Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 19:20, курсовая работа
Цель работы - изучить особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогический аспект данной проблемы;
выявить уровень развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста;
Таким образом, анализ результатов дал возможность определить три уровня развития диалогической речи у дошкольников.
Низкий уровень выявлен у 27% детей (Алёша Б., Ваня В., Артём З. и Катя К.) Они не владеют речевыми оборотами, не умеют отвечать на вопросы, но могут с лёгкостью войти в контакт с собеседником, не умеют задавать вопросы и своевременно вступать и завершать диалог. Эти дети допускали много ошибок, постоянно обращались к помощи взрослого.
Средний уровень был выявлен у 46% детей (Артём О., Женя Г., Виталик Ф., Таня К., Вова А., Аня П., Серёжа П.), так как они владеют речевыми оборотами и с лёгкостью вступают в контакт с окружающими, умеют отвечать на вопросы и задавать их в ходе диалога, но иногда бывают, невнимательны к речи собеседника и тем самым не завершают диалог. Эти дети проявили внимание и интерес к сюжетно-ролевой игре, беседе. Но задания выполняли не всегда точно, с ошибками или с помощью взрослого.
Высокий уровень развития диалогической речи был выявлен лишь у четверых детей – Алёша П., Толя М., Ирина Г., Валя Б. (27%). Они ясно и последовательно выражал свои мысли, владел речевыми оборотами, с лёгкостью контактировал со взрослыми и сверстниками, отвечал и задавал вопросы в ходе диалога, своевременно вступал в диалог и завершал его, был внимателен к речи собеседника, не мешал общению. Наглядно результаты эксперимента представлены на Диаграмме №1(См. Приложение №3).
Учитывая тот факт, что 54% детей обладают низким и средним уровнем развития диалогической речи, возникает необходимость организации систематической работы, направленной на повышение развития диалогической речи через совместную деятельность со сверстниками.
2.2 Методические рекомендации воспитателям и родителям по
развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками
С целью повышения уровня развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, нами были разработаны следующие методические рекомендации воспитателям и родителям:
Для выявления уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на методику М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, которые выделяют два критерия – умение вступать в диалог и умение завершать диалог. По каждому критерию нами были выявлены уровни диалогических умений у детей старшего дошкольного возраста – средний, низкий и высокий.
Низкий уровень выявлен у 27% детей. Они не владеют речевыми оборотами, не умеют отвечать на вопросы, но могут с лёгкостью войти в контакт с собеседником, не умеют задавать вопросы и своевременно вступать и завершать диалог. Эти дети допускали много ошибок, постоянно обращались к помощи взрослого.
Средний уровень был выявлен у 46% детей. Они владеют речевыми оборотами и с лёгкостью вступают в контакт с окружающими, умеют отвечать на вопросы и задавать их в ходе диалога, но иногда бывают, невнимательны к речи собеседника и тем самым не завершают диалог. Эти дети проявили внимание и интерес к сюжетно-ролевой игре, беседе. Но задания выполняли не всегда точно, с ошибками или с помощью взрослого.
Высокий уровень развития диалогической речи был выявлен лишь у четверых детей (27%). Они ясно и последовательно выражал свои мысли, владел речевыми оборотами, с лёгкостью контактировал со взрослыми и сверстниками, отвечал и задавал вопросы в ходе диалога, своевременно вступал в диалог и завершал его, был внимателен к речи собеседника, не мешал общению.
Учитывая тот факт, что больше половины детей обладают низким и средним уровнем развития диалогической речи, возникает необходимость организации систематической работы, направленной на повышение развития диалогической речи через совместную деятельность со сверстниками.
Настоящее исследование заключалось в том, чтобы показать, особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками, так как она является наиболее социально значимой для дошкольника. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитию диалогической речи способствует правильно организованная совместная деятельность детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, у дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении. В налаживании общения помогают сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, совместная изобразительная деятельность, развивается не только связная речь, но, а также накапливаются знания, развиваются мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка.
В процессе исследования
была проведена экспериментально-
В результате констатирующего эксперимента выяснилось, что дети слабо владеют диалогической речью, не умеют высказываться, вступать в диалог и вовремя заканчивать его. Поэтому воспитателям и родителям необходимо уделять больше внимания данному вопросу.
Список использованной
литературы
1. Алексеева, М. М. Методика
развития речи и обучения
2. Арушанова, А. Истоки диалога/ А. Арушанова , Е.Рычагова, Н. Дурова // Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с. 82-90.
3. Бахтин, М.М. Эстетика словестного творчества / М. М. Бахтин. – М., 1979
4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич– М.: Просвещение, 1981. – 255с.
5. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. – М., 1978.
6. Винокур, Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи / Т. Г. Винокур. – М.: изд. АН СССР, 1955. – 154с.
7. Гербова, В. Занятия по развитию речи в средней группе/ В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. – с. 78-80.
8. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет / В. Гербова. – М.: Просвещение, 1993. – 127с.
9. Глинка, Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно / Г. А. Глинка. – СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 1998. – 221с.
10. Горшкова, Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2000. - №12. – с. 91.
11. Гризик, И. В. Обучение детей описанию предметов / И. В. Гризик // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 5.
12. Диагностика в речевого развития дошкольников / под ред. О. С. Ушаковой. – М., 1997
13. Занятия по развитию речи в детском саду под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность, 1999. – 363с.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416с.
15. Короткова, Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.201-202.
16. Крылова, Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.204-208.
17. Колодяжная, Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы / Т. П. Колодяжная, Л. А. Колунова. - Ростов – н/Д: ТЦ «Учитель», 2002.
18. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников // Учёные записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. – М., 1941. – Т.35.
19. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? / А. И. Максаков. – М.: Просвещение, 1988. – 157с.
20. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей / Н. В. Новотворцева.– Ярославль: Гринго, 1995. – 236с.
21. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Просвещение, 1974. – с.30.
22. Пеньевская, Л. А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими / Л. А. Пеньевская // Дошкольное воспитание. - 1963. - № 2. - С. 13-17.
23. Придумай слово: Речевые
игры и упражнения для
24. Программа и методика
развития речи детей
25. Психолого-педагогические
вопросы развития речи в
26. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: АПН СССР, 1990. - 137с.
27. Радина, К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.221-229.
28. Сохин, Ф. А. Основные задачи развития речи / Ф. А. Сохин // Психолого- педагогические основы развития речи дошкольников . - 1988.
29. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин // Вопросы психологии. – 1989. - №3. – с. 21-24.
30. Стародубова, Н. А.
Теория и методика развития
речи дошкольников/Н. А.
31. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника / О. С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
32. Флерина , Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.210-115.
33. Чулкова, А.В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста / А. В. Чулкова.- Волгоград, 2002.
34. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. - М., 1969.
Информация о работе Развитие речи дошкольников в процессе общения со сверстниками