Развитие словаря детей второй младшей группы дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Огромное значение в жизни каждого человека имеет речь. Она выполняет важнейшие социальные функции – помогает человеку устанавливать коммуникативные связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, являясь побуждающим условием для развития личности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития словаря у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим 5
1.1. Понятие о слове и словарной работе в детском саду 6
1.2. Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста 10
Глава 2. Методические основы развития словаря у детей второй младшей группы в процессе ознакомления с окружающим 18
2.1. Задачи и содержание словарной работы у детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………18
2.2. Виды и формы занятий по формированию словаря у детей второй младшей группы дошкольного возраста 23
2.3. Развитие словаря детей второй младшей группы дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим 25
Заключение 39
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие словаря детей в процессе ознакомления с окружающим.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

 

 Содержание

 

 

 

Введение

Огромное значение в  жизни каждого человека имеет речь. Она выполняет важнейшие социальные функции – помогает человеку устанавливать коммуникативные связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, являясь побуждающим условием для развития личности. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных для исследований, поскольку известно, что фундамент связной речи человека закладывается в самом раннем возрасте. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему комфортно общаться со сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать читаемую литературу, радио и телепередачи. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Изучением и освещением методики развития речи у детей дошкольного возраста на протяжении многих лет занимались такие видные ученые как  Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Морозова,  Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, М.М. Конина, Ю.С. Ляховская, В.И. Яшина и многие другие.

Первоначальные представления об окружающем миру формируются у детей в дошкольном возрасте. Ребенок основывается на окружающей его действительности, которая является основой для формирования умений устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни. Полученные в результате этого знания и умения ребенок применяет в дальнейшей речевой и практической деятельности. В связи с этим знакомство с окружающим миром признано одним из важнейших средств развития словаря у детей дошкольного возраста. Поэтому предметом нашего исследования стал процесс формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим.

Объект исследования: процесс развития словаря  в дошкольном возрасте.

Предмет  исследования: содержание и методы развития словаря в процессе ознакомления с окружающим в младшей группе детского сада.

Цель нашего исследования :  изучить эффективные методы  и приемы развития словаря в процессе ознакомления с окружающим.

  Задачи исследования:

  • изучить теоретическую и методическую литературу по вопросу развития словаря у детей дошкольного возраста;
  • изучить особенности развития словаря у дошкольников;
  • определить примерное содержание словарной работы в детском саду;
  • рассмотреть методику работы по развитию словаря детей в процессе ознакомления с окружающим;
  • провести экспериментальное исследование развития словаря у детей старшей группы детского сада.

Методы исследования:

 

    1. Изучения и  анализ психолого- педагогической литературы.
    2. Наблюдения.
    3. Беседа.
    4. Тестирование
    5. Количественный и качественный анализ полученных данных. 

Глава 1. Теоретические основы развития словаря у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим

Научные исследования целого ряда известных  психологов и педагогов доказали, что наиболее активным периодом усвоения и развития родной речи является дошкольный возраст. Именно в это время дети усваивают основные нормы и модели родного языка. Следовательно, с самого раннего возраста родителям, а затем и педагогам следует уделять огромное внимание  развитию речи детей. Полноценно развитая речь является показателем психического состояния ребенка, важнейшим условием для его дальнейшего развития.

Многочисленные исследователи, такие как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Е.И. Тихеева, А.М.Бородич, В.И. Логинова, В.В. Гербова,  О.С.Ушакова, М.М.Алексеева, В.И.Яшина и многие другие подчеркивают необходимость взаимосвязи разных сторон речи при овладении дошкольниками родным языком. Это объясняется самой сущностью языка, в котором фонетическая, грамматическая, лексическая сторона речи выступают в тесном единстве. Поэтому эффективность развития связной речи детей дошкольного возраста зависит от тесной взаимосвязи между разными разделами обучения родному языку: воспитанием звуковой культуры речи, обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи, развитием её связности и формированием элементарного осознания явлений языка и речи.1

Одной из немаловажных задач по развитию речи детей является обогащение, закрепление и активизация словаря. Ведь словарь является строительным материалом для языка, базой, на основе которой он существует.

Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с  детьми, ее место в общей системе  работы по развитию речи, обратимся  к характеристике слова, его роли в языке и речи.

    1. Понятие о слове и словарной работе в детском саду

Слово – это основная значимая единица языка. Оно заключает  в себе все компоненты языка –  фонетический (т.к. состоит из звуков – «фонем»), грамматический (употребляется в определенной грамматической форме), лексический (несет в себе определенный смысл). На каждый из этих компонентов, по мнению всех известных методистов, необходимо обращать внимание педагогам при проведении словарной работы в дошкольных учреждениях.

Главной особенностью слова, по мнению многих исследователей, является единство его лексического и грамматического значений.2

Лексическое значение слова - это та часть семантического состава слова, которая в противоположность грамматическому значению целых классов и категорий слов присуща лишь данной лексической единице. В зависимости от характера предметной и понятийной отнесённости слова значения могут быть прямыми и переносными, в зависимости от степени контекстуальной обусловленности - свободными, фразеологически связанными, конструктивно обусловленными.3 Однако слово не употребляется в речи в одной форме – оно всегда взаимосвязано с другими, т.е. находится в определенном грамматическом значении.

Крайне важным целый ряд исследователей считают различие между значением и смыслом слова. Смысл – это содержание слова в речи, в определенном контексте. Слово в речи может приобретать различные смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки в зависимости от своего сочетания с другими (сильный человек, сильная боль, сильное преувеличение). Большая роль в изменении смысла слова в речи принадлежит также интонации, с которой оно произносится.

Слова в языке существуют не изолированно друг от друга. Они входят в единую лексическую систему. Каждая лексическая  единица этой системы связана  различными отношениями с другими единицами, как по значению, так и по форме (синонимические, антонимические связи, тематические и лексико-семантические группы). Место слова определяется также его многозначностью, сочетаемостью с другими словами. При усвоении лексики эти связи начинают взаимодействовать. Вокруг каждого слова формируются смысловые (семантические) поля, или так называемые вербальные сети. Овладение словом одновременно является процессом его «обрастания» лексическими связями с другими словами. В результате дети осваивают и сами слова, и системные связи между ними.

Ребенок только тогда может освоить  значение слова, когда оно будет  употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. С одной стороны, в речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, для действительного освоения лексики языка, а с другой – точность и разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой связной речи.

Таким образом, для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть, что  значение слова можно определить на основе установления трех сторон:

1) соотнесенности слова с предметом,

2) связи слова с определенным понятием,

3) соотнесенности слова с другими  лексическими единицами внутри  лексической системы языка (В.  А. Звегинцев).

Усвоить значение слова – значит овладеть всеми его сторонами.

Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе с дошкольниками два аспекта4:

  1. Первый аспект заключается в освоении ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен прежде всего в работах Е. И. Тихеевой, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, В. И. Яшиной.
  2. Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф. А. Сохина и его учеников (О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной и других). Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.

Таким образом, словарная работа в  детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе  работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев).

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с  этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря –  один из важных факторов подготовки к  школьному обучению. Дети, не владеющие  достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в  обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.5

Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее  часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. 
В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Например, дети, живущие в военном городке, используют слова военной терминологии: полигон, плац, старшина, капитан, смотр и др. Дети лесосплавного пункта — затон, рубка, топляк и т. п. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.

Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке  понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Перевод слов, из пассивного словаря в активный, представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста

В развитии словаря детей дошкольного  возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.7

Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими детьми приводят к постепенному количественному  роста словаря. В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря детей в зависимости от условий жизни и воспитания.8

По данным Е.А.Аркина, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: 1 год – 9 слов, 1 г 6 мес. – 39 слов, 2 года – 300 слов, 3 года 6 мес. – 1110 слов, 4 года – 1926 слов. По данным А. Штерна, к 1,5 годам у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам 200-400 слов, к 3-м – 1000-1100 слов, к 4-м 1600 слов, к 5 годам 2200 слов. По данным А.М.Гвоздева, в словаре 4-х летнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4%: глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов и 0,9 % междометий и частиц.

Информация о работе Развитие словаря детей второй младшей группы дошкольного возраста