчеркнем особенности развития игровой деятельности в раннем возрасте:

формируются первые игровые умения;

- складывается способность  ставить и решать игровые задачи;

- начинает развиваться  взаимодействие со сверстниками  в совместных играх;

- формируются предпосылки  сюжетно-ролевой игры (Урунтаева, с. 61).

 

1.2. Характеристика  сюжетно-ролевой игры в дошкольном  возрасте

В раннем детстве ребенок осваивает действия с предметами ближайшего окружения. Возрастающее стремление к самостоятельности и потребность поступать как взрослый приводит к тому, что малыш стремится подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно. Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку.

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых (Урунтаева, с. 61). Д.Б.Эльконин, рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры, показал, что центральным компонентом ее выступает роль - соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра - дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им (Урунтаева, с. 62).Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит (Урунтавева, с. 63).У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до 10, из которых 2-3 становятся любимыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так, как хочет, а так, как надо. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями и демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Именно роль придает правилу смысл, наглядно показывает дошкольнику необходимость следования ему и создает возможности контроля за этим процессом. Невыполнение правил приводит к распаду игры. Причем правила успешнее соблюдаются в коллективных играх, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Отношение ребенка к правилам изменяется на протяжении дошкольного возраста. Сначала малыш легко нарушает правила и не замечает, когда это делают другие, потому что не осознает смысл правил. Затем он фиксирует нарушение правил товарищами и противится этому. Он объясняет необходимость следования правилам, опираясь на логику житейских связей: так не бывает. И только потом правила становятся осознанными, открытыми. Ребенок сознательно выполняет правила, объясняя следование им необходимостью. Так он учится управлять своим поведением (Урунтаева, с. 64).В игре ребенок использует разнообразные игровые предметы: игрушки, атрибуты, предметы-заместители. О последней группе следует сказать особо. Замещение возникает в проблемной ситуации: что делать, когда кукла хочет есть, а ложки нет? С помощью взрослого ребенок находит подходящий предмет -палочка будет вместо ложки. Истинное замещение возникает только в том случае, когда ребенок называет предмет-заместитель в соответствии с его новой функцией, т.е. наделяет сознательно новым значением.Использование предметов-заместителей обогащает детскую игру, расширяет возможности моделирования действительности и способствует развитию знаково-символической функции сознания (Урунтаева, с. 65). Таким образом, в сюжетно-ролевой игре ребенок осуществляет символизацию (замещение) двух видов. Во-первых, он переносит действие с одного предмета на другой при переименовании предмета, что выступает средством моделирования человеческих действий. Во-вторых, он берет на себя роль взрослого при воспроизведении смысла человеческой деятельности посредством обобщенных и сокращенных действий, приобретающих характер изобразительных жестов, что выступает как средство моделирования социальных отношений.Чем старше ребенок, тем большую самостоятельность он проявляет в выборе и использовании предметов-заместителей, тем меньшее значение для замещения играет внешнее сходство, а большее - сходство функциональное, и тем шире круг предметов, которые он замещает.Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет - та сфера действительности, которая моделируется детьми в игре. А следовательно, выбор сюжета всегда опирается на определенные знания. Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление (Урунтаева, с. 66).

 

2. Экспериментальное  исследование особенностей развития  игры у дошкольников

2.1. Констатирующий  этап исследования

Цель данной работы - рассмотреть особенности развития игры в дошкольном возрасте у детей.Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.Подобрать и  описать методики исследования  развития игр дошкольников.

2.Провести экспериментальное  исследование особенностей сюжетно-ролевой  игры у детей дошкольного возраста.

3.Сделать выводы  об особенностях сюжетно-ролевой  игры у детей дошкольного возраста.

4.Предложить рекомендации  по развитию игровой деятельности  дошкольников.

Объектом исследования выступает сюжетно-ролевая игра детей  дошкольного возраста.

Предметом - особенности развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании участвовали 10 детей в возрасте 5-6 лет.

База исследования: «Детский сад…..»

Ход работы: провести наблюдение за особенностями прохождения свободной сюжетно-ролевой игры, оформить выявленные особенности в схеме (таблица 1). Дать анализ соответствия наблюдаемой игры особенностям возрастного развития.

Таблица 1.

Схема особенностей прохождения сюжетно-ролевой игры старшей дошкольной группы

Количество играющих Ф.И.О. детей

Организация игры (кто организатор)

Примерное время игры

Роли принимаемые детьми в игре

Сюжет игры

Содержание игры

Использование атрибутов в ходе игры

Конфликты их наличие причины

1

2

3

4

5

6

7

8

-

-

-

-

-

-

-

-


Заполнить схему наблюдения, сделать вывод относительно выявленных в ходе задания особенностей свободной игры детей и соответствия этих особенностей необходимым для наблюдаемого возраста нормам.

Информация о работе Развитие игры в дошкольном возрасте