Развитие ребенка в период новорожденности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:56, реферат

Краткое описание

Период новорожденности является ответственным в жизни ребенка. В этот период происходит приспособление всех органов и систем, в том числе и пищеварительного тракта, к условиям внеутробного существования. Одним из важнейших факторов внешней среды, требующих постоянного приспособления, является питание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Основы развития детской психологии.
2. Психическое развитие новорожденного
3. Период новорожденности. Кризис новорожденности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по возрастной.docx

— 44.37 Кб (Скачать файл)

Институт Психологии и Педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Развитие ребенка  в период новорожденности

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Ижванова Е.М.

Студентка: Смирнова Г.А. МДП 110

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

1. Основы развития детской психологии. 

2. Психическое развитие новорожденного

3. Период новорожденности. Кризис новорожденности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Период новорожденности  является ответственным в жизни  ребенка. В этот период происходит приспособление всех органов и систем, в том  числе и пищеварительного тракта, к условиям внеутробного существования. Одним из важнейших факторов внешней  среды, требующих постоянного приспособления, является питание.

Период грудного возраста характеризуется интенсивным нарастанием  массы тела и ростом, что обеспечивается высоким уровнем обмена веществ, который требует поступления  в организм достаточного количества пищевых и биологически активных веществ. Масса тела увеличивается  вдвое к 4–4, 5 месяца жизни, утраивается  к 10–11 месяцам. Ежемесячная прибавка массы тела составляет: до 3–4 месяцев  в среднем 800 г, от 4 до 6 месяцев 600 г, во втором полугодии – 400 г.

Растет ребенок наиболее энергично в первые месяцы жизни: до 3 месяцев он прибавляет в росте  по 3 см в месяц, от 3 до 6 месяцев по 2–2,5 см, от 6 до 9 месяцев по 2 см, до конца  года по 1,5 см. Таким образом, за первое полугодие ребенок вырастает  на 15–16 см, а за весь первый год жизни  – на 25–27 см.

К десятому дню жизни ребенка  количество получаемого ребенком молока достигает приблизительно 1/5 массы  тела (600–900 мл), от 1 до 4 месяцев оно  составляет 1/6 массы тела (800–1000 мл), от 4 до 6 месяцев – 1/7 массы тела (900–1100 мл).

Но это лишь ориентировочные  показатели. При их определении необходимо учитывать индивидуальные особенности  ребенка.

В период новорожденности  могут появляться заболевания, характерные  только для детей этого возраста, так как связаны с особенностями  развития различных систем их организма. Несмотря на постоянный медицинский надзор, здоровье младенца во многом в руках родителей.

  1. Основы развития детской психологии

Основы развития детской  психологии в нашей стране заложили Выготский и П.П.Блонский. Их подходы  к проблеме периодизации должны быть сохранены и развиты, в соответствии с современными знаниями:

1. Исторический подход  к темпам развития (современный  человек при благоприятных социальных  условиях развития развивается  быстрее человека прежних исторических  эпох) и к вопросу о возникновении  отдельных периодов детства в  ходе исторического развития  человечества.

2. Подход к каждому  возрастному периоду с того места, которое он занимает в общем цикле психического развития ребенка.

3. Психическое развитие  протекает не эволюционным путем  ( непрерывное, постепенное, количественное изменение), а путем перерывов непрерывности, возникновения качественно новых новообразований.

4. Выявление переломных, критических точек в психическом  развитии как обязательных и  необходимых.

5. Выделение неоднородных  по своему характеру переходов  и различение в психическом  развитии эпох, стадий, фаз.

Блонскому и Выготскому не довелось реализовать выдвинутые ими  принципы периодизации, так как в  их время еще не было условий для  решения вопроса о движущих силах  психического развития. В конце 30-х  годов А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн начали рассматривать проблему становления  и развития психики и сознания, вводя в нее понятие деятельности. В изучении психики ребенка, считал Леонтьев, надо исходить из анализе развития его деятельности, так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Жизнь и деятельность в целом не складывается механически из отдельных видов деятельности. Нужно говорить о зависимости развития психики от ведущей деятельности. Каждая стадия психического развития характеризуется определенным, ведущим типом деятельности, определенным, ведущим отношением ребенка к действительности. Признак перехода от стадии к стадии - изменение ведущего типа деятельности. В работах Леоньтьева, Запорожца, Смирнова, Зинченко, Рубинштейна выявлена зависимость уровня функционирования психических процессов от характера их включенности в деятельность. Но при поисках психологического содержания деятельности игнорировалась ее содержательно-предметная сторона, основное внимание уделялось на структуру деятельности, на соотношение в ней мотивов и задач, действий и операций. Было изучено два типа деятельности – игра и учение.

Далее Э. говорит о том, что в рассмотрении психического развития ребенка существует разрыв между процессами умственного развктия и развития личности. При этом развитие личности сводится к развитию аффективно- потребностной или мотивационно-потребностной сферы. Еще в 30-е годы В. говорил о необходимости рассмотрения развития аффекта и интеллекта в динамическом единстве.

В концепции Пиаже разрыв развития интеллекта от развития аффективно-потребностной  сферы. Пиаже выводил всякую последующую ступень в развитии интеллекта непосредственно из предыдущей. Главный недостаток этой концепции - в невозможности объяснить проходы от одной стадии развития интеллекта к другой.

Аналогично рассматривается  и развитие аффективно-потребностной  сферы, которое отождествляется  с развитием личности.

Таким образом, имеет место дуализм и параллелизм, без его преодоления нельзя понять психическое развитие ребенка как единый процесс. В фундаменте подобного дуализма и параллелизма лежит натуралистический подход к психическому развитию ребенка: 1) ребенок рассматривается как изолированный индивид, для которого общество - своеобразная среда обитания, 2) психическое развитие как процесс приспсобления к условиям жизни в обществе, 3) общество рассматривается как состоящее из мира: вещей и мира людей, которые по существу между собой не связаны и выступают двумя изначально данными элементами среды обитания, 4) механизмы адаптации к миру вещей и миру людей, развитие которых представляет собой содержание психического развития, понимаются как различные (Для Пиаже интеллект есть механизм адаптации, а его развитие — развитие форм адаптации ребенка к миру вещей. Для Фрейда и неофрейдизмов механизмы вытеснения, цензуры, замещения и т.д. выступают как механизм адаптации ребенка к миру людей. При рассмотрении приспособления ребенка в этих системах вещи выступают как физические объекты, а люди как случайные индивиды со своими чертами характера. Тогда это приспособление можно представить как идущее по двум параллельным, в основе самостоятельным линиям. Преодоление указанного подхода затруднено, потому что для ребенка окружающая действительность выступает в двух формах.

Как отмечал Л. С. Выготский, главное своеобразие младенчества состоит в том, что ребенок  отделяется от матери физически, но связан с ней физиологически и потому все последующее развитие обусловлено  не только разверткой врожденных программ, но и содержанием взаимоотношений  между ним и матерью. Наряду с  этим он подчеркивал переходный или  смешанный характер жизни ребенка  в период новорожденности, поскольку  он совмещает в себе черты утробной и внеутробной жизни.

В свете современных данных, описанных выше, это замечание  Л. С. Выготского оказывается весьма своевременным. Поэтому довольно трудно согласиться с тем, что психика  младенца представляет собою абсолютно  «недифференцированное, нерасчлененное»  образование. Выявленные в последующих  исследованиях дифференцированные врожденные перцептивные и моторные способности обеспечивают параллельное развитие перцептивной и моторной сфер, что, по-видимому, и является причиной и основанием столь стремительного психического развития младенца, когда  лишь за один год жизни он совершает  гигантский шаг в своем развитии. В этих же исследованиях было показано, что внутри самой сенсорной системы отмечается слитность зрительной, слуховой и осязательной модальностей, а ее дальнейшее развитие идет по пути дифференцировки друг от друга.

Систематическое изучение генезиса развития психики ребенка было начато Щеловановым еще в 1922 г. с открытием лаборатории генетической рефлексологии. Метод, который применялся в лабо­ратории, заключался в беспрерывном, систематическом наблюде­нии с регистрацией всех реакций ребенка, возникающих под влия­нием внешних и внутренних раздражителей. Применялся также и метод рефлексологического эксперимента, который заключался в сформировании искусственных сочетательных рефлексов у младен­цев (например, рефлекса на молоко в рожке определенной формы и цвета).

Н.М. Щеловановым и его сотрудниками Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой были установлены важнейшие закономерности развития детей в период новорожденности и младенчества. Ими была зафиксирована динамика перехода от сна к бодрствованию, описано развитие сенсорных анализаторов, показана возможность формирования первых условных рефлексов на втором-третьем месяце жизни. В их работах были открыты и описаны зрительное и слуховое сосредоточение, установлены нормативы развития памяти и восприятия младенцев, выявлены этапы становления моторики и сенсомоторной координации в первый год жизни. Также был открыт комплекс оживления (термин, который был введен в психологию именно этими учеными) и кризис одного года. На основе полученных данных были разработаны критерии диагностики психического развития младенцев, которые, с некоторыми модификациями, используются и в современной практической психологии.

Большой вклад в исследование психического развития младенцев внес и американский психолог Арнольд Луций Гезелл — создатель Иельской клиники нормального детства, в которой изучалось психическое развитие детей раннего возраста — от рождения до 3 лет. Периоды младенчества и раннего детства были в центре научных интересов Гезелла в связи с тем, что он считал, что за первые 3 года жизни ребенок проходит большую часть своего психического развития, так как темпы этого развития наиболее высоки именно впервые 3 года, а затем постепенно замедляются со временем.

Исследования Гезелла, в отличие от работ Щелованова, были направлены не на анализ закономерностей развития психики в первые три года жизни, а на установление нормативности этого развития. В клинике Гезелла была разработана специальная аппаратура для объективной диагностики динамики психического развития маленьких детей, в том числе кино- и фотосъемка, «зеркало Гезелла» (полупроницаемое стекло, применяемое для объективного наблюдения за поведением детей). Он также ввел в психологию новые методы исследования — лонгитюдный (метод продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени, чаще всего с рождения до подросткового возраста) и близнецовый (сравнительный анализ психического развития монозиготных близнецов). На основе этих исследований была выработана система тестов и показателей нормы для детей от 3 месяцев до 6 лет последующим показателям — моторика, речь, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Модификация этих тестов также лежит в основе современной диагностики психического развития младенцев.

  1. Психическое развитие новорожденного

Известно, что первым периодом в развитии ребенка называют период новорожденности, длящийся от момента  рождения до одного месяца. В. Шекспир  устами короля Лира так описал факт рождения человека: «Родясь на свет, мы плачем - Грустно нам к комедии дурацкой приступаться».

Новорожденный - естественное существо в полном и точном смысле этого слова. Поэтому в первый период жизни ребенка легче всего  наблюдать натуральные формы  реакций. Одним из важных показателей  будущего развития младенца является наличие у него врожденных безусловных  рефлексов. Педиатры прекрасно осведомлены  о них и одна из первых задач - это уяснение их наличия и качества проявления. Большинство из них исчезают уже на первом году жизни, но некоторые остаются на всю жизнь. О каких рефлексах идет речь?

Рефлекс Бабинского. Пальца стопы младенца должны расходиться веерообразно, а стопа поворачиваться при проведении рукояткой молоточка вдоль наружного края стопы. Эта манипуляция знакома многим взрослым по приемам у невропатолога.

Рефлекс Бабкина. Ребенок поворачивает голову и открывает рот, когда ему надавливают на ладонь.

Хватательный  рефлекс легко установить, если погладить ладонь новорожденного. Он может так сильно сжать ее в кулачок, что вы можете его приподнять, так что ребенок повиснет в воздухе. Не следует путать это, безусловно, рефлекторное хватание с актом хватания, который появится у младенца на 17-20 неделе жизни.

Рефлекс Моро. В ответ на громкий звук ребенок разводит в стороны руки и ноги и сводит их в исходное положение. Если вы осторожно подбросите ребенка на руках, то он произведет те же действия.

Поисковый рефлекс. При поглаживании щечки младенец поворачивает голову в сторону прикосновения. Таким образом, новорожденный, кстати, определяет местонахождение источника пищи.

Плавательный  рефлекс. Многие родители возможно с удивлением наблюдают хорошо скоординированные плавательные движения у своего малыша, когда, поддерживая за животик и грудь помещают его в воду или кладут на живот в кровати.

Рефлекс ходьбы. Не меньшее удивление вызывают движения новорожденного, напоминающие хорошо скоординированную ходьбу, если вы поддерживаете своего малыша под ручки при легком касании поверхности стола или пола голыми ножками.

Сосательный рефлекс. Он запускается сразу после поискового рефлекса, когда, определив местонахождение груди матери, ребенок начинает ее сосать. Некоторые новорожденные начинают это после того, как кормящая мать проведет грудью или соской вокруг рта.

Шейный тонический рефлекс. Его легко видеть, когда ребенок лежит на спине, голова повернута, как правило, в правую сторону, оба кулачка сжаты. При этом ручка и ножка на этой стороне тела выпрямлены, а на противоположной - сжаты, словно малыш приготовился фехтовать.

Информация о работе Развитие ребенка в период новорожденности