Развитие межполовых отношений в разные возрастные периоды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы межполового общения рассматриваются в отечественной психологической науке относительно недавно, хотя проблемы межличностного общения не являются новыми. Обращение к гендерной специфике отношений связано с происходящими на протяжении последних десятилетий в российском обществе изменениями всех сфер общественной жизни и интенсификацией научных контактов с зарубежными учеными, в исследованиях которых на протяжении нескольких последних десятилетий интенсивно изучаются практически все вопросы взаимодействия мужчин и женщин и на уровне общества, и в семье, и в личной жизни.
Объект исследования - межполовые отношения в разные возрастные периоды.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие теоретические вопросы изучения межполовых отношений 5
1.1 Формирование проблемы межполовых отношений в отечественной психологической науке 5
1.2Понятие и сущность межполовых отношений 11
Глава 2. Особенности развития межполовых отношений в разные возрастные периоды 13
2.1Периодизация и характеристика возрастных периодов 13
2.2 Факторы, влияющие на развитие межполовых отношений в разные возрастные периоды 14
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 1 курс Развитие межполовых отношений в разные возрастные периоды.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Обращаясь к анализу исследований по проблематике нашей работы, мы неоднократно использовали понятие «гендер», «гендерные характеристики» и пр. Однако понятие межполовых отношений освещено не было.

Не существует и его однозначного определения в научной литературе. Поиск понятия межполовых отношений привел нас к следующим определениям.

Межличностные отношения - объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других, что, в свою очередь, «задает» определенный характер межличностных взаимосвязей, прежде всего, в рамках совместной деятельности.

Гендерные отношения – отношения между мужчинами и женщинами в обществе, рассматриваемые как на макроуровне (представители гендерных групп), так и на микроуровне (индивид, личность).

Таким образом, в определенном смысле межполовые и гендерные отношения являются синонимами, поскольку предполагают учет особенностей половой  (а в более широком смысле – гендерной) принадлежности их участников. [10, c. 123]

Структура и система основных понятий межполовых (гендерных) отношений представлена следующими уровнями:

  • Макросоциальный уровень, на котором  анализируются отношения в системе: «личность - общество, культура», «группа - общество, культура». 
  • Уровень межгруппового взаимодействия, на котором  отношения анализируются в системе «группа - группа». 
  • Уровень межличностных отношений, объектом анализа которого является система «личность - личность», «личность - группа». 
  • Внутриличностный уровень, на котором объектом анализа становится Я-концепция личности и соотношение личностной и социальной идентичности в ее структуре. [12, c. 22]

Таким образом, межполовые отношения представляют собой сложное многоуровневое образование, изучение которого происходит на различных уровнях и в котором объединяются основные элементы социо-психологической реальности: общественные структуры (культура, идеология), межгрупповое и межличностное взаимодействие и внутренний мир индивида.

Межполовые отношения анализируются как реальные практики и модели межполового взаимодействия, детерминированные гендерными представлениями, стереотипами, установками и отраженные в сознании субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности развития межполовых отношений в разные возрастные периоды

    1. Периодизация и характеристика  возрастных периодов

В данной главе рассматриваются вопросы формирования межполовых отношений на разных возрастных этапах человеческой жизни.  Прежде всего, необходимо обратиться к определению возрастного периода.

В отечественной и зарубежной науке развитие человека рассматривается во взаимосвязи с категорией «возраст», под которой понимается как абсолютное количественное понятие (исчисляемое в календарном времени), так и определенный этап в процессе его физического и психологического развития.

Попытки условно выделить периоды в развитии  человека и личности привели к созданию нескольких возрастных периодизаций, в основу которых положено понимание возрастного периода как определенного этапа, на котором происходит формирование соответствующих анатомо-физиологических и социально-психических признаков. [12, с. 13]

Наиболее известными являются периодизации, разработанные Л.С.Выготским, Д.Б. Элькониным, А.Н.Леонтьевым, Э.Эриксоном.

 Общим для всех периодизация  является  выделение таких периодов, как младенчество (новорожденность), детство (включающее раннее детство, дошкольный возраст), школьный возраст, юношество, молодость, взрослость (зрелость), старость.

 Хронологическое определение  рамок каждого возрастного периода  является условным, а в ряде  периодизаций даже определяется  в зависимости  от пола.

Таким образом, формирование определенных представлений и новообразований происходит последовательно на протяжении возрастных периодов.

 

 

    1. Факторы, влияющие на развитие межполовых отношений в разные возрастные периоды

 

Говоря о формировании межполовых отношений на разных возрастных этапах, необходимо помнить о постепенности психического развития и складывания психических новообразований, установок и взглядов личности, форм поведения. 

Полагаем, что межполовые отношения выглядят неодинакового на разных этапах возрастного развития  в связи с тем, что у человека ограничен набор психических возможностей, а также социальный опыт. По мере его расширения происходит становление и усложнение форм межполовых отношений.

Практически бесспорным фактом, признанным в современной науке, является признание влияния установок и стереотипов на межличностные (в том числе межполовые отношения.

Межличностные отношения представляют собой целостную систему избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами действительности, включающие три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира. Наиболее важными отношениями личности  считают социально-психологические отношения, которые представляют собой взаимоотношения, т. е. результат взаимных усилий партнеров по совместной деятельности и общению. Взаимоотношения формируются посредством общения через межличностное отражение. [7, c. 52]

Межличностные отношения формируются постепенно и имеют в своей структуре следующие компоненты: оценочный, когнитивный, поведенческий, аффективный, гностический и эмоциональный. Другими словами, поведение людей в межличностных отношениях задается не только эмоциональным отношением друг к другу, но и их социальными представлениями об отношениях, которые приобретаются в процессе познания окружающего мира и выступают как один из регуляторов социального поведения человека. Социальные представления о тех или иных отношениях содержат информацию о том, как должны развиваться эти отношения, каким должен быть партнер (его качества, стиль поведения). [7, с. 55]

Каналами трансляции информации социальных представлений выступают средства массовой информации, малые группы, традиции и т. д., поэтому зачастую она выражена в стереотипах.

Формирование стереотипов проходит в несколько этапов. Начальный связан с периодом детства, когда человек получает первую информацию об окружающем мире и, не имея собственной оценочной системы, оценивает любое поведение и любые действия с точки зрения своих воспитателей.

В период дошкольного и школьного детства формирование стереотипов происходит в социальном опыте ребенка. Сталкиваясь с различными социальными ситуациями, он оценивает их последствия и делает самостоятельные выводы, приводящие к изменению системы его суждений и отношений.

Более старшие возрастные периоды связаны с укреплением стереотипов в сознании людей и следованием им в своем поведении. Сложившиеся к взрослому возрасту стереотипы практически не меняются до конца жизни.[9, c. 29 ]

Иллюстрируя изложенные утверждения, мы приведем данные исследований межполовых отношений разных авторов.

Так, каждая стадия развития человека характеризуется, по Эриксону, выделением собственной витальной силы, в которой нуждается человек, чтобы стремиться к чему-либо, бороться и достигать. Базисными добродетелями юности он предлагает считать надежду и верность. Стадию ранней взрослости можно дополнить третьей добродетелью — любовью, которая не противоречит первым двум, а органически вписывается в общий контекст, привнося дополнительные силы. Г. Е. Зборовский пишет, что любовь как социальный феномен ближе и понятнее студенческой молодежи, чем что-либо другое

Особую роль удовлетворения потребности в любви и дружбе отводится в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс). Данные авторы считают, что потребность в самоактуализации реализуется только в том случае, если будут удовлетворены обе эти потребности. Молодые люди испытывают необходимость заводить дружбу, чувствовать привязанность, радоваться другим людям, любить. В радиус значимых отношений входят друзья и сексуальные партнеры.  Таким образом, основной выбор данного возрастного периода — это интимность. Определяющую роль в формировании сексуальных норм человека играет чувство любви.

Т. И. Юферева полагает, что основной сферой жизнедеятельности, в которой формируются представления подростков об образах мужчин и женщин, является сфера взаимоотношений с противоположным полом. Представления об образе мужчин и женщин в каждом возрасте отражают отдельные аспекты общения: в VII–VIII классах — семейно-бытовые взаимоотношения (девочки и мальчики, характеризуя образ женщины, перечисляют ее обязанности как хозяйки, а характеризуя образ мужчины — как мужа, отца, подчеркивают в основном его роль как помощника жены по хозяйству). У подростков, отмечает Т. И. Юферева, представления о мужественности — женственности, очевидно, являются просто усвоенными соответствующими взглядами взрослых и не играют существенной роли в регуляции их поведения. [5, с. 74]

Несколько отличное мнение высказывается И. С. Коном (2001). Он считает, что в подростковом и юношеском возрасте соответствующие нормативные представления о мужественности особенно жестки и стереотипны; желая утвердиться в мужской роли, мальчик всячески подчеркивает свое отличие от женщин, стараясь преодолеть все, что может быть воспринято как проявление женственности. У взрослых эта поляризация ослабевает. Мужчина начинает ценить в себе и другие качества: терпимость, способность понять другого, эмоциональную отзывчивость, которые раньше расценивались им как признак слабости.

У старших школьников представления о мужественности — женственности базируются на взаимоотношениях с ровесниками противоположного пола, в ходе которых происходит осознание себя как представителя определенного пола, своих потребностей, связанных с сексуальным развитием. Эти представления проверяются на практике, в непосредственном общении с противоположным полом. Однако это лишь начало формирования представления о понятии «психологический пол», касающегося только сферы взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.

По мнению восьмиклассниц и девятиклассниц, мужчина должен быть смелым, сильным, настойчивым, гордым, рыцарем (должен ухаживать за девушкой и защищать ее, уважать женский пол, быть снисходительным, внимательным, благородным по отношению к женщине). Женщина, по мнению девочек, должна быть ласковой, нежной, мягкой, но, озвучивая эти характеристики, девочки, как правило, не трансформируют их в эталон поведения по отношению к мужчине.

Мальчики всех возрастов не отметили в большинстве случаев особых качеств, выражающих отношение мужчины к женщине и, наоборот, женщины к мужчине. Однако для них было характерным придание при описании образа женщин особенностей их внешнего облика (красота, элегантность, аккуратность). [5, с. 74]

В исследовании Т. А. Арканцевой и Е. М. Дубовской выявлены сходные характеристики мужчин и женщин, данные подростками.

Идеальный мужчина в представлении подростков — это маскулинный тип с присущими ему качествами смелости, силы, выносливости, уверенности, ответственности, а женщина — андрогинный тип: нежная, ласковая, заботливая, мягкая, но в то же время активная, ответственная, уверенная.

Однако выявилось и отличие по сравнению с данными, полученными Т. И. Юферевой. Вместо семейно-бытовой сферы при описании мужчины на первое место вышли его личностные характеристики, а семейно-ролевые характеристики отошли на последнее место. То же произошло и при описании женщины, но в меньшей степени. Повысилась роль универсальных признаков при описании идеальной женщины.

В. Е. Каган опрашивал школьников VII–X классов трех регионов страны, какими они представляют себе большинство мужчин и женщин. Стереотипы мужественности, описываемые девочками, и женственности, описываемые мальчиками, во многом оказались сходными. Для того и другого стереотипа были характерны доброта, отзывчивость, справедливость, честность, самостоятельность, обаятельность. Сходство по ряду признаков обнаружилось и при описании мальчиками мужественности и девочками — женственности; это решительность, энергичность, уверенность. [5, с. 74-75]

Таким образом, в подростковом и юношеском возрасте межполовые отношения обусловлены формирующимися стереотипами, которые, по своей сути, являются позитивно окрашенными и, если содержат негативные характеристики, то относят их к своему полу. 

Обращаясь к следующему возрастному периоду, т.е. молодости, исследователи проводили опросы студентов и работающей молодежи. В полученных данных идеальный мужской образ наделяется девушками андрогинным психологическим полом, в структуре которого маскулинные характеристики заметно преобладают над фемининными.

В отличие от мужских представителей женский образ воспринимается большинством девушек более позитивно, однако тип психологического пола также приближается к неопределенному. Характерным является преобладание в структуре психологического пола маскулинных черт над фемининными как в образе реальной, так и идеальной женщины, что говорит о явной тенденции девушек быть более маскулинными, не выходя за границы андрогинного типа. [5, с. 76]

Информация о работе Развитие межполовых отношений в разные возрастные периоды