Развитие ребенка в период новорожденности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:56, реферат

Краткое описание

Период новорожденности является ответственным в жизни ребенка. В этот период происходит приспособление всех органов и систем, в том числе и пищеварительного тракта, к условиям внеутробного существования. Одним из важнейших факторов внешней среды, требующих постоянного приспособления, является питание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Основы развития детской психологии.
2. Психическое развитие новорожденного
3. Период новорожденности. Кризис новорожденности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по возрастной.docx

— 44.37 Кб (Скачать файл)

Рефлекс одергивания. Новорожденный отдергивает ногу при щекотании подошвы. Наличие или отсутствие этих и другие рефлексов - важный показатель нервно-психического развития младенца. По совокупности оценок проявления перечисленных рефлексов обычно судят об уровне психомоторного развития младенца.

Новорожденный это активное существо. Подтверждением этому является его способность к научению. Вместе с тем легко наблюдать, что  новорожденный большую часть  времени спит. Но спит он чутко, быстро просыпается, так же как и быстро засыпает вновь. Установлены шесть  различных состояний новорожденного:

- глубокий сон, когда  глаза закрыты, дыхание замедлено,  а мышцы лица расслаблены;

- неглубокий сон. Дыхание  неровное и более частое, чем  при глубоком сне. Мышцы лица  часто подрагивают во сне, что  характерно для сна с быстрым  движением глаз, когда человек  видит сны (на нем мы остановимся  ниже);

- состояние дремоты, характерное  при засыпании и пробуждении  младенца. Глаза малыша тускнеют, на них появляется характерная  поволока, дыхание неритмично, движения  замедлены;

- бодрствующее пассивное  состояние. Дети, словно зачарованные, рассматривают различные предметы, двигая при этом головой и  суча ручками и ножками;

- активность в состоянии  бодрствования. Это состояние  характеризуется значительной двигательной  активностью ребенка, глаза открыты,  дыхание нерегулярное;

- плач. Часть периода бодрствования  ребенок плачет. Причины могут  быть самые разнообразные, что  и обусловливает продолжительность  плача.

сон выступает как одна из основных форм существования новорожденного. Примерно 80% от общего времени новорожденный  проводит во сне. Иногда бывает трудно отделить сон от бодрствования. Главной  особенностью сна новорожденного является его полифазный характер, когда короткие периоды сна чередуются островками бодрствования.

С физиологической точки  зрения сон новорожденного - это  преимущественно так называемый парадоксальный сон. Его доля составляет 80% от всего сна. Кстати, у взрослого  человека он составляет только 20%. С  психологической точки зрения важно  то, что именно в этот период человек  видит сны. Было показано, что если испытуемых будили в этот период сна, то примерно в 80% случаев они говорили, что видели сны. Если же их будили в  другие периоды сна, то на появление  снов указывали лишь 7% испытуемых. Каковы же функции сна? По мнению З.Фрейда сон - это осуществление желания. По мнению К.Юнга функция сна состоит в  восстановлении психологического баланса, целостного психологического равновесия посредством производства снов, т.е. речь идет о своеобразной компенсаторной функции сна. Вообще психоаналитики рассматривают сны в качестве своеобразных индикаторов бессознательного. Подобная логика объяснения функционального значения сна приводит нас к выводу о том, что содержание психической жизни новорожденного - это функционирование бессознательного. В связи с этим сон имеет большое значение как для настоящего, так и будущего психического развития ребенка.

Итак, сон - это одна сторона  начавшейся психической жизни новорожденного; другой ее стороной является бодрствование. Это означает, что период бодрствования - это период активности ребенка  и, прежде всего, как показано выше - перцептивной и моторной. На некоторых  аспектах мы уже останавливались выше. Здесь коснемся только некоторых, собственно психологических, аспектов психомоторного развития новорожденного.

Одним из важных показателей  психического развития новорожденного является появление реакции сосредоточения. Прежде всего следует отметить два вида сосредоточения - пищевое и лабиринтное, которые отмечаются сразу после рождения: ребенок сосет соску и укачивается в люльке. Уже на 2-3 неделе он начинает сосать кулачок, а на 3-4 неделе появляется первый сочетательный рефлекс. Наряду с этими, филогенетически более древними реакциями, у новорожденного отмечаются слуховое и зрительное сосредоточение, основанием которых выступают его врожденные способности. Само слуховое сосредоточение появляется не ранее 9-го дня.

Что касается зрительного  сосредоточение, то оно становится возможным за счет готовности таких  механизмов восприятия как бинокулярный параллакс, параллакс движения и  оптический градиент расширения.

Большой интерес представляет эмоциональная сфера новорожденного. Однако сегодня психологи не могут  похвастать достижениями в ее изучении. Наши знания чрезвычайно скудны и  в основном они касаются эмоциональной  жизни младенца. Согласно данным психологов эмоциональная жизнь новорожденного носит в основном недифференцированный характер. По мнению К. Бриджес для новорожденного характерно состояние недифференцированного возбуждения, из которого в течение первого года жизни выделяются три группы эмоциональных состояний: собственно возбуждение, неудовольствие (дистресс) и удовольствие.

На первом месяце жизни  преобладают отрицательные эмоциональные  реакции, свидетельствующие о переживании  дискомфорта. Они проявляются в  виде крика и плача. Эмоции в это  время выполняют функцию оценки, побуждения и регуляции поведения  ребенка. Но уже на втором месяце прерогатива  переходит к положительным эмоциям - именно они побуждают ребенка  к общению.

Характер и интенсивность  проявления эмоций - один из важных показателей, который индивидуализирует психическую  жизнь новорожденного. Ведь при первом взгляде на новорожденных может  показаться, что они мало чем отличаются друг от друга. Исследования, проведенные на 141 новорожденном позволили выяснить особенности проявления их темперамента. Было установлено, что 65% детей четко различаются между собой по типу темперамента - на «легких», «средних» и «тяжелых» - и только у 35% тип темперамента оказался смешанным.

Для новорожденных с «легким» темпераментом характерно, во-первых, регулярное проявление основных биологических  функций - голода, сна, испражнений, во-вторых, положительное отношение к новым  людям и ситуациям, в-третьих, быстрое  привыкание к измененному распорядку дня, в-четвертых, преимущественно мягкое, покладистое настроение.

Новорожденных со «средним»  темпераментом отличают несколько  негативно окрашенные реакции на новых людей и ситуации, медленное  привыкание к ним; они труднее  осваиваются в новой для себя обстановке.

Новорожденным с «тяжелым»  темпераментом присущи нерегулярное проявление биологических функций, негативное отношение к новым  людям и ситуациям, а также  неспособность быстро приспособиться к изменениям, равно как и бурное, негативно окрашенное настроение.

К факторам, обусловливающим тот или иной тип темперамента относят: наследственность, эмоционально-психическое состояние матери до и после родов, способ и продолжительность родов, физическое состояние младенца, характер отношений между новорожденным и матерью после родов. Вообще, тип отношений между родителями и младенцем, как мы увидим позднее, один из важнейших факторов психического развития ребенка, становления его как личности. Следует иметь в виду, что на тип этих отношений влияют не только родители, но сами младенцы. Если ваш ребенок безостановочно кричит, то вряд ли это будет стимулировать ваше спокойное, ровное и постоянно доброжелательное отношение к нему. Еще более чувствительны сами дети, тонко и чутко реагирующие на малейшие изменения в психоэмоциональном состоянии родителей. Это хорошо видят родители, когда их дети находятся в раннем или дошкольном возрасте. Но годовалый малыш или полугодовалый младенец реагирует еще более остро.

Итак, существенные стороны  психической жизни новорожденного сводятся к следующему:

1) ее характеризует наличие  бессознательного - важной стороны психической жизни, которая развивается под господствующим влиянием эмоций и влечений;

2) преобладают недифференцированные, нерасчлененные переживания, представляющие  сплав влечений, аффектов и ощущений;

3) наличествует индивидуальная  психическая жизнь;

4) идет активное становление  восприятия - ведущего психического  процесса в структуре всех  других познавательных процессов. У ребенка развиты реакции сосредоточения, позволяющие ему ориентироваться в окружающей среде. По мнению Л. С. Выготского важнейшим продуктом психического развития новорожденного, т.е. так называемым психическим новообразованием, является индивидуальная психическая жизнь новорожденного".

3.  Период новорожденности. Кризис новорожденности.

Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи говорят о кризисе  новорожденности. Рождаясь, ребенок  физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная  среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы  – безусловные рефлексы. Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам  губ или языку появляются сосательные  движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью  сосредоточен на сосании, эта реакция  была названа «пищевым сосредоточением».

 Следует также назвать  в качестве безусловных группу  рефлексов, способствующих самосохранению  и развитию детского организма.  Они связаны с регуляцией пищеварения,  кровообращения, дыхания, температуры  тела, обменных, процессов и т.  п. Несомненно врожденными являются  сосательные, защитные, ориентировочные,  хватательные, опорно-двигательные  и ряд других рефлексов; все  они отчетливо проявляются уже  на втором месяце жизни ребенка .

Итак, новорожденный –  это ребенок с момента рождения до 4 недель. Различают доношенных (родившихся в сроки от 38-й до 42-й недели беременности), недоношенных (родившихся между 28-й и 38-й неделями беременности) и переношенных (родившихся в 42 недели и позже). Как правило, доношенные дети морфологически и физиологически подготовлены к внеутробной жизни – активны, хорошо берут грудь, активно сосут, крик громкий, вес - от 2600 до 5000 г, рост - от 48 до 57 см. Период новорожденности – это период приспособления ребенка к новым условиям жизни. Начинается он после родов с момента перевязки пуповины и длится 18-24 дня.

С момента рождения в организме  ребенка происходит целый ряд  изменений: возникает легочное дыхание, происходит перестройка кровообращения, начинаются процессы сосания и пищеварения, изменяется обмен энергии, повышается основной обмен. В этот период жизни  значительного полового различия между  женским и мужским организмом нет. Период детства характеризуется  относительным покоем женской и мужской половых систем.

Рассмотрение периода  новорожденности как переходного  выявляет процессы перестройки индивидной организации ребенка на разных ее уровнях. На соматическом уровне происходят разного рода адаптивные сдвиги в  жизненно важных функциях и системах. Общим показателем адаптационных  процессов: является потеря веса, составляющая 5–6% от первоначального, В нормальных условиях процесс снижения и последующего восстановления веса происходит в течение  первых трех недель жизни.

Слабость процессов возбуждения  и торможения в первое время после  рождения определяет своеобразное переходное состояние от сна к бодрствованию, выраженное в том, что 80% времени  ребенок проводит во сне, который  не сконцентрирован в определенное время суток. У новорожденных  с низкой и неустойчивой возбудимостью  увеличение реобазы и хронаксии  при действии посторонних раздражений  указывает на быструю истощаемость нервных клеток.

Все основные функции организма  ребенка находятся в положении  неустойчивого равновесия, и даже незначительные изменения состояния  окружающей среды могут привести к тяжелым нарушениям важных процессов  жизнедеятельности. Организм новорожденного очень восприимчив к гноеродным микробам, в частности, к стафилококкам, стрептококкам, к некоторым штаммам кишечной палочки. Эти возбудители нередко вызывают у новорожденных тяжелые токсикозы. К ним можно отнести сепсис, пемфигус и другие гнойные заболевания кожи, заболевания пупочного канатика, пупочной ранки и пупочных сосудов. Новорожденные могут заболеть коклюшем, который протекает у них очень тяжело.

Наряду с этим новорожденные  невосприимчивы к целому ряду болезней. Они почти не болеют корью, скарлатиной, краснухой. Пониженная или полная невосприимчивость  новорожденных к некоторым инфекциям  объясняется пассивной передачей  ребенку материнских антител  через плаценту во время внутриутробного  развития и через молоко при вскармливании  грудью.

Наблюдения показали, что  многие реакции ребенка связаны  с состоянием матери. Ребенок делает гримасу недовольства, когда в  него попадают токсические вещества из крови матери. Он совершает движения, подобные судорожным, когда мать сильно волнуется. Он реагирует на шумы, проникающие к нему, в том числе на голос матери, на его интонацию, на свет и т.д. “У 28-недельного плода наблюдали соответствующие реакции мимики на разные вкусовые ощущения: отрицательные гримасы на соль и горькое, выражения удовольствия на сладкое, а также выражения плача, крика, гнева”, – пишет известный исследователь А.И.Брусиловский. И далее: “Строгие научные исследования показали значение высшей нервной деятельности в развитии зародыша… Все его движения в утробе матери обусловлены деятельностью органов нервной системы. Он делает не только движения конечностями, но и глотательные, и хватательные. Хватательный рефлекс, так хорошо развитый у новорожденных, впервые проявляется в возрасте 11,5 недель. Сосательный – в 13 недель. Плод хмурит глаза в 17 недель, делает дыхательные движения в 20 недель.

Плод довольно рано начинает реагировать на различные воздействия (нервная система образуется с 4-ой недели). Кроме того, поскольку эндокринная  система начинает формироваться  очень рано, ребенок на гормональном уровне “переживает” все эмоциональные  состояния матери. “Каждая волна  материнских гормонов резко выводит  ребенка из его обычного состояния  и придает ему обостренную  восприимчивость. Он начинает ощущать, что произошло что-то необычное, беспокоящее, и пытается “понять”, что же именно…”, – пишет профессор  Томас Верни в своей замечательной книге “Скрытая жизнь ребенка до рождения”, в которой приводится огромное количество фактов непростых реакций плода на различные раздражители, на основании которых Т.Верни говорит о примитивном самосознании и эмоциональном восприятии действительности у плода.

Информация о работе Развитие ребенка в период новорожденности