Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 00:30, реферат
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией.
Введение……………………………………………………………………………………2
Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………..3
Своеобразие детского диалога…………………………………………………………….5
Развитие диалогической речи у детей……………………………………………………11
Обучение диалогической речью в процессе повседневного общения…………………13
Заключение…………………………………………………………………………………17
Литература………………………………………………………………………………….18
Добиваясь содержательности речи детей, не следует забывать о том, что они очень любят играть словами и звуками, но это хорошо на своем месте и в свое время. Понятность речи, как результат ясной мысли, достигается умением говорить с достаточной полнотой и последовательностью. Работа над содержательностью и понятностью детской речи—это в то же время работа над формированием мышления ребенка и расширением его кругозора.
Требования программы
в части обучения диалогической
речи в основном сводятся к тому,
чтобы научить детей
Эти требования осуществляются главным образом на занятиях. В то же время для развития диалогической речи наряду с занятиями большое значение имеет речевое общение детей друг с другом и с воспитателем в повседневной жизни.
Начиная с пятого года жизни,
можно наблюдать
Также дифференцированно
дети используют грамматический строй
речи. Наиболее благоприятна для включения
в высказывания сложных предложений
ситуация, где надо партнеру по игре
или взрослому что-то разъяснить,
убедить его, доказать. Большое число
сложных предложений
Возросшая на пятом году
активность и самостоятельность
в деятельности облегчает детям
освоение функций речи: общение со
взрослыми и друг с другом, умения
понятно выразить суждение, сопровождать
речью свои действия. Благодаря этому
на пятом году, как никогда в
последующем, высока речевая активность.
Ребенок произносит в среднем 180—210
слов в течение 30 минут игры. У
детей большая потребность
До четырех лет у
детей наблюдаются случаи индукционных
отношений между речью и
Таким образом, речевую практику детей не только во время занятий, но и разных видов деятельности можно с успехом использовать для закрепления речевых навыков и совершенствования мышления.
Глаголы в процессе речевого общения дети употребляют преимущественно в форме повелительного наклонения и инфинитива. Но уже к середине года во 2-й младшей группе, а особенно в средней в их речи почти исчезают предложения типа: «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети все чаще используют форму императива: «Давай играть! Давай вместе построим гараж!». Описанные формы заключают в себе призыв к совместной деятельности, элементы ее мотивации и планирования. Они наблюдаются, когда ребенок обращается к другу по поводу игры, характеризует чувства, состояния. О движениях дети говорят в форме короткого приказа: «Беги!», «Сядь!».
Ближе к пяти годам в
высказываниях увеличивается
Нравственный словарь разнообразится именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. Они характеризуют выполнение правил и оценивают поведение (правильно—неправильно, плохо—хорошо). Это подтверждает, что правила деятельности, общения усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 4—5 лет становятся регулятором поведения детей.
Наречия и прилагательные,
которые служат для характеристики
действий, поступков (дружно, заботливо,
без спросу, веселый, верный и др.)
редко встречаются и в
У части воспитанников
старших и подготовительных групп
в самостоятельных
домысливают сюжет, т.е. выделяют скрытые связи, высказывают оценочные суждения.
Можно сказать, что в самостоятельных высказываниях детей 6—7 лет, по сравнению с воспитанниками средних групп, существенно не меняется ни морфологический состав, ни уровень сформированности признаков связной речи. Если же дети 5—7 лет пытаются о чем-то рассказать самостоятельно, соподчиненность частей может отсутствовать, мысль прерывается вставкой-перечислением. Так, можно услышать: «Это пограничники стоят в дозоре с собакой». Далее ребенок перечисляет, что нарисованы сосны, ели, пограничные столбы. Рассказ неожиданно заканчивается словами: «Пограничники довольны, что братик подарил им собаку».
В старшей и подготовительной
группах речевая активность детей
во время игр и других видов
самостоятельной деятельности значительно
(в 2—3 раза) снижается. Причину этого
некоторые авторы[5] склонны искать
в совершающемся в этот период
переходе внешней речи во внутреннюю.
Само по себе снижение речевой активности
можно и не считать отрицательным
явлением. Но в старшей и подготовительной
группах в сравнении со средней
в 1,9 раза (с 40 процентов) уменьшаются
случаи объяснения чего-либо товарищу,
когда речь наиболее сложна в грамматическом
отношении и совершенна в лексическом.
Среди поводов самостоятельных
высказываний в играх преобладают
распоряжения, просьбы. Они, как и
сами игровые действия, сопровождаются
высказываниями, простыми по грамматическому
выражению. Названия предметов излишне
часто заменяются местоимениями, много
частиц и модальных слов. Все это
придает речи ситуативный характер.
Оценка поступков, событий осуществляется
с помощью постоянно
Таким образом, речевые навыки, казалось бы, освоенные в средней группе, оказываются недостаточно прочными. В связи с этим возникает вопрос о необходимости некоторого изменения направления работы по развитию речи.
1.2 Обзор педагогической
литературы по вопросам
Характеристика диалогической и монологической речи дается в ряде работ: Л. Якубинский «О диалогической речи»; Винокур Т. Г. «О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи».
Т. Г. Винокур так определяет
диалог и монолог с точки зрения
специфики языка: «...можно определить
диалог как особую, функционально-стилистическую
форму речевого общения, которой
свойственны: наличие двух или нескольких
участников, обменивающихся речью; более
или менее быстрый темп речи, когда
каждый компонент ее является репликой;
сравнительная краткость
Игры и упражнения по развитию диалогической речи дошкольников разработаны О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Л.Г. Шадрина, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева, Г.И. Николайчук, Л.А. Колунова).
Ушакова Оксана Семеновна -
доктор педагогических наук, профессор,
зав. лабораторией развития речи и речевого
общения Института дошкольного
образования и семейного
В статьях на тему диалогического общения авторов Арушановой А., Рычаговой Е., Дуровой Н. даны некоторые сценарии для детей 3-5 лет по развитию диалогической речи. Авторы провели экспериментальные исследования в московских дошкольных учреждениях и выявили, что дети испытывают трудности в общении со сверстниками. Авторы разработали сценарии и внедрили их в практику развития диалогического общения в дошкольные учреждения. В качестве основной формы обучения они использовали игры-занятия.
В хрестоматии по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста // Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина, говорится о том, что формирование диалогической речи реализуется в процессе разговоров воспитателя с детьми в повседневном общении и в форме специально подготовленных бесед.
Методика проведения разговора с детьми излагается в работах Е.И.Тихеевой и Е.А.Флериной. Классификация бесед, их целевая установка и метод проведения разработаны Е.А.Флериной.
Роль обобщающей беседы и методика ее проведения находят отражение в фундаментальном исследовании Е.И.Радиной (1948). Представляют интерес и сегодня ее мысли о принципах отбора содержания для бесед, месте беседы среди других методов, структура беседы и приемы активизации мышления и речи детей.
Дальнейшее развитие идеи
Е.И.Радиной находим в
Отмечая, что диалогическая форма речи ребенка в раннем детстве неотделима в своих существенных звеньях от деятельности взрослого, Д.Б. Эльконин подчеркивал: «На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка» [Эльконин, 1966, с. 367]. Анализируя этапы усвоения ребенком грамматического строя родного языка (по А.Н. Гвоздеву), он отмечал, что «в пределах диалогической формы речь ребенка приобретает связный характер и позволяет выражать многие отношения» [там же, с. 368].
В учебном пособии Бородич А. М. «Методика развития речи детей» нем рассматриваются основные вопросы формирования разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи
зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Воспитатель должен подсказывать детям, что если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т. д., можно узнать много интересного.
А. М. Леушиной было установлено,
что у одних и тех же детей
их речь может быть то более ситуативной,
то более контекстной в
Многие специалисты считают:
умению вести диалог нужно учить
(В. И. Яшина, А. А. Павлова, Н. М. Юрьева и
др.). В развитых формах диалог —
не просто бытовой ситуативный разговор;
это богатая мыслями
В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог (Е. И. Исенина), интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы.