Развитие речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 00:30, реферат

Краткое описание

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………2
Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………..3
Своеобразие детского диалога…………………………………………………………….5
Развитие диалогической речи у детей……………………………………………………11
Обучение диалогической речью в процессе повседневного общения…………………13
Заключение…………………………………………………………………………………17
Литература………………………………………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

развитие речи у дошкольников.docx

— 50.11 Кб (Скачать файл)

Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность), а также ряд навыков  поведения.

Пути влияния воспитателя  на разговорную речь детей очень  разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство  разговорной речью детей в  повседневной жизни. Формирование разговорной  речи осуществляется также на различных занятиях.

В младших группах речевую  активность и умение разговаривать  воспитывают в основном и в  реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей. Этот процесс  начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду. Воспитатели  младших групп должны знать приемы, которые помогут в решении  стоящих перед ними задач. Важно  с самого начала расположить к  себе ребенка, приласкать и заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики (Дай мне. У меня тоже есть. А кто это? и т. д.). Это могут быть привлекательные игрушки (звуча­щая, движущаяся), яркие картинки, животные в уголке природы и т. д. Воспитатель должен заранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров, которые ребенок этого возраста может сразу поддержать (Кто тебе купил эту книжку? Какие у тебя есть игрушки? и др.). В более старшем возрасте можно предложить вспомнить свою елку, игры дома, на улице, любимые книжки и т. д. В разговорах педагог касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними[10].

Воспитатель сам вызывает детей на разговор (называет имя  и отчество няни, имена некоторых  детей), Если в первые дни пребывания в детском саду ребенок молчит, педагог должен быть особенно ласковым и упорным: приговаривать, общаясь  с малышом, играть с ним, называть свои действия. В организации разговоров принимает участие и няня. Она  побуждает детей обращенные в  ней просьбы выражать словами, фразами.

В течение дня воспитателю  следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время  прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Не нужно  избегать разговоров и во время еды. Воспитатель обращается с общими вопросами к детям; вкусно ли, не остыло ли блюдо, узнали ли они свое любимое кушанье и т. д. Он приучает их к негромкому сдержанному разговору  во время еды, подчеркивает, что никогда  не говорят с пищей во рту.

Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель  предусматривает разговоры, которые  он планирует как педагогический прием. Специально организуемые плановое разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными. Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей  и средней группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем  обращения к ним (И Коля ходил?), подсказывающим вопросом, поощрением.

Для формирования навыков  разговорной речи используется прием  словесных поручений. При этом малышам  воспитатель дает образец словесной  просьбы, иногда предлагает ребенку  повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению  форм вежливой речи.

Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Побудить к  собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что  интересного видел в другом детском  саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки[11].

Очень эффективный прием  — объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.

Большие возможности для  речевого общения предоставляют  игры детей, их труд. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», позднее — «в шкоду», а также  на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.

В старших группах применяются  те же приемы, но усложняются тематика разговоров, содержание поручений и  рассказов. Больше внимания уделяется  воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения  в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника[12].

Разговор имеет большое  значение. С его помощью можно  оказывать влияние на все стороны  речи ребенка: ис­правлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать  навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре  легче сосредоточить внимание ребенка  на отдельных ошибках в его  речи. Воспитатель может изучить  все стороны детской речи, выявить  ее недостатки, определить, в чем  следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.

Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и  коллективными.

В коллективном разговоре  участвуют несколько детей или вся группа.

Например, однажды дети нарвали  одуванчиков и поставили в  вазу. Вечером, уходя домой, Юра подошел  к букету, посмотрел на него, очень  удивился и позвал других детей: «Смотрите, смотрите, цветы закрылись!» «Это они спать хотят», — сказала  Люся. «Нет, они завяли», — сказала  другая девочка. Так возник непреднамеренный разговор. Далее воспитатель поддержал  его и объяснил, почему одуванчики закрылись. Утром, когда дети увидели  вновь распустившиеся цветки, разговор продолжился.

Самое лучшее время для  коллективных разговоров — прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подходят вечерние и утренние часы. Но когда бы воспитатель ни говорил  с детьми, разговор должен быть полезным, интересным и доступным. Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Встречая детей в утренние часы, воспитатель может поговорить с  каждым ребенком, спросить о чем-то (кто сшил платье? куда ездила в выходной день с папой и мамой? что видел интересного?).

Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей. В младшей группе круг разговоров связан с тем, что окружает детей, что они непосредственно наблюдают: с игрушками, транспортом, улицей, семьей. В средней и старших группах  тематика разговоров расширяется за счет новых знаний и опыта, которые  дети получают из окружающей жизни, книг, телевидения. С ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем  ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей. Большое  влияние на речь детей оказывает  воспитатель. В связи с этим его  собственная речь должна прежде всего  учитывать возраст детей.

Педагог должен воспитывать  своей речью. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы» (К. Д. Ушинский).

Следует отметить, что отдельные  диалогические умения (адресовывать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем  взрослого. Необходимо создавать условия  для 

переноса этих умений в  повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей («Всегда  приятно общаться с вежливым человеком!»  или: «Когда обращаются в вежливой форме, невозможно отказать в просьбе!»).

В методике формирования разговорной  речи детей преобладают рекомендации к обучению ребенка восприятию вопросов взрослого и к ответам на них. Появляются исследования и другой стороны  этой проблемы — обучения детей  вопросным формам речи. Вопросы —  показатель интеллектуального развития ребенка. Воспитатель дает детям  образцы вопросительной конструкции  предложений.

Таковы основные пути формирования разговорной речи дошкольников в  повседневной жизни.

 

Заключение

Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма  общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи:

1) Речь - это наиболее совершенное  емкое, точное и быстродействующее  средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная  функция; 

2) Речь служит орудием  осуществления многих психических  функций, поднимая их до уровня  ясного осознания и открывая  возможности произвольно регулировать  и контролировать психические  процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная  функция речи;

3) Речь представляет отдельному  человеку канал связи для получения  информации из общечеловеческого  социально-исторического опыта.  В этом состоит общечеловеческая  функция речи.

Функции речи отражают ступени  реального процесса развития речи в  онтогенезе. Речь возникает первоначально  как средство общения в своей  межиндивидуальной функции и  сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Даже первые ранние вербализации ребенка перестраивают его чувственный  опыт. Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько  позже межиндивидуальной: диалогическая  речь предшествует монологической.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Арушанова А. Организация  диалогического общения дошкольников  со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61.

2. Арушанова А., Рычагова  Е., Дурова Н. Истоки диалога  // Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с. 82-90.

3. Болотина Л. Р. Дошкольная  педагогика. – М.: Академия, 1997. –  232с.

4. Бородич А. М. Методика  развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.

5. Ветрова В. В., Смирнова  Е. О. Ребенок учится говорить. – М.: Знание, 1988. – 94с.

6. Винокур Т. Г. О  некоторых синтаксических особенностях  диалогической речи // Исследования  по грамматике русского литературного  языка. – М.: изд. АН СССР, 1955. – 154с.

7. Гербова В. Занятия  по развитию речи в средней  группе // Дошкольное воспитание. –  2000. - №3. – с. 78-80.

8. Гербова В. В. Занятия  по развитию речи с детьми 2-4 лет. – М.: Просвещение, 1993. – 127с.

9. Глинка Г. А. Буду  говорить, читать, писать правильно.  – СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 1998. – 221с.

10. Горшкова Е. Учите  детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. - №12. – с. 91-93.

11. Грецик Т. Взаимодействие  детского сада и семьи по  развитию речи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – с. 54-56.

12. Детская речь и пути  ее совершенствования. Сб. науч. трудов. – Свердловск: СГПИ, 1989. – 109с.

 


Информация о работе Развитие речи у дошкольников