Развитие словаря детей второй младшей группы дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Огромное значение в жизни каждого человека имеет речь. Она выполняет важнейшие социальные функции – помогает человеку устанавливать коммуникативные связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, являясь побуждающим условием для развития личности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития словаря у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим 5
1.1. Понятие о слове и словарной работе в детском саду 6
1.2. Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста 10
Глава 2. Методические основы развития словаря у детей второй младшей группы в процессе ознакомления с окружающим 18
2.1. Задачи и содержание словарной работы у детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………18
2.2. Виды и формы занятий по формированию словаря у детей второй младшей группы дошкольного возраста 23
2.3. Развитие словаря детей второй младшей группы дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим 25
Заключение 39
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие словаря детей в процессе ознакомления с окружающим.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны  и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей  терминологии. 15

Осуществляя словарную работу, воспитатели должны придерживаться следующих принципов16
1) Работа над словом должна проводиться при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности; 
2) Формирование словаря должно происходить одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей; 
3) Все задачи словарной работы должны решаться в единстве и в определенной последовательности.

В настоящее время не существует единой программы, по которой бы занимались детские сады нашей страны. Существует большое количество различных программ, написанных различными группами авторов. Наиболее известными и распространенными из них являются программы «Истоки» (авторский коллектив центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца под руководством доктора пед. наук Л.А. Парамоновой), «Детство» (В. Логинова, Т. Бабаева, Н. Никитина и др., РГПУ им. Герцена, кафедра дошкольной педагогики, Санкт-Петербург), «Радуга» (разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования, руководитель Т.Н. Доронова), «Воспитание и обучение детей в детском саду» под редакцией Васильевой, «Школа 2100 – детский сад 2100»( авторский коллектив под руководством академика РАО А.А. Леонтьева) и многие другие.

Однако в большинстве программ можно проследить сходное тематическое содержание и похожее наполнение словарной работы. Это объясняется тем, что каждая из этих программ создана для того, чтобы занимающиеся по ней дети были в итоге готовы к школе и овладели всеми необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками.

Итак, рассмотрим примерное содержание словарной работы в детских садах.

Словарная работа строится на основе ознакомления детей с окружающим, поскольку сообщение детям знаний и соответствующих слов происходит в единстве. Дети знакомятся с окружающим в быту, в труде, в игре, на занятиях.

Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идет по следующим направлениям:

1) овладение словарем в единстве  с восприятием предметов и  явлений в целом;

2) рост словаря за счет понимания  слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение;

3) введение в лексикон слов, обозначающих  элементарные понятия. Этот процесс  предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам. Следовательно, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей.

В программе представлений об окружающем можно условно выделить такие крупные разделы: лично-бытовые ориентировки; явления общественной жизни; родная страна; труд людей; транспорт; жизнь природы.

В каждой программе предусматривается постепенное усложнение материала по ознакомлению детей с окружающим. С возрастом кругозор детей расширяется — от представлений и элементарных понятий о предметах, с которыми дошкольники сталкиваются в режимных моментах, в ближайшем окружении (в 2—3 года), до понятий общественного характера, событий общественной жизни (6—7 лет).

Примерные знания и умения, которыми должны овладеть дети по возрастам:

1-я младшая группа. Детям сообщаются  сведения об отдельных предметах  домашнего обихода, которые их  окружают (одежда, мебель, посуда), их  назначении, основных деталях. Дети  усваивают элементарные сведения о еде, о частях своего тела в связи с воспитанием гигиенических навыков, учатся выделять некоторые свойства предметов. Каждый ребенок третьего года должен запомнить свое имя и фамилию, имена и отчества воспитателей, родителей.

2-я младшая группа. Детям сообщается значительно больше сведений об их групповой комнате и других основных помещениях детского сада (кабинет заведующей, кухня, зал). Предметы, с которыми знакомят детей, больше детализируются, обобщаются по сходству. Ребенок должен запомнить свой домашний адрес, возраст, имена и отчества няни, медицинской сестры, музыкального руководителя.

Средняя группа. Дети этой группы должны свободно ориентироваться в помещениях детского сада, уметь выделять в  предметах качества, сравнивать предметы между собой. Они должны получить сведения о жизни семьи, о труде родителей, родственников дома и на производстве.

Старшая группа. При ознакомлении с предметами дети должны больше узнавать о материалах, из которых они сделаны, об их свойствах, правилах обращения с предметами из этого материала. Дети учатся находить в предметах общее и различное, классифицировать их. Узнают о процессах изготовления некоторых предметов (одежда, мебель и др.). Каждый ребенок этого возраста должен помнить адрес своего детского сада, ориентироваться в ближайшем микрорайоне.

Подготовительная к школе группа. Задача воспитания лично-бытовых ориентировок в этой группе очень важна. Ребенок  седьмого года жизни должен иметь  подробные сведения об окружающих предметах, правильно пользоваться ими (посуда, умывальные, швейные принадлежности, одежда, постель), свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Дети должны твердо усвоить правила поведения в помещении, в общественных местах, на улице.

Таким образом, постепенно расширяется круг представлений детей об окружающем. Ребенок как бы выходит за пределы своей групповой комнаты, детского сада, ближайшей улицы и города и постепенно включается в общую жизнь. К активному словарю детей предъявляются определенные требования. Неоднократно подчеркивается, что дети должны не только знать что-то об окружающем мире, но и уметь выразить свои знания в словах, назвать воспринимаемый объект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды  и формы занятий по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста

Формирование словаря детей дошкольного возраста происходит постоянно – как в процессе обычной, бытовой жизни, так и на специальных занятиях. На них, а также при руководстве другой речевой деятельностью детей воспитатель оперирует специфичными методами и приемами обучения. Педагоги в словарной работе должны стремиться использовать совокупность разных методов и приемов в зависимости от степени овладения детьми слова. В дошкольном образовательном учреждении можно выделить две группы методов словарной работы: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Приемы словарной работы должны помочь детям выделить нужное слово  в речи воспитателя, понять его значение, твердо запомнить, а также содействовать употреблению этого слова в их речи. Поэтому в одном и том же методе используется одновременно несколько приемов, ряд из них при этом будет ведущим, основным.

Назовем основные приемы словарной работы в детском саду и разнесем их в зависимости от задачи17:

При обогащении словаря используют следующие приемы:

- показ и называние (или образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Это достигается подчеркнуто четкой дикцией, иногда даже несколько утрированной артикуляцией, чтобы ребенок уловил звуковой состав слова. Однако нельзя произносить слово по слогам – это нарушает нормы литературного произношения, что не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но орфоэпически правильно.

- толкование слова (иногда сопровождает называние) - пространное толкование, замена знакомым словом или сопоставлением со знакомым синонимом, сравнение со знакомым антонимом. Например: «Аквариум — стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно».

- включение слова в предложение, показ его сочетании с другими словами. Например, при рассматривании трамвая воспитатель говорит: «В задние двери трамвая пассажиры входят» и т. д.

- объяснение происхождения (этимологии) слова – используется для усиления интереса к некоторым словам. Этот прием наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку (Ребята, почему так говорят: грузовой автомобиль, грузовик?). Иногда это допустимо и в младших группах. Воспитатель должен поощрять вопросы детей о происхождении слов.

- логическое ударение, интонирование, смена силы голоса, пауза перед словом  - все эти приемы помогают обратить внимание на новое слово. Также можно использовать прямое словесное указание: «Послушайте еще раз это трудное слово» и т. д.

- называние - часто сопровождается показом объекта. «Посмотрите, внутри плиты большая духовка»,— говорит воспитатель, открывая дверцу духовки и показывая жестом.

Для активизации словаря используют следующие приемы:

- вопрос. Дошкольникам иногда нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие (справа или слева матрешка?).

- упражнения или дидактические игры. По ходу отдельных занятий по ознакомлению с окружающим можно использовать кратковременные (1—3 мин) упражнения в подборе слова, например: «Кто больше увидит и назовет?», «Выдели и назови части в целом», «Кто больше назовет предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?», словесные игры на классификацию предметов и др. Эти приемы, а также загадки, сравнение предметов (по зрительному восприятию и по памяти) целесообразнее применять в старших группах. Много таких эффективных приемов было разработано Е. И. Тихеевой. Их следует шире использовать в практике работы.

Для уточнения и закрепления  словаря используются следующие  приемы:

- подбор синонимов слова.

- повторение слова самим воспитателем, неоднократно в течение занятия отдельными детьми с места, а также повторение хором (используется для запоминания). Хоровое повторение усиливает речевую активность детей, способствует выделению в их сознании нужного слова.

Выделяют различные формы словарной работы в процессе которых у детей происходит развитие словаря при ознакомлении с окружающим. Наиболее часто используемыми из них являются экскурсии, наблюдения, прогулки, рассматривание картин, игрушек, предметов (происходит в 3 этапа: первичное знакомство, ознакомление со свойствами и качествами, формирование понятий), дидактические игры, отгадывание и загадывание загадок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим

Основой развития речи детей дошкольного возраста является знание ребенком окружающей его действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должен быть подкреплен соответствующим словом. Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи.

Вопрос развития словаря  детей дошкольного возраста в  процессе ознакомления с окружающим был детально освещен В.И. Логиновой. В своих работах В.И.Логинова уточнила методику обогащения словаря на основе ознакомления детей с предметами, их признаками и качествами, материалами, из которых они сделаны, показала влияние системы знаний о предметах на умственное, речевое развитие детей. Развитие словаря у детей дошкольного возраста она рассматривала в связи с овладением детьми понятиями. В связи с этим психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях:

  1. Структурном – исследуются вопросы формирования разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического и грамматического;
  2. Функциональном – исследуется проблема формирования навыков владения языком и коммуникативной функции;
  3. Когнитивном – исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи.

Для ознакомления с предметным миром В. И. Логинова выделяет следующие  три группы занятий: 1) первичное  ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий предметов  и действий; 2) занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов; 3) занятия по формированию понятий в процессе обобщения.

Однако некоторые исследователи  указывают на то, что иногда в  процессе работы над развитием речи, педагоги перестают уделять значительное внимание непосредственно самому ознакомлению с окружающим. Соединение двух направлений, работы – ознакомления детей с окружающей действительностью и формирования на этой основе словесной речи безусловно является крайне важным, поскольку специалисты всегда стремились к тому, чтобы речь детей имела достаточно богатую предметную основу. Но не нужно допускать, чтобы совмещение этих двух направлений работы приводило к тому, что процесс формирования у детей представлений об окружающем становился подчиненным задачам усвоения языкового материала.

Не умаляя значимости целенаправленной, охватывающей все виды занятий в  детском саду, пронизывающей все  режимные моменты в жизни детей, работы над речью, необходимо установить некоторое соотношение между  работой по общему развитию ребенка и специальной работой по формированию у него словесной речи.

На определенном этапе, в доречевой  период, дети накапливают запас представлений  об окружающем в виде чувственных  образов. Чем богаче предметная деятельность ребенка, чем больше он видит, наблюдая за действиями взрослых, чем чаще взрослые привлекают его внимание к различным объектам и явлениям, тем активнее ребенок в познании окружающего, тем полнее мотивация речевого общения.

В дошкольном возрасте чувственное познание мира преобладает над рациональным. Поэтому, стремясь при формировании речи детей делать эту речь не беспредметной и в этих целях широко привлекать разнообразный наглядный дидактический материал, относящийся к творческой деятельности детей, к их ближайшему окружению, не следует процесс ознакомления с окружающим искусственно притормаживать, сообразуясь с темпами усвоения речи. Наоборот, активное познание мира вещей должно опережать на первых порах усвоение языка слов и стимулировать речевое развитие. А в дальнейшем язык, который будет усвоен в определенном объеме, ускорит процесс осознания окружающей действительности, перестроит и обогатит способ восприятия. Поэтому помимо собственно речевых занятий программой детского сада предусматриваются особые занятия по ознакомлению с окружающим.

Информация о работе Развитие словаря детей второй младшей группы дошкольного возраста