Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:18, курсовая работа
Огромное значение в жизни каждого человека имеет речь. Она выполняет важнейшие социальные функции – помогает человеку устанавливать коммуникативные связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, являясь побуждающим условием для развития личности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития словаря у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим 5
1.1. Понятие о слове и словарной работе в детском саду 6
1.2. Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста 10
Глава 2. Методические основы развития словаря у детей второй младшей группы в процессе ознакомления с окружающим 18
2.1. Задачи и содержание словарной работы у детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………18
2.2. Виды и формы занятий по формированию словаря у детей второй младшей группы дошкольного возраста 23
2.3. Развитие словаря детей второй младшей группы дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим 25
Заключение 39
Список литературы 41
Второе задание вызвало
При выполнении третьего задания дети легко называли героев, изображенных на картинке и их отличительные признаки. Это задание не вызвало у детей особых трудностей, что говорит о том, что педагоги этой группы детей уделяют значительное внимание работе по описанию предметов, выделению их характерных признаков. Однако следует отметить, что не смотря на конкретный вопрос «Какой он (она)?» при описании отличительных признаков героев дети в основном либо рассказывали, что умеет делать герой, т.е. называли глагольные признаки, либо рассказывали какого они цвета. Мало кто из детей называл прилагательные, которые показывают характер героев.
Выполнение четвертого задания проводилось в два этапа. Сначала дети называли кого они видят на картинке, а потом рассказывали что изображенные герои делают. Практически все дети назвали тех, кого они видят на картинке и рассказали о действиях героев. Однако рассказы детей сильно отличались друг от друга. Некоторые дети подробно рассказывали что делают дети, в какие игрушки они играют, подробно описывали предметы на картинках. Другие просто говорили : «Это мальчик. Он играет.» и теряли дальнейший интерес к заданию.
По итогам нашего тестирования можно сделать вывод о том, что в данной группе детей преобладают дети с хорошим уровнем развития словаря (средним или высоким). Это говорит о том, что педагоги экспериментальной группы уделяют много внимания этой проблеме.
Второй этап нашего эксперимента проводился в процессе деятельности детей в группе, на прогулках, на занятиях с воспитателем. Поскольку ознакомление с окружающим у детей происходит в процессе обычной жизнедеятельности, нам было необходимо узнать, как осуществляется работа по развитию словаря детей воспитателями в это время. В результате наблюдений нами были сделаны следующие выводы:
По итогам нашего экспериментального исследования нами были разработаны некоторые рекомендации по улучшению системы работы по развитию словаря детей данной группы.
Педагогам необходимо выяснять, как растет словарь воспитанников, вовлекая детей в непринужденные разговоры или игровые действия. Методику такой проверки следует продумывать самостоятельно и заблаговременно. Также неплохо было бы вести постоянные карты, в которых отмечалось бы как происходит развитие словаря у каждого конкретного ребенка, чтобы отслеживать динамику и в случае каких-то затруднений обратить на него внимание.
Воспитатель должен стараться объединить вокруг себя ребят с разным уровнем развития речи, особенно прислушиваясь к ответам детей с небольшим кругозором. Проведенные наблюдения и обследования помогают затем уточнить содержание и направленность словарной работы с детьми.19
Воспитатели должны точно представлять, какие знания об окружающем и какой соответствующий словарь должны получить дети в данной группе, что принципиально нового предлагает программа на этой возрастной ступени. Общие требования программы «привязываются» к местным условиям — обсуждается, что целесообразно показать детям в натуре (виды труда взрослых, достопримечательности и т. д.), какими методами, когда.
Желательно постепенно оформить и затем систематически обновлять краеведческий уголок для детей, где можно экспонировать фотографии, слайды о своем микрорайоне, образцы (доступные детям) продукции предприятия, записи рассказов рабочих, ветеранов и другие материалы, к которым дети имели бы частый свободный доступ. Разговоры на темы жизни и труда близких людей, помимо своего этического значения, важны и для закрепления социальной группы словаря.
Воспитатели должны приготовить оборудование для сюжетно-ролевых игр, особенно на современные темы общественного характера, содействуя, таким образом, процессу активизации соответствующего словаря (путешествие в космос, почта, мастерская и т. п.). Они могли бы организовать смотр-конкурс оборудования для новых игр в группах.
Необходимо постоянно контролировать содержательность прогулок, наблюдений, а также ролевых игр с игрушками, которые организуются в их процессе. При этом воспитатель должен намечать в календарном плане по 2—4 новых или трудных слова, к которым будет привлечено внимание детей вне занятий.
Работа по развитию словаря детей должна происходить постепенно, с последующим усложнением усваиваемых понятий. Однако также большое внимание нужно уделять не только вводу новых слов, но и активизации этих слов в лексике детей.
Заключение
В ходе проведённого теоретического и практического исследования нами была исследована методика развития словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим.
Анализируя научно-методическую литературу мы поняли, что проблема развития речи детей дошкольного возраста в целом и проблема развития словаря дошкольников в частности затронута многими исследователями и достаточно освещена в специальной литературе. Однако развитие данной проблемы не окончено и представляет собой интерес для дальнейших исследований.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Эффективность развития связной речи детей дошкольного возраста зависит от тесной взаимосвязи между разными разделами обучения родному языку: воспитанием звуковой культуры речи, обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи, развитием её связности и формированием элементарного осознания явлений языка и речи.
В дошкольном возрасте ребенку необходимо овладеть таким лексическим запасом, который позволил бы ему без значительных трудностей осуществлять дальнейшую учебную деятельность в школе.
Количественное и качественное развитие словаря у детей дошкольного возраста успешно происходит в процессе ознакомления с окружающим миром. Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия.
В первой и второй главах нашего исследования нами были освещены теоретические и методические вопросы развития словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим. Мы рассмотрели состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития и формирования словаря дошкольников. Также мы познакомились с методикой работы по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром, с приемами и формами такой работы.
В третьей главе нашего исследования нами были описаны условия проведения и результаты констатирующего эксперимента, проведенного в старшей группе детского сада г. Санкт-Петербурга, а также разработаны рекомендации для воспитателей по улучшению словарной работы с детьми.
Список использованной литературы
Задания для тестирования детей
1 блок заданий: Отгадай загадки.
Цель заданий: проверить умения узнавать слова по признакам.
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня ... (зима)
Часто умывается, но с водой не знается. (кошка)
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. (метро)
А зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)
2 блок: Игра «Четвертый лишний»
Цель заданий: проверить сформированность процессов обобщения и систематизации, а также умения обосновать свой выбор.
Задание: Посмотри на картинку и скажи - какая лишняя. Почему? Как назвать одним словом?
3 блок:
Цель заданий: проверить умение объяснить свое понятие слова.
Задание: Посмотри на картинку. Что ты видишь? Какой он (она?)
4 блок: «Кто что делает?»
Цель заданий: использование различных частей речи.
Задание: Посмотри на картинку. Кто там нарисован? Что он делает?
Приложение №2
Таблица №1. Результаты тестирования детей
№ |
Имя ребенка |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
Итоговый балл |
1 |
Дина Л. |
1 |
0 |
2 |
1 |
4 |
2 |
Катя Р. |
4 |
5 |
4 |
1 |
14 |
3 |
Наташа В. |
5 |
7 |
6 |
2 |
20 |
4 |
Лиза М. |
4 |
6 |
6 |
1 |
17 |
5 |
Настя Р. |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
6 |
Злата К. |
3 |
4 |
4 |
1 |
12 |
7 |
Даша М. |
4 |
7 |
6 |
2 |
19 |
8 |
Лиза Р. |
2 |
3 |
3 |
1 |
9 |
9 |
Маша Е. |
3 |
5 |
4 |
1 |
13 |
10 |
Дима Г. |
5 |
6 |
6 |
2 |
19 |
11 |
Артем О. |
3 |
5 |
2 |
1 |
15 |
12 |
Давид Ш. |
1 |
1 |
4 |
0 |
6 |
13 |
Даня К. |
2 |
4 |
5 |
1 |
12 |
14 |
Саша Л. |
5 |
7 |
6 |
2 |
20 |
15 |
Ваня С. |
1 |
0 |
4 |
0 |
5 |
16 |
Артем В. |
3 |
4 |
5 |
2 |
16 |
17 |
Дима А. |
2 |
3 |
6 |
2 |
13 |
18 |
Женя К. |
4 |
6 |
6 |
2 |
18 |
19 |
Саша М. |
3 |
3 |
6 |
2 |
16 |
20 |
Гарик Д. |
1 |
0 |
3 |
0 |
4 |
21 |
Миша Л. |
3 |
3 |
6 |
2 |
14 |
1 Ущакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: 2008г. - с.58
2 Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М.: 2006г. – с.89
3 Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова, "Вопросы языкознания", 1953, №5
4 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен - М.: 2006. - с. 91
5 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен - М.: 2006. - с. 94
6 Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: 1981 г. - с.54
7 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен - М.: 2006. - с.94
8 Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. С-Пб.: 1999 г. – с.10
9 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен - М.: 2006. - с.95
10 Швачкин Н. X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.; Л., 1948. С.94-95
11 Швачкин Н. X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.; Л., 1948. С.94-95
12 Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975. – С.З–5
13Носенко Н.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах). Учебное пособие. – М.: 2009 г. - с.35.
14 Носенко Н.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах). Учебное пособие. – М.: 2009 г. - с.35.
15 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен - М.: 2006. - с 101
16 Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: 1981 г. - с. 56
17 Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: 1981 г. - с.110
18 Программа Васильевой
19 Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: 1981- с.128
Информация о работе Развитие словаря детей второй младшей группы дошкольного возраста