Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 19:20, курсовая работа
Цель работы - изучить особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогический аспект данной проблемы;
выявить уровень развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста;
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие связной речи нужно начинать в дошкольном возрасте. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, по проблеме развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста мы выяснили, что на разных исторических этапах, развитию диалогической речи уделяли большое внимания такие психологи и педагоги, как: С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, О. С. Ушакова, Ф. А. Сохин, М. М. Алексеева, В. И. Яшина и др. Развитие диалогической речи должно осуществляться планомерно, систематически, с учетом индивидуальных возможностей дошкольников. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
А.С Выготский, А.Н. Леонтьев утверждают, что формирование диалогической речи целесообразнее всего осуществлять в сюжетно-ролевой игре, потому что, сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок разговаривает со сверстниками, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Очень важно, чтобы дети начали играть друг с другом самостоятельно. Только в этом случае возникает взаимодействие со сверстником (иначе это фронтальная форма все того же общения со взрослым). Совместная деятельность детей старшего дошкольного возраста, в частности сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, совместная изобразительная деятельность развивают не только связную речь, но, а также накапливает знания, развивает мышление и память, воспитывает творческое воображение ребенка.
Глава II Особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками
2.1 Выявление уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
Для выявления уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на методику М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, которые дают следующую характеристику коммуникативных умений детей:
1. Умение вступать в диалог:
2. Умение поддерживать и завершать диалог:
Для выявления уровня развития диалогической речи мы использовали следующие диагностические задания.
1. Для выявления умения вступать в диалог была использована беседа на тему: «Я и сверстники ». Она проводилась с каждым ребёнком индивидуально. Детям были заданы следующие вопросы:
В ходе беседы мы выявили, что у четверых детей отмечается высокий уровень умения вступать в диалог (27%), они активно контактировали, с удовольствием отвечали на все вопросы в ходе диалога, достаточно хорошо владели речевыми оборотами.
Например, Алёша П. так отвечал на вопросы:
1. Есть ли ребята в группе, с которыми ты общаешься чаще, чем с другими? – Я общаюсь со всеми ребятами, но чаще всего с Артёмом З., Алёшей, Вовой, Ириной и Виталиком, потому что мы живём рядом и играем не только в садике.
2. Кого из них ты можешь назвать своими друзьями, почему? – Мои друзья – Алёша и Вова, потому что мы вместе играем и делимся игрушками, ходим вместе в садик, катаемся на велосипедах.
3. Для игры тебе не хватает игрушки, как ты поступишь – попросишь её у товарища или обойдёшься без неё? – Я могу попросить игрушку, но если она нужна, то попрошусь играть вместе.
4. Можешь ли ты одолжить свою игрушку, если тебя об этом попросят? – Если она мне не пригодится для игры, то одолжу, а если пригодится, то предложу поиграть вместе.
5.Тебя часто зовут играть? – Да, но я люблю сам с друзьями придумать игру, и если нам не хватает людей, то мы зовём других ребят.
6. Можешь ли ты вступить в разговор с малознакомым тебе ребёнком? – Да, могу.
7.Как ты обратишься к нему, с чего начнёшь разговор? – Смотря зачем я буду с ним говорить. Сначала я скажу как меня зовут и спрошу как зовут его и потом попрошу чего-нибудь или позову поиграть.
8. Если ты видишь, что кто – то из ребят не справляется с заданием, как ты поступишь: подскажешь или не обратишь внимания? – Если я что-то знаю, то мне нетрудно помочь другим.
9. А ты часто просишь помощи у товарищей? – Если трудно, то могу попросить, вместе веселее что-то делать.
Ирина Г. Отвечала так:
Средний уровень показали семеро детей (53%), они активно общались с детьми и взрослыми, давали ответы на все вопросы, но испытывали трудности в использовании речевых оборотов для установления контакта, вопрос о незнакомом сверстнике ставил детей в тупик, они затруднялись с ответом.
Так, Таня К. ответила, что она без острой необходимости не стала бы подходить к незнакомым детям и заводить с ними разговор. Ей не составило бы особого труда поиграть одной.
Практически так же поступили бы Серёжа П. и Аня П., а вот остальные ребята подошли бы к незнакомому сверстнику, но на вопрос с чего ты начнёшь разговор и как обратишься к нему, давали невнятные ответы, например, Женя Г.сказала, что просто постоит рядом, пока ребёнок сам с ней не заговорит.
Низкий уровень показали трое детей (20%), они не смогли с легкостью войти в контакт, не владели речевыми оборотами для установления контакта, были малоактивны в общении, не всегда охотно отвечали на вопросы, было заметно, что им неловко.
Одним из таких детей оказался Ваня В.:
Таким образом, беседа с детьми о сверстниках показала, что диалогическая речь у всех дошкольников развита по-разному, кому-то легче, кому-то труднее вступать в диалог и находить общие темы для разговора.
2. Для выявления умения поддерживать и завершать диалог нами была использована сюжетно-ролевая игра «Больница» (См. Приложение №2).
При подготовке к сюжетно-ролевой игре мы заранее подобрали вопросы для детей, а также приготовили атрибуты для игры. В начале игры мы сообщили детям: «Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в больницу. Здесь работаю врачи, а также люди, которые им помогают. Врачи - очень умные и добрые люди, они много знают про каждую болезнь, про каждое лекарство. Они помогают людям, которые заболели». Далее мы строили диалог в вопросно-ответной форме.
Перед сюжетно-ролевой игрой «Больница» мы провели беседу:
Дети неплохо справились с ответами, но некоторые из них как, например: Ваня В., Катя К. и Артём З. не смогли дать правильные ответы на элементарные вопросы, они не знают как называются люди, которые посещают врача и какие врачи работают в больнице.
Затем каждый ребенок взял на себя роль специалиста - роли докторов взяли на себя воспитатель, чтобы у детей был образец поведения и наиболее активный ребёнок Толя М., мы надели на них белые халаты и посадили за столики. Аня П. и Ирина Г.стали медсёстрами, они заняли место каждая возле своего доктора, роль процедурной сестры досталась Вале Б, а продавца в аптеке Тане К., пациентами стали остальные ребята. После распределения ролей началась игра. Дети активно в неё включились, так как всем были интересны роли, которые им достались.
В ходе игры мы наблюдали за детьми - как они распределяли роли, как вступали в диалог друг с другом. Данные наблюдения позволили сделать нам вывод о том, что трое детей имеют низкий уровень умений поддерживать и завершать диалог (20%). Они совсем не старались поддерживать диалог, не выслушивали «советы врача», переходили в «другой кабинет», когда им вздумается. На вопросы они отвечали одним словом: «да» или «нет», самостоятельно вопросов практически не задавали, были пассивны в речевом общении, обращались за подсказкой к воспитателю. Это Ваня В., Алёша Б. и Женя Г.
Восемь детей имеют средний уровень умений поддерживать и завершать диалог (46%). В ходе игры они старались поддерживать диалог, выслушивали «советы врача». Активно отвечали на вопросы врача, единственно затруднялись в формулировании собственных вопросов в ходе диалога. Во время игры каждый пациент «жаловался на болезнь», говорил, где болит. Своевременно вступали в диалог, но не всегда завершали его. Так, Аня П. неплохо справилась с ролью медсестры, но затруднения у неё поначалу вызывала помощь доктору (Толе. М.) в приёме больных, она была пассивна и не вступала в диалог с детьми, затем, когда ей ещё раз была объяснена её роль, она начала вести себя более уверенно.
И самый высокий уровень умений поддерживать и завершать диалог показали пятеро детей (34%).Они отвечали на все вопросы врача, слушали внимательно друг друга, не перебивали, своевременно вступали в диалог и завершали его. Отдельно можно отметить Толю М. в роли доктора. Он довольно подробно расспрашивал ребят о том, что их беспокоит, «выписывал» рецепт, давал рекомендации. Также достаточно хорошо справилась со своей ролью Таня К. (продавец в аптеке), она делала вид, что внимательно рецепт, выписанный врачом, отпускала лекарства, давала консультацию по применению.
Информация о работе Развитие речи дошкольников в процессе общения со сверстниками