Развитие речи дошкольников в процессе общения со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Задачи исследования:
 изучить психолого-педагогический аспект данной проблемы;
 выявить уровень развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста;

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Автосохраненный).docx

— 71.27 Кб (Скачать файл)

                                                     Введение

     Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть и поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.

     Выделяются две основные сферы общения дошкольника — со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог (Е. И. Исенина), интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении. Дети испытывают большие трудности в усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Известно, не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения, так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером. Наблюдения за развитием диалогической речи показали, что возраст (3-5 лет), особо чувствителен, сензитивен в усвоении диалогической речи детьми. Наблюдая за своими воспитанниками, за тем, как развивается у них диалогическая речь, педагог может выделить две линии: во-первых, совершенствуется ли понимание ими речи взрослых; во-вторых, складывается ли собственная активная речь.

     Дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни, в непосредственно образовательной деятельности. Прежде всего, для общения детей необходимы материальные условия, т.е. развивающая среда. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Развитие диалога — это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них — ребенок. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога, т.е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться.

     Цель работы - изучить особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.          

     Задачи  исследования:  

  • изучить психолого-педагогический аспект данной проблемы; 
  • выявить уровень развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста;
  • разработать методические рекомендации воспитателям и родителям для развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.

     Гипотеза - мы полагаем, что развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками выражается в:

  • умении вступать в диалог;
  • умении поддерживать и завершать диалог.

     Методы исследования

  • изучение педагогической литературы по проблеме;
  • психолого-диагностические методы (наблюдение и беседы);
  • методы обработки и интерпретации данных.

     Исследование проводилось на базе МДОУ №1 «Колокольчик» села Большая Боёвка, Долгоруковского района. В эксперименте участвовало 15 детей старшего дошкольного возраста.

 

  

 

ГлаваI. Теоретические аспекты развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

    1. Психолого-педагогические исследования по вопросу развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

    

     Своеобразием диалога является то, что он состоит из реплик или цепи речевых реакций, осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора двух или нескольких участников, собеседники всегда знают, о чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании мысли и высказывания, речь может быть неполной, сокращённой, фрагментарной; характерна разговорная лексика и фразеология, простые и сложные бессоюзные предложения, типичное использование шаблонов, клише, речевых стереотипов; кратковременное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками и стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами  (ситуациями, репликами собеседника) [30, с.49].

     Диалог для  ребёнка является первой школой  овладения родной речью, школой  общения, он сопровождает и  пронизывает всю его жизнь,  все отношения, он, по существу, является основой развивающейся  личности. По определению М. М. Бахтина диалог – наиболее простая, "внешняя" форма диалогических отношений, отношений между репликами в разговоре, одна из композиционных форм речи [3,с.300].

     Через диалог  ребёнок усваивает грамматику  родного языка, его словарь,  фонетику, черпает полезную для  себя информацию. В недрах диалогической  речи начинает складываться монологическая  речь. Но диалог - не только форма речи, он ещё и «разновидность человеческого поведения» (Л. П. Якубинский). Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребёнка особых социально - речевых умений, освоение которых происходит постепенно [30, c.53].

     Развитие диалогической речи  играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу  можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

     Отмечая, что диалогическая форма речи ребенка в раннем детстве неотделима в своих существенных звеньях от деятельности взрослого, Д.Б. Эльконин подчеркивал: «На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка». Анализируя этапы усвоения ребенком грамматического строя родного языка (по А.Н. Гвоздеву), он отмечал, что «в пределах диалогической формы речь ребенка приобретает связный характер и позволяет выражать многие отношения» [33, с. 367-368].

     Так, рассматривая функции языка, психологи выделяют, прежде всего, коммуникативную и когнитивную, к ним добавляется эмоциативная, т. е. непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию. Эмоциативная функция речи проявляется в передаче информации о своем эмоциональном состоянии, она обеспечивается словесными выражениями и варьированием речевых параметров (интонация, ритм, тон и т.д.)

     Отечественные психологи (Л.С. Выготский, Р. С. Немов и др.), считают, что в овладении речью, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям... Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.

     А. М. Леушиной было установлено, что у одних и тех же детей их речь может быть то более ситуативной, то  более контекстной  в  зависимости от задач и условий общения. Этим было показано, что ситуативность речи не является чисто возрастной особенностью, характерной для детей   дошкольного   возраста, и что   даже   у самых  маленьких  дошкольников при определенных условиях общения возникает и проявляется контекстная  речь.  Вместе  с тем  было  показано, что на протяжении дошкольного возраста заметно снижаются показатели ситуативности и нарастают черты  контекстности  в  речи детей,  даже  при  задачах  и в условиях, стимулирующих ситуативные формы речи. На основании своих материалов А. М. Леушина приходит к  заключению,  что  диалогическая речь является первичной формой речи  ребенка [18].

     Диалогу предшествует «коллективный монолог» (Ж. Пиаже) — речевое общение, когда каждый партнер активно высказывается в присутствии сверстника, но не отвечает на его реплики, не замечая реакции с его стороны на собственные высказывания.

     На основе анализа различных психологических исследований можно сделать выводы о том, что прослеживается динамика развития общения на каждом возрастном этапе развития личности и овладение языковыми формами происходит на осознанном уровне в процессе коммуникативно-речевой деятельности.

     Т. Г. Винокур так определяет диалог и монолог с точки зрения специфики языка: «...можно определить диалог как особую, функционально-стилистическую форму речевого общения, которой свойственны: наличие двух или нескольких участников, обменивающихся речью; более или менее быстрый темп речи, когда каждый компонент ее является репликой; сравнительная краткость реплик; лаконичность и эллиптичность построений внутри реплик. Монологическая речь как явление, прямо противоположное диалогу, имеет обратные свойства; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реакцию, наличие заданности, предварительного обдумывания, обусловливающего длительность, связанность, логическую построенность речи» [6, с. 15].

     В учебных пособиях О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольника» и в «Программе и методике развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (2001г.), описывает некоторые приемы развития диалогической речи детей. Она считает, диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свернута и эллиптична (в ней многое подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками). Диалогическая речь  непроизвольна, реактивна, мало организована. Огромную роль здесь играют клише и шаблоны, привычные реплики и привычные сочетания слов. Таким образом, диалогическая речь более элементарна, чем другие виды речи [31].

     В статьях на тему диалогического общения авторов А. Арушановой , Е. Рычаговой , Н. Дуровой даны некоторые сценарии для детей 5-6 лет по развитию диалогической речи. Авторы провели экспериментальные исследования в московских дошкольных учреждениях и выявили, что дети испытывают трудности в общении со сверстниками. Авторы разработали сценарии и внедрили их в практику развития диалогического общения в дошкольные учреждения. В качестве основной формы обучения они использовали игры-занятия [2].

     М. М. Алексеева, В. И. Яшина, говорят о том, что формирование диалогической речи реализуется в процессе разговоров воспитателя с детьми в повседневном общении и в форме специально подготовленных бесед .

     Особенности диалогической речи у старших дошкольников выявила Н. Ф. Виноградова. К ним относятся:

- неумение правильно строить  предложения;

- неумение слушать собеседника;

- неумение формулировать  вопросы и отвечать в соответствии  с содержанием вопроса;

- неумение давать реплики;

- частое отвлечение от  поставленного вопроса;

- невладение таким способом  усложнения предложения, как обращение, редкое использование реплик- предложений, реплик- согласий, реплик- дополнений [5].

В исследовании А. В. Чулковой отмечается, что старшие дошкольники  испытывают удовольствие от общения, придумывают  диалоги более сложной структуры, включающие несколько микротем. Однако их диалоги малосодержательны, дети пользуются разнообразными типами предложений, прямой речью [33].

     А. М. Бородич считает, что уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Воспитатель должен подсказывать детям, что если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т. д., можно узнать много интересного [4].

     Т. И. Гризик утверждает, что наиболее социально значимой для дошкольников является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях [11].

     Ф.А. Сохин, обобщая взгляды лингвистов и психологов

подчеркивал, что без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка, Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности (на основе практического усвоения средств языка), а также формирование осознания языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка» [28, с. 50].

    Т. П. Колодяжная , Л. А. Колунова подчеркивают, что в дошкольном детстве необходимо развивать диалогическую форму речи. На протяжении всего дошкольного возраста необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого следует использовать беседы с детьми на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста [17, с. 21].

Информация о работе Развитие речи дошкольников в процессе общения со сверстниками