Развитие речи дошкольников в процессе общения со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Задачи исследования:
 изучить психолого-педагогический аспект данной проблемы;
 выявить уровень развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста;

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Автосохраненный).docx

— 71.27 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, анализ результатов дал возможность определить три уровня развития диалогической речи у дошкольников.

     Низкий уровень выявлен у 27% детей (Алёша Б., Ваня В., Артём З. и Катя К.) Они не владеют речевыми оборотами, не умеют отвечать на вопросы, но могут с лёгкостью войти в контакт с собеседником, не умеют задавать вопросы и своевременно вступать и завершать диалог. Эти дети допускали много ошибок, постоянно обращались к помощи взрослого.

     Средний уровень был выявлен у 46% детей (Артём О., Женя Г., Виталик Ф., Таня К., Вова А., Аня П., Серёжа П.), так как они владеют речевыми оборотами и с лёгкостью вступают в контакт с окружающими, умеют отвечать на вопросы и задавать их в ходе диалога, но иногда бывают, невнимательны к речи собеседника и тем самым не завершают диалог. Эти дети проявили внимание и интерес к сюжетно-ролевой игре, беседе. Но задания выполняли не всегда точно, с ошибками или с помощью взрослого.

      Высокий уровень развития диалогической речи был выявлен лишь у четверых детей – Алёша П., Толя М., Ирина Г., Валя Б.  (27%). Они ясно и последовательно выражал свои мысли, владел речевыми оборотами, с лёгкостью контактировал со взрослыми и сверстниками, отвечал и задавал вопросы в ходе диалога, своевременно вступал в диалог и завершал его, был внимателен к речи собеседника, не мешал общению. Наглядно результаты эксперимента представлены на Диаграмме №1(См. Приложение №3).

   Учитывая тот факт, что 54% детей обладают низким и средним уровнем развития диалогической речи, возникает необходимость организации систематической работы, направленной на повышение развития диалогической речи через совместную деятельность со сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методические рекомендации воспитателям и родителям по

развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками

 

     С целью  повышения уровня развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, нами были разработаны следующие методические рекомендации воспитателям и родителям:

  • обучать диалогу: умению слушать и слышать партнёра, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывания;
  • организовать словесное коллективное творчество (сотворчество) детей;
  • чаще организовывать игры парами с соблюдением игровых правил - соблюдать очередность игровых и речевых действий, слушать партнера, сказанного не повторять, дополнять высказывания партнера;
  • задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие, рассуждать, обосновывать свои суждения;
  • обращать особое внимание на лёгкость или затруднение вступления в диалог со сверстниками и взрослыми;
  • обучать отвечать на вопросы и слушать собеседника;
  • знакомить с речевыми оборотами для установления контакта;
  • постоянно беседовать с детьми, тем самым стимулируя их на установление контактов с окружающими.

 

                               

 

 

 

 

 

 

                                       Выводы по II главе

 

     Для выявления уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на методику М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, которые выделяют два критерия – умение вступать в диалог и умение завершать диалог.  По каждому критерию нами были выявлены уровни диалогических умений у детей старшего дошкольного возраста – средний, низкий и высокий.    

     Низкий уровень выявлен у 27% детей. Они не владеют речевыми оборотами, не умеют отвечать на вопросы, но могут с лёгкостью войти в контакт с собеседником, не умеют задавать вопросы и своевременно вступать и завершать диалог. Эти дети допускали много ошибок, постоянно обращались к помощи взрослого.

     Средний уровень  был выявлен у 46% детей. Они владеют речевыми оборотами и с лёгкостью вступают в контакт с окружающими, умеют отвечать на вопросы и задавать их в ходе диалога, но иногда бывают, невнимательны к речи собеседника и тем самым не завершают диалог. Эти дети проявили внимание и интерес к сюжетно-ролевой игре, беседе. Но задания выполняли не всегда точно, с ошибками или с помощью взрослого.

      Высокий уровень развития диалогической речи был выявлен лишь у четверых детей (27%). Они ясно и последовательно выражал свои мысли, владел речевыми оборотами, с лёгкостью контактировал со взрослыми и сверстниками, отвечал и задавал вопросы в ходе диалога, своевременно вступал в диалог и завершал его, был внимателен к речи собеседника, не мешал общению.

   Учитывая тот факт, что больше половины детей обладают низким и средним уровнем развития диалогической речи, возникает необходимость организации систематической работы, направленной на повышение развития диалогической речи через совместную деятельность со сверстниками.

                                         

                                    Заключение

 

     Настоящее исследование заключалось в том, чтобы показать, особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками, так как она является наиболее социально значимой для дошкольника. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитию диалогической речи способствует правильно организованная совместная деятельность детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, у дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении. В налаживании общения помогают сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, совместная изобразительная деятельность, развивается не только связная речь, но, а также накапливаются знания, развиваются мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка.

       В процессе исследования была проведена экспериментально-исследовательская работа по выявлению уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Было выявлено три уровня развития диалогической речи.

      В результате констатирующего эксперимента выяснилось, что дети слабо владеют диалогической речью, не умеют высказываться, вступать в диалог и вовремя заканчивать его. Поэтому воспитателям и родителям необходимо уделять больше внимания данному вопросу.

 
                               Список использованной литературы

 

1. Алексеева, М. М. Методика  развития речи и обучения родному  языку дошкольников / М. М. Алексеева,  В. И. Яшина. – М., 1983.

2. Арушанова, А. Истоки диалога/ А. Арушанова , Е.Рычагова,  Н. Дурова  // Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с. 82-90.

3. Бахтин, М.М. Эстетика  словестного творчества / М. М. Бахтин. – М., 1979

4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич– М.: Просвещение, 1981. – 255с.

5. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. – М., 1978.

6. Винокур, Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи / Т. Г. Винокур. – М.: изд. АН СССР, 1955. – 154с.

7. Гербова, В. Занятия по развитию речи в средней группе/ В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. – с. 78-80.

8. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет / В. Гербова. – М.: Просвещение, 1993. – 127с.

9. Глинка, Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно / Г. А. Глинка. – СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 1998. – 221с.

10. Горшкова, Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2000. - №12. – с. 91.

11. Гризик, И. В. Обучение  детей описанию предметов / И. В. Гризик // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 5.

12. Диагностика в речевого  развития дошкольников / под ред.  О. С. Ушаковой. – М., 1997

13. Занятия по развитию речи в детском саду под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность, 1999. – 363с.

14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416с.

15. Короткова, Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.201-202.

16. Крылова, Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.204-208.

17. Колодяжная, Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы / Т. П. Колодяжная, Л. А.  Колунова. - Ростов – н/Д: ТЦ «Учитель», 2002.

18. Леушина, А. М. Развитие  связной речи у дошкольников // Учёные записки ЛГПИ им. А. И.  Герцена. – М., 1941. – Т.35.

19. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? / А. И. Максаков. – М.: Просвещение, 1988. – 157с.

20. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей / Н. В. Новотворцева.– Ярославль: Гринго, 1995. – 236с.

21. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Просвещение,  1974. – с.30.

22. Пеньевская, Л. А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими / Л. А.   Пеньевская // Дошкольное воспитание. - 1963. - № 2. - С. 13-17.

23. Придумай слово: Речевые  игры и упражнения для дошкольников. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 223с.

24. Программа и методика  развития речи детей дошкольного  возраста в детском саду / Автор-составитель  Ушакова О. С. – М.: АПО, 1994. –  63с. 

25. Психолого-педагогические  вопросы развития речи в детском  саду. Сб. науч. трудов. Редкол. Ф. А.  Сохин. – М.: АПН СССР, 1987. –  120с. 

26. Развитие речи дошкольника:  Сб. науч. трудов / Под ред. О. С.  Ушаковой. – М.: АПН СССР, 1990. - 137с. 

27. Радина, К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.221-229.

28. Сохин, Ф. А. Основные задачи развития речи / Ф. А. Сохин // Психолого- педагогические основы развития речи дошкольников . - 1988.

29. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин // Вопросы психологии. – 1989. - №3. – с. 21-24.

30. Стародубова, Н. А.  Теория и методика развития  речи дошкольников/Н. А. Стародубова.  – 2-е изд., испр.- М.: Издательский  центр «Академия», 2007. – 256 с.

31. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника / О. С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.

32. Флерина , Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.210-115.

33. Чулкова, А.В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста / А. В. Чулкова.- Волгоград, 2002.

34. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. - М., 1969.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие речи дошкольников в процессе общения со сверстниками