Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 00:30, реферат
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией.
Введение……………………………………………………………………………………2
Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………..3
Своеобразие детского диалога…………………………………………………………….5
Развитие диалогической речи у детей……………………………………………………11
Обучение диалогической речью в процессе повседневного общения…………………13
Заключение…………………………………………………………………………………17
Литература………………………………………………………………………………….18
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Теоретические основы методики
развития диалогической речи у детей
дошкольного возраста…………………………
Своеобразие детского диалога……………………………………………………………
Развитие диалогической речи у детей……………………………………………………11
Обучение диалогической речью в процессе повседневного общения…………………13
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Речь выполняет многообразные
функции в жизни ребенка. Основной
и первоначальной является коммуникативная
функция — назначение речи быть
средством общения. Целью общения
может быть как поддержание социальных
контактов, обмен информацией. Все
эти аспекты коммуникативной
функции речи представлены в поведении
дошкольника и активно им осваиваются.
Именно формирование функций речи побуждает
ребенка к овладению языком, его
фонетикой, лексикой, грамматическим строем,
к освоению диалогической речи. Диалогическая
речь выступает как основная форма
речевого общения, в недрах которой
зарождается связная речь. Диалог
может разворачиваться как
Выделяются две основные сферы общения дошкольника — со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог (Е. И. Исенина), интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении. Детииспытываютбольшие трудности в -усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Известно, не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером. Наблюдения за развитием диалогической речи показали, что возраст (3-5 лет), особо чувствителен, сензитивен в усвоении диалогической речи детьми. Наблюдая за своими воспитанниками, за тем, как развивается у них диалогическая речь, педагог может выделить две линии: во-первых, совершенствуется ли понимание ими речи взрослых; во-вторых, складывается ли собственная активная речь.
Дети четырех-пяти лет
испытывают насущную потребность делиться
своими впечатлениями на темы из личного
опыта, охотно откликаются на предложение
рассказать о своих встречах в
природе, о четвероногих друзьях, любимых
игрушках. У них не хватает терпения
выслушать собеседника, все начинают
говорить одновременно. В диалоге
со сверстником дети получают опыт
равенства в общении; учатся контролировать
друг друга и себя; учатся говорить
более понятно, связно, задавать вопросы,
отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются
в помощи взрослого в процессе
освоения диалогического общения со
сверстниками. Чтобы дети могли содержательно
общаться друг с другом, необходимы
определенные условия для их совместной
деятельности, для взаимодействия в
играх, в повседневной жизни. Прежде
всего для общения детей
Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста
Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.
Диалогическая речь представляет
собой особенно яркое проявление
коммуникативной функции языка.
Ученые называют диалог первичной естественной
формой языкового общения, классической
формой речевого общения. Главной особенностью
диалога является чередование говорения
одного собеседника с прослушиванием
и последующим говорением другого.
Важно, что в диалоге собеседники
всегда знают, о чем идет речь, и
не нуждаются в развертывании
мысли и высказывания. Устная диалогическая
речь протекает в конкретной ситуации
и сопровождается жестами, мимикой,
интонацией. Отсюда и языковое оформление
диалога. Речь в нем может быть
неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.
Для диалога характерны: разговорная
лексика и фразеология; краткость,
недоговоренность, обрывистость; простые
и сложные бессоюзные предложения;
кратковременное
В большинстве случаев
ситуативная речь имеет характер
разговора, а контекстная речь —
характер монолога. Но, как подчеркивает
Д. Б. Эльконин, неправильно отождествлять
диалогическую речь с ситуативной,
а контекстную — с
Поставив перед собой задачу изучения особенностей развития форм связной речи, А. М. Леушина собрала значительный материал относительно детских высказываний при различных задачах и в различных условиях общения. На основании своих материалов А. М. Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка.
Важным в связи с
обсуждением сущности связной речи
является уяснение понятия «разговорная
речь». Дети дошкольного возраста овладевают
прежде всего разговорным стилем
речи, который характерен, главным
образом, для диалогической речи
Важно овладение диалогической
формой общения, поскольку в широком
понимании «диалогические отношения...
это почти универсальное
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Воспитатель должен добиться
того, чтобы каждый малыш легко
и свободно вступал в диалог со
взрослыми и детьми. Нужно приучать
детей выражать словами свои просьбы,
отвечать словами на вопросы взрослых.
Смелее и охотнее вступают в общение
с окружающими те дети, которые
с раннего возраста воспитывались
в детском учреждении (ясли, сад).
Этому способствуют встречи и
разговоры воспитателя с детьми
до перевода их во вторую младшую группу.
Однако и в этом случае воспитателю
следует продолжать развивать и
упорядочивать речевую
В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатель уже больше внимания уделяет качеству ответов детей; он приучает их отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Необходимо приучить детей организованно участвовать в беседе на занятии:
отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания своих товарищей.
Детей шести-семи лет следует учить более точно отвечать на поставленные вопросы; они должны научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товарищей.
Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.
Однако взрослым (воспитателям
и родителям) следует помнить, что
для ребенка дошкольного
Своеобразие детского диалога
Если малыш пяти-шести
месяцев жизни видит
В три года речь становится
средством общения между
пытаются войти с ним в контакт. Правда, на активное обращение откликается уже каждый восьмой ребенок этого возраста.
Конечно, дети робеют, но главное они не имеют опыта взаимодействия с разными людьми; у них недостаточно развиты мотивы общения и средства для осуществления этой деятельности.
То же можно сказать и о взаимообщении детей. Период его «взлета» (в смысла разнообразия мотивов общения и языковых средств) — пятый год жизни. В старшем дошкольном возрасте наблюдается известный спад: однообразие мотивов общения и простота их языкового выражения.
Психологи считают, что сензитивным (благоприятным в смысле восприимчивости) периодом развития речи является возраст 2—5 лет. А как непосредственно перед школой мы помогаем ребенку освоить родной язык и функции речи (навыки общения, умение понятно изложить, что чувствует, над чем размышляет, о чем узнал)? Насколько прочным является то, чему учили детей на занятиях, т.е. каково «качество» их самостоятельных высказываний и уровень речевой активности? Ответить на эти вопросы можно сопоставив речь детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Для устной речи как монологической, так и диалогической, характерны краткость и простота построения предложений, бессоюзные соединения, эмоциональная непосредственность, интонационная и образная выразительность изложения: насыщенность поговорками, пословицами и так называемой «поговорочной мелочью».
Воспитатели детского сада направляют свои усилия на то, чтобы речь детей была содержательной и понятной для окружающих и само речевое общение проходило в формах, отвечающих требованиям, предъявляемым к поведению человека в обществе.
Содержательность речи зависит от содержательности жизни детей. Запас интересных наблюдений, впечатлений, переживаний, мыслей при воспитанной потребности в речевом выражении обогащает детскую речь.