Развитие межполовых отношений в разные возрастные периоды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы межполового общения рассматриваются в отечественной психологической науке относительно недавно, хотя проблемы межличностного общения не являются новыми. Обращение к гендерной специфике отношений связано с происходящими на протяжении последних десятилетий в российском обществе изменениями всех сфер общественной жизни и интенсификацией научных контактов с зарубежными учеными, в исследованиях которых на протяжении нескольких последних десятилетий интенсивно изучаются практически все вопросы взаимодействия мужчин и женщин и на уровне общества, и в семье, и в личной жизни.
Объект исследования - межполовые отношения в разные возрастные периоды.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие теоретические вопросы изучения межполовых отношений 5
1.1 Формирование проблемы межполовых отношений в отечественной психологической науке 5
1.2Понятие и сущность межполовых отношений 11
Глава 2. Особенности развития межполовых отношений в разные возрастные периоды 13
2.1Периодизация и характеристика возрастных периодов 13
2.2 Факторы, влияющие на развитие межполовых отношений в разные возрастные периоды 14
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 1 курс Развитие межполовых отношений в разные возрастные периоды.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В рамках данной работы рассматривается проблема межличностных отношений в разные возрастные периоды.

Выбор темы работы и интерес к ее изучению обусловлен несколькими причинами, но, прежде всего, повышенным научным и общественным интересом к проблемам межличностного взаимодействия и его особенностей.

Вопросы межполового общения рассматриваются в отечественной психологической науке относительно недавно, хотя проблемы межличностного общения не являются новыми. Обращение к гендерной специфике отношений связано с происходящими на протяжении последних десятилетий в российском обществе изменениями всех сфер общественной жизни и интенсификацией научных контактов с зарубежными учеными, в исследованиях которых на протяжении нескольких последних десятилетий интенсивно изучаются практически все вопросы взаимодействия мужчин и женщин и на уровне общества, и в семье, и в личной жизни.

Объект исследования - межполовые отношения в разные возрастные периоды.

Предмет исследования - особенности межполовых отношений на каждом этапе развития.

Полагая, что межполовые отношения представляют собой особую сферу межличностных контактов и формируются постепенно под влиянием различных факторов, мы рассматриваем особенности их развития  в разные возрастные периоды. В этом состоит цель данной работы.

Задачи:

  1. Изучение общих теоретических вопросов в исследованиях межполовых отношений.
  2. Определение понятия межполовых отношений, его содержания.
  3. Изучение особенностей развития межполовых отношений в разные возрастные периоды.

Поставленные цель и задачи определили принцип построения структуры работы  и выбор методов исследования. Работа состоит из введения, двух глав основной части, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы и источников.

В качестве основных методов исследования использованы:

  • поиск и изучение литературы по рассматриваемой проблеме
  • анализ и синтез
  • описание, изложение, сравнение

Основу для материала работы составили научные, учебные и периодические издания последних лет, в которых так или иначе рассматриваются вопросы межполового взаимодействия и межполовых отношений.

 

 

 
 
  

Глава 1. Общие теоретические вопросы изучения межполовых отношений

 

    1. Формирование проблемы межполовых отношений в  отечественной психологической науке

До недавнего времени межполовые отношения не рассматривались в отечественной науке как отдельное специальное направление и развивались  как междисциплинарная сфера знания. Последние годы ознаменованы не только развитием интереса кругу проблем межполовых отношений, но и концентрацией гендерной проблематики  в отдельных научных дисциплинах: социологии, истории, культурологи, лингвистике и психологии [3, с.56].

Это связано с изменением традиционных ролей мужчин и женщин и перестройкой их индивидуально-психологических характеристик, обусловленных современными общественными трансформациями. Новые или «обновленные» мужчины и женщины демонстрируют новые типы и модели отношений не только друг с другом, но и с обществом, и с собой. Указанные изменения требуют научного анализа и углубленного исследования. А психологическая составляющая приобретает в гендерных исследованиях особую значимость и актуальность, как в сфере теоретических изысканий, так и в сфере практик повседневной жизни.

Прежде всего, обратимся к определению основных терминов, употребляемых в исследованиях межполовых отношений. Первым из них является гендер.

Этот термин нельзя отождествлять с понятием «пол». Пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории «мужчины» и «женщины», а гендер соответствует социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на эти же категории («мужчины» и «женщины»).

Термин «гендер» был включен в научный контекст, прежде всего, для того, чтобы подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий.

 Гендер понимается, как  социально сконструированные роли  и социально освоенные модели  поведения и ожиданий, которые  связываются с представлениями  о женщинах и мужчинах.

«Гендер» — это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально организованные, социально формируемые, воспроизводящиеся и изменяющиеся особенности женщин и мужчин. Предметом гендерных исследований являются тендерные отношения, различия и сходство полов. [6, c. 15]

Как уже было сказано выше, отечественные исследования в данном направлении появились совсем недавно, в то время как уже в начале прошлого столетия уже упорно велись дискуссии в работах зарубежных исследователей 3. Фрейда, К. Юнга, О. Вейнингера.

Острые споры вызвала переведенная на русский язык в начале века книга австрийского ученого Отто Вейнингера «Пол и характер», в которой  было уделено большое внимание описанию специфических психологических характеристик женщин, которые полярно противопоставляются характеристикам мужчин.

В начале XX столетия появились отечественные публикации. Так, И. И. Мечников рассматривал в качестве основной социальной роли женщины в обществе репродуктивную.

 Проблемы пола обсуждались  в работах таких отечественных философов, как В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Розанов. Как правило, мужчина   в психологическом плане деятелен, логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотдаче, мудра нелогической мудростью простоты. [6, c. 13]

Вопросы пола и межполовых отношений рассматривались с позиций философии и культуры. При этом женщине отводилась роль вдохновительницы мужчин для созидательной и творческой деятельности и ее значимость в   культуре определялась только степенью ее влияния на мужчину.

В послереволюционный период проблемы психологии пола тоже не занимали ведущего места среди исследовательских интересов ученых. Наиболее актуальными для общественной и научной мысли в то время были такие близкие по тематике проблемы, как «женский вопрос» и «половой вопрос», поскольку  Советская Россия была первым государством в мире, провозгласившим в Конституции 1918 года юридическое равноправие мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни.

В середине-второй половине XX века проблемы межполовых отношений были практически полностью исключены их актуальной проблематики. В учебной и научной психологической литературе тех лет также практически не использовались понятия «пол», «половые различия», «маскулинность-фемининность». Не раскрывались эти понятия и в «Кратком психологическом словаре», опубликованном под редакцией Л. В. Петровского и М. Г. Ярошевского в 1985 году. В массовом учебнике «Общая психология» для педагогических институтов (1977) рассматривались всевозможные психические свойства и отношения, но половые различия нигде, ни в каком контексте не упоминались. В учебнике «Возрастная и педагогическая психология» (1979) в разделе, посвященном подросткам, появляется параграф «Особенности отношений мальчиков и девочек», однако информация, представленная в нем, носит характер общих педагогических рассуждений, да и сам текст занимает всего одну страницу.[6, c. 22-23]

Единичные публикации, посвященные проблемам межполовых отношений стали появляться лишь  в конце 60-х и в 70-е годы и были связан с именами И. С. Кона и Б. Г. Ананьева. Благодаря их основополагающим и обобщающим работам были определены приоритетные направления исследований в области психологии пола. Это систематические и комплексные исследования половых различий и половых ролей, включающие изучение:

  • дифференциально-психологических характеристик между представителями полов в возрастной динамике;
  • функциональных закономерностей дифференциации половых ролей в отдельно взятой сфере деятельности на социальном, межличностном и интериндивидуальном уровне;
  • полоролевых стереотипов в исторической перспективе и в связи с изменениями форм социализации;
  • взаимозависимости интернализованных половых ролей и соответствующего поведения личности и ее дифференциально-психологических и социальных характеристик. [6, c. 24]

В 80-е годы количество работ, посвященных вопросам психологии пола, стало увеличиваться. Данные работы можно разделить на две группы. К первой группе можно отнести исследования, где результаты о различиях в поведении и психологических характеристиках между людьми разного пола не являлись главной целью исследований и были получены как дополнительные факты в контексте решения других научных проблем (неспециализированные исследования). Вторая группа исследований межполовых взаимодействий – это работы, которые изначально были ориентированы на решение каких-либо проблем психологии пола (специализированные работы).

Среди наиболее интересных работ первой группы можно выделить исследования В. С. Агеева, Т. А. Репиной, Н. Я. Приваловой, В. В. Абраменковой и др.

Ко второй группе (специализированные работы) можно отнести исследования В. В. Абраменковой, В. Е. Кагана, Я. Л. Коломинского и М. X. Мелтсас, И. И. Лунина, Т. И. Юферевой. [6, c. 30-31]

 В работах указанных  авторов  были получены результаты, свидетельствующие о различиях в психологических характеристиках и особенностях поведения детей и подростков разного пола; интерпретируя полученные данные, авторы, как правило, не используют категоричных оценочных суждений по поводу выявленных психологических характеристик, присущих представителям мужского или женского пола. Причины половых различий, как правило, объяснялись стереотипами маскулинности-фемининности, доминирующими в общественном сознании, а также исторически сложившимися формами взаимодействия мужчин и женщин.

Начиная с 90-х годов прошлого века ситуация с изучением проблем межполовых различий и отношений резко изменилась. Этот период характеризуется небывалым всплеском общественного интереса к гендерным исследованиям.

Большое количество популярной литературы по различным аспектам психологии пола, которая была опубликована в 90-е годы, позволяет ее классифицировать по трем направлениям.

К первому направлению относится значительное число популярных изданий, в которых предлагается информация о женской и мужской психологии, а также выдаются примитивные рекомендации по урегулированию сложных проблем во взаимоотношениях мужчин и женщин. К ним относятся издания  О. Р. Арнольд, Л. Г. Гущиной,  А. Ильичева   и др. Данные публикации выступают как своеобразный тренинг на поляризацию мужских и женских качеств и моделей поведения, а также утверждения самых примитивных представлений вообще о людях, не зависимо от их пола.

Второе направление объединяет многочисленные психологические энциклопедии для мужчин и женщин. Их авторы: Н. А. Литвинцева,  Л. В. Ударинцева, О. В. Ходаковская и др. [6, c. 32]  

К третьему направлению относится совсем небольшая часть книг зарубежных авторов, соориентированых на помощь мужчинам и женщинам в осмыслении тех гендерных стереотипов, которые мешают их личностному росту, саморазвитию, самореализации в профессиональной и семейной сферах. Это работы таких авторов, как  Дж. Виткин, Л. Хэй. [6, c. 32]

Таким образом, можно отметить, что всплеск недостаточно профессиональной литературы о психологических проблемах полов показал острую необходимость научной разработки проблем, весьма значимых для различных групп населения.

К концу века увеличилось и количество научных работ, в которых представлены результаты эмпирического изучения психологических различий между людьми разного пола. Ценным в этих работах является обращение к изучению таких аспектов психологии пола, которые раньше не изучались. Так, если раньше половые различия преимущественно анализировались в сфере представлений о маскулинности и фемининности, а также в полоролевых установках, то большинство последних работ посвящено изучению половых различий в более глубоких и сложных психологических структурах, таких как: Я-концепция, морально-этические установки, половая идентичность.

В начале нового столетия проблематика межполовых исследований расширилась. В ней появились и получили развития такие вопросы, как   отличия в особенностях личности и характеристиках поведения мужчин и женщин (С. И. Кудинов, Б. И. Хасан и Ю. А. Тюменева), содержание и динамика стереотипов маскулинности-феминности (Т. А. Араканцева и Е. М. Дубовская ), психологические различия, присущие представителям двух полов в разные возрастные периоды (Н. А. Смирнова) и др. [6, c. 33]

Одним из новых направлений является также изучение проблемы развития межполовых отношений в разные периоды.

 

 

    1. Понятие и сущность межполовых отношений

Информация о работе Развитие межполовых отношений в разные возрастные периоды