Развитие межполовых отношений в разные возрастные периоды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы межполового общения рассматриваются в отечественной психологической науке относительно недавно, хотя проблемы межличностного общения не являются новыми. Обращение к гендерной специфике отношений связано с происходящими на протяжении последних десятилетий в российском обществе изменениями всех сфер общественной жизни и интенсификацией научных контактов с зарубежными учеными, в исследованиях которых на протяжении нескольких последних десятилетий интенсивно изучаются практически все вопросы взаимодействия мужчин и женщин и на уровне общества, и в семье, и в личной жизни.
Объект исследования - межполовые отношения в разные возрастные периоды.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие теоретические вопросы изучения межполовых отношений 5
1.1 Формирование проблемы межполовых отношений в отечественной психологической науке 5
1.2Понятие и сущность межполовых отношений 11
Глава 2. Особенности развития межполовых отношений в разные возрастные периоды 13
2.1Периодизация и характеристика возрастных периодов 13
2.2 Факторы, влияющие на развитие межполовых отношений в разные возрастные периоды 14
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 1 курс Развитие межполовых отношений в разные возрастные периоды.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Юноши, в отличие от девушек, наделяют образ реального мужчины ярко выраженной маскулинностью и фемининностью с преобладанием маскулинности в структуре андрогинного психологического пола. Женский образ воспринимается большинством юношей как фемининный или андрогинный (с преобладанием женских качеств над мужскими).

Таким образом, большинство юношей более позитивно воспринимают женщин, нежели девушки мужчин, хотя обе стороны представителей своего пола оценивают выше, чем противоположный, что указывает на некоторую конкуренцию и напряженность в гендерных отношениях. Юноши описывают психополовое поведение более четко и определенно, девушки — более неопределенно и размыто. Это отражает определенные трудности гендерной социализации девушек, направленные в сторону утверждения своей активности и самодостаточности, несмотря на то что юношами это приветствуется при условии сохранения также черт фемининности. В целом и девушки и юноши обнаруживают невысокую подверженность традиционным гендерным стереотипам, наблюдается постепенная их трансформация в направлении снятия их былого противостояния и жесткой иерархичности в пользу мужского пола, все более ценной становится маскулинность. [5, с. 76]

Изучение полоролевых и гендерных стереотипов взрослых людей привело к обнаружению факта, что у людей такого возраста стереотипы существуют не только относительно качеств и черт личности, но и ее поведения, а также социальных (прежде всего, семейных) ролей.

Сложившиеся в современном обществе стереотипы относительно   женщины указывают, что для нее более значимой является роль домохозяйки, матери. Частная жизнь для нее важнее, чем профессиональная или политическая карьера. Мужчинам предписывается материальное обеспечение семьи, но при этом для них важным является включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность.

Другие гендерные стереотипы касаются профессиональной сферы: женщинам предписывается исполнительская и обслуживающая деятельность (образование, здравоохранение, торговля, социально-бытовая сфера), для мужчин более подходит инструментальная сфера деятельности, техника, творческая и руководящая работа, а также тяжелая физическая работа.

Наконец, существуют стереотипы, касающиеся политической деятельности: большинство взрослых людей считают, что политика — не женское дело.[5, с. 77-78]

Интересным вопросом в современной психологии на данный момент является определение гендерных ролей с присущими им психологическими характеристиками в структуре отношений. Одним из фундаментальных факторов развития и становления личности является совокупность межполовых (гетеро ориентированных) взаимоотношений. Огромное значение при этом играет личностно ориентированный подход к реализации половой программы, но с учетом общих функциональных и характерологических данных, касающихся особенностей целого ряда гендерного класса. Плавный переход от частного к общему в плане грамотного построения сексуальных отношений является наиболее значимым направлением в ходе психоэмоционального освоения одним партнером другого. Индуктивный метод реализации нормальных межполовых отношений позволяет на ранних этапах зарождения романтических чувств выявить все достоинства и недостатки своего партнера. [2, c. 1]

Р.Е. Барабанов в своей научно-исследовательской работе в течение одного года изучил отношения более, чем 50-ти молодых пар в возрасте от восемнадцати до двадцати пяти лет. В результате проделанной работы стало возможным выделить ряд гендерных психотипов относительно личности, как мужчин, так и женщин. Согласно сделанным выводам, в половых взаимоотношениях мужчины и женщины существует всего два типа девушек: мать и дочь. Типаж или психотип матери в свою очередь подразделяется на следующие формы:

  1. Геронтомать (или по-другому гипероперациональный тип);
  2. Мать-кукушку (прогредиентный тип);
  3. Мать-хозяйку (или когерентный тип).

Базовый психотип – мать.

Главной особенностью является то, что материнское поведение, которое часто носит название «материнская забота» или «материнский уход», иногда в психологии называют «поведением возвращения», ясно определяя основную суть материнской «заботы» – стремление сохранить близость со своим партнером. И если вначале достижение близости со второй половиной целиком лежит на матери, позже эта функция постепенно разделяется между обоими членами диады. В разных ситуациях распределение ответственности меняется, но сам процесс передачи инициативы от матери к половому партнеру продолжается достаточно долгое время. При этом мы вполне законно      можем   выделить   среди  матерей   безопасную и   небезопасную 

привязанность. По-видимому, при безопасной привязанности к своей второй половине мы наблюдаем у матерей субъектные отношения, а при небезопасной – объектные. Амбивалентная привязанность характеризуется спонтанным непредсказуемым поведением: мать иногда будет всё позволять своему сексуальному партнеру, а иногда будет необоснованно сурова в плане общих взаимоотношений. После бурных проявлений любви и приязни она может продемонстрировать равнодушие и отчужденность. Значение здесь имеют также личностные особенности психотипа матери, включая её эмоциональный статус. [2, с. 1]

В структуре психотипа дочери он также выделил несколько психологически обусловленных форм:

  1. Квинтэссенциональный тип дочери (пограничный, сочетающий в себе несколько типов, находящихся на стыке психоэмоциональных характеристик);
  2. Дочь-подросток (или пубертатный тип);
  3. Дочь-ребенок (иначе говоря, аффективно-деструктивный тип).

Базовый психотип – дочь.

В среде гендерных отношений, с половыми партнерами, которые вписываются в рамки ее критериев вежлива, размеренна, уживчива, но если видит, что партнер не силен, как личностно и эмоционально ориентированное существо, в интимной и сексуальной сферах халтурит, не делает того, чего от него ожидают, начинает оговариваться и указывать на недостатки. Постоянно требует внимания. Видит и надолго запоминает несправедливость по отношению к себе со стороны своей второй половины.

Психотипу дочери свойственно с присущим ей «возрастным» максимализмом оценивать людей, их поступки, жизненные ситуации в крайних категориях - либо это черное, либо белое, третьего не дано. Но, как мы знаем, действительность на самом деле сложна и многогранна. Поэтому такое «оценивание» далеко не всегда соответствует происходящему. Часто в объективной реальности проявляются обобщенные характеристики поведения, для которых достаточно сложно подобрать объективные критерии. Вполне возможно допустить, что с годами и приобретенным опытом у девушки/женщины данного психотипа будет меняться отношение к своему сексуальному партнеру, но оно редко будет выходить за рамки когда-то установленных критериев, хотя это и имеет место быть. Иметь свое мнение и высказывать его – безусловно, важная черта представленного психотипа. Но представительницам этого типа надо также научиться предусматривать последствия своих поступков и слов. Важно помнить, что критика ради критики неконструктивна.[ 2, с. 2]

Итак, когда Е. Р. Барабанов рассмотрел гендерные психотипы женщин, он переключил свое внимание на представителей «сильного» пола. Поняв внешнюю реализацию эмоционально-волевых и поведенческих особенностей личности девушек, важно отметить таковые же и среди мужчин. Он рассмотрел два психологических типа: отец и сын. По характеру качественных проявлений каждого из психотипов, их необходимо подразделить на:

Если это психотип отца:

  1. Отец-тиран (иначе говоря, мотивационно-ригидный тип);
  2. Отец-консерватор (или когнитивно-ригидный тип);
  3. Отец-либерал (концептуализированный тип).

Если это психотип сына:

  1. Сын-ребенок;
  2. Сын-подросток (или аффективно-ригидный тип).

Базовый психотип – отец.

Здесь он выделил ряд психологических характеристик, к которым отнес следующие модели поведения: постороннее - такой тип поведения проявляется в готовности заботиться о своей второй половине, но больше это касается совместного досуга или прогулок, а такие занятия, как поход по магазинам или обще-бытовые дела, такой тип мужчин считает прерогативой девушки/женщины. Крайнее проявление – все совместные заботы оставляются на своем партнере; творец - часто парни с таким поведением совершенно не готовы к появлению детей в доме, и только по мере взросления начинают включаться в его воспитание. К сожалению, это происходит иногда слишком поздно, когда ребенок уже решает, что папа не проявляет к нему интереса, и та нить, которая должна их соединять после рождения, уже потеряна. Из-за этого часто возникает недоверие ребенка к взрослому и отсутствие привязанности. Так же мужчины данного психотипа часто совершенно не способны воспитывать дочерей, поскольку не знают, как с ними общаться; начальник или руководитель – авторитарная линия поведения отца – он часто подавляет любую инициативу партнера, не позволяя ему самому делать выбор в той или иной ситуации. Попытки оградить таким способом свою вторую половину от ошибок приводят к прямо противоположному результату – девушка становится неспособной что-либо делать без помощи мужчины; хранитель гнезда - это самый идеальный вариант отца. Отличный пример для других мужчин; наставник - такие отцы всегда готовы объяснить причину, обсудить проблему, посоветовать. Это один из самых оптимальных стилей взаимоотношений, поскольку предполагает непосредственное участие в жизни своего полового партнера. [ 2, с. 3-4]

Базовый психотип – сын.

Открывая в сексуальном партнере, который принадлежит психотипу сын, те или иные качества, не стоит забывать, что он – отдельная и самостоятельная личность. Это не характерологическая и эмоционально-поведенческая копия своей второй половины. У представителя этого психотипа – свои интересы и свои глубоко индивидуальные взгляды на жизнь. С самого начала, а точнее, с самого зарождения половых отношений, данный тип воплощает в себе – индивидуальность, которую нужно уважать. Задача же партнера – помочь ему разобраться в сложном мире гендерных взаимоотношений и его правилах, подготовиться к совместной жизни, чтобы в будущем про него могли сказать: «Вот это человек с большой буквы и с золотым характером!». [ 2, c. 4-5]

В заключении Барабанов Р.Е. отметил, что в структуре половых взаимоотношений каждый из представленных психотипов (а также типов, который относится к их форменным разновидностям) не олицетворяет собой что-то застывшее, статичное, а является динамической и изменяющейся системой. Это во многом зависит от возраста партнеров на момент вступления в сексуально ориентированные отношения. Далее свою лепту могут внести личностные особенности каждого из партнеров, их характер, продолжительность отношений, общее число предшествующих связей. Это значит, что с увеличением числа гендерных взаимоотношений в интимной и межличностной сферах мужчина и женщина будут проявлять в ряде случаев то одну, то другую модель поведения, присущую разным психологическим формам, но зачастую в рамках одного психотипа.[ 2, c. 5]

Таким образом, изучение вопросов, связанных с различными аспектами полоролевых стереотипов, имеет как теоретическое, так и практическое значение.  В наши дни позитивные моменты в гендерных стереотипах видят в том, что они поддерживают межличностное и межгрупповое взаимопонимание и сотрудничество. При этом они отмечают, что данные стереотипы должны быть не только ригидными, но и гибкими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать устойчивость представлений, а с другой — не останавливать развитие общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В рамках данной работы рассматривается проблема формирования межполовых отношений в разные возрастные периоды.

Изучив имеющиеся источники по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам.

Межполовые отношения представляют собой относительно новое направление в психологических исследованиях. Под ними понимается совокупность отношений между людьми противоположного пола (в настоящее время используется понятие гендер).

Формирование межполовых отношений и форм поведения в них происходит постепенно с возрастом человека. С возрастом формируются также и гендерные стереотипы, влияющие на поведение и отношения между людьми.

 

 

Список литературы и источников

 

  1. Айвазова С.Г. К истории феминизма//Женщина в обществе: мифы и реалии. Сборник статей/Редактор-составитель Круминг JI.C. - М.: Информация XXI век, 2000. с. 43-57.
  2. Барабанов Р. Е. Определение гендерного психотипа в структуре половых взаимоотношений // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 1-8.
  3. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: учебное пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. — 416 с.
  4. Здравомыслова Е., Темкина А. Понятийное поле исследования гендерных отношений//Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов: Сборник научных статей/Под ред. Л.Н.Попковой, И.Н.Тартаковской. - Самара:  Самарский университет, 2003. - С 10-23.
  5. Ильин Е.П. Пол и гендер.- С-Пб.: Питер, 2010. – 688 с.
  6. Клецина И.С.. Психология гендерных отношений: Дис. ... д-ра психол. Наук. -   СПб., 2004. -  460 c. 
  7. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.  Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
  8. Макеева О.А. Регулирование семейных отношений в России – исторические уровни и современные проблемы. // История государства и права. – 2012. - №3. – с.12-14.
  9. Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с. 
  10. Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.: Издво Московского психолого-социального института, 2003. – 400 с. 
  11. Нудель Е. Л. Интимно-личностный аспект в межполовых отношениях молодежи. // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 75-77.
  12. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Кпециной. - СПб.: Питер, 2003. – 479 с
  13. Пятаков Е.О. Кое-что из психологии отношений мужчин и женщин // Народное образование. - 2011.-№7.-с.273-280.
  14. Тереза Е.Б. Семья: брак, развод. // Теория и практика общественного развития. – 2006. -№5. –с.70-72.
  15. Целуйко В. М. Психология современной семьи: кн. для педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 287 с. 
  16. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии: учеб. пособие.  - М.: Изд-во Московского психологического института, 2005. – 928 с. 
  17. Щавелева М.Б. Брак и семья: история и современность. // Вопросы культурологи. – 2011. - №12. – с.22-27.
  18. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.

Информация о работе Развитие межполовых отношений в разные возрастные периоды