Развитие творческих способностей современного подростка на примере изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 20:58, реферат

Краткое описание

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Одна из теорий способностей принадлежит Теплову Б. М.. Он рассматривает способности, прежде всего как индивидуально - психологические различия между людьми. Давая определение способностей, Теплов Б.М. считает, что оно должно включать в себя три признака:
- Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все-люди равны.

Содержание

1. Особенности развития творчества у детей подросткового возраста
 Сущность и характеристика творческих способностей 3
 Специфика творческой деятельности 8
 Психологический механизм творческого воображения 9
 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 12
2. Развитие творческих способностей у детей подросткового возраста
в процессе изобразительной деятельности
 Понятие специальных творческих способностей,
специфика их проявления в изобразительной деятельности. 18
 Условия и пути развития творческих способностей
школьников подросткового возраста. 22
 Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО. 24
 Заключение. 27
 Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 92.45 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

Психология  творчества

На тему:

«Развитие творческих способностей современного подростка  на примере изобразительной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Выполнила:

 

Проверила:                                        .

 

 

 

2014г.

Содержание

  1. Особенности развития творчества у детей подросткового возраста
  • Сущность и характеристика творческих способностей3
  • Специфика творческой деятельности8
  • Психологический механизм творческого воображения9
  • Психолого-педагогические особенности подросткового возраста12
  1. Развитие творческих способностей у детей подросткового возраста

в процессе изобразительной  деятельности

  • Понятие специальных творческих способностей,

специфика их проявления в изобразительной  деятельности.18

  • Условия и пути развития творческих способностей

школьников подросткового возраста.22

  • Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО.24
  • Заключение.27
  • Список литературы.27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности развития творчества у детей подросткового возраста.
  • Сущность и характеристика творческих способностей.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию "способности".

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Одна из теорий способностей принадлежит Теплову Б. М.. Он рассматривает способности, прежде всего как индивидуально - психологические различия между людьми. Давая определение способностей, Теплов Б.М. считает, что оно должно включать в себя три признака:

- Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все-люди равны.

- Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

- В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Также, Теплов Б. М. ставит вопрос о том, что успешное выполнение какого-либо вида человеческой деятельности может быть обеспечено не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое  характеризует данную личность. Причем эти отдельные способности не просто рядоположены и независимы друг от друга, а каждая из них может  изменяться, приобретать качественно  другой характер, что зависит от наличия и уровня развития других способностей.

Исходя из этих положений, автор подчеркивает, что «мы не можем непосредственно  переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного  выполнения данным человеком той  или другой деятельности. Этот переход  может быть осуществлен только через  другое, более синтетическое понятие. Таким понятием является «одаренность», понимаемая как то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности».

Теплов Б. М. пишет, что следует говорить не об одаренности вообще, а об одаренности  только в чем-нибудь, в какой-нибудь деятельности. Также одаренность  еще не обеспечивает успеха в выполнении деятельности, а создает только возможность  в его достижении. Само успешное выполнение деятельности зависит не только от одаренности, но и от овладения  необходимыми навыками и умениями.

«Одаренность  не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности, как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности».

Теплов Б. М. утверждает, что способности создаются в деятельности. Психические свойства проявляются и формируются в деятельности. Об этом он пишет так: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Способности существуют в развитии, они не есть какое-то неизменное свойство человека, их развитие возможно только в деятельности. «Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности».

Большое внимание Теплов Б. М. уделял вопросу о роли задатков в развитии способностей. Он категорически выступал против признания  врожденности способностей и считал, что врожденными могут быть известные природные предпосылки, к которым относил задатки.

Фундаментальную теоретическую и практическую разработку проблема способностей получила в трудах Рубинштейна С. Л., прежде всего в  плане развития, формирования способностей, а позднее - в плане выявления  их психологической структуры.

В первых своих  работах Рубинштейн С. Л. понимал под способностями пригодность к определенной деятельности. Он считал, что главными показателями, которые позволяют судить о способностях, являются легкость усвоения новой деятельности, а также широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую. Он считал, что в основе способностей лежат «наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков.

Рубинштейн  С. Л., как и Теплов Б. М., считает, что  способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Разбирая их взаимоотношение, автор пишет о взаимной обусловленности  этих понятий: с одной стороны, способности - предпосылка овладения знаниями и умениями, с другой - в процессе этого овладения происходит формирование способностей.

Для Рубинштейна  С.Л. деятельность представляет собой основу развития способностей. Он считает, что способности человека-это «прежде всего способности к труду, к обучению. В труде, обучении они и развиваются».

Природная составляющая способности - это не только врожденные задатки, но и природные качества или особенности  человека в их развитии и совершенствовании. Они приобретают «облик» способности  под влиянием определенным образом  складывающихся условий жизни и  деятельности индивида. Природный компонент, включаясь в состав способностей, в этом качестве подлежит дальнейшему развитию в зависимости от социальных условий.

Немов Р.С. разработал свою систему взглядов на основе более  современных представлений. Разделяя способности на общие и специальные, он подходил и к выделению общих  способностей с точки зрения психофизической  функциональности, выделяя умственные, моторные, мнемические, речевые и  другие способности человека.

Дифференцируя специальные способности, Немов  определяет их по виду специфической  деятельности, в которой они могли  бы проявляться. Он выделяет «…музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие и др.».

Так же Немов выделяет учебные и творческие способности, где учебными способностями называются такие, которые «определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности…». Под творческими способностями подразумевается такие, которые определяют «создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности».

Рассматривая  проблему творческих способностей в  трудах по психологии творчества, Лука А.Н. на основе анализа психологической  литературы и собственных психологических  исследований выделял некоторый  ряд творческих способностей, описывая их психологическую специфику.

В потоке внешних  раздражителей люди обычно воспринимают лишь то, что укладывается в «координационную сетку» уже имеющихся знаний и  представлений; остальную информацию бессознательно отбрасывают. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства, а так же приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - это нечто большее, чем просто наблюдательность. Эта свежесть взгляда и «зоркость связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются качеством мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга».

Вероятно, прежде чем обнаружить что-нибудь новое, не замечаемое другими наблюдателями, по мнению Лука А.Н., необходимо сформировать соответствующее понятие.

Следующая творческая способность, которую определял  Лук А.Н. способность к свёртыванию мыслительных операций. В процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою не удаётся мысленным взором охватить всю картину целиком, всё рассуждение от первого до последнего его шага. Но человек обладает способностью к свёртыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией. Процесс свёртывания мыслительных операций - это, как утверждает Лук А.Н., лишь частный случай проявления способности к замене нескольких понятий одним, к использованию всё более ёмких в информационном отношении символов. В основе этой способности лежит абстрактное мышление.

Каждое понятие  заменяющее процесс рассуждения, включающий в свою очередь какие-либо понятия, имеет всё более и более  абстрактный характер. Лук А.Н. говорит  что, «используя всё более и более  абстрактные понятия, человек непрерывно расширяет свой интеллектуальный диапазон».

Немаловажной  в школьном возрасте, характеризующемся  большим разнообразием видов, способов и содержания деятельности, является способность к переносу опыта. По описанию Лука А.Н. это есть весьма существенная способность применить навык, приобретённый при решении одной задачи, к решению другой, т.е. умение отделить «специфическое зерно проблемы от того неспецифического, что может быть перенесено в другие области. Это, по сути, способность к выработке обобщающей стратегии. А выработка обобщающей стратегии есть поиск аналогий, поиск аналогий необходимое условие переноса навыка или идеи».

Процесс переноса опыта - один из самых универсальных  приёмов мышления, - отмечает Лук  А.Н., - и способность к переносу - важное условие продуктивности творчества.

Термином «цельность восприятия» А.Н. Лук обозначает способность воспринимать действительность целиком, не дробя её.

На эту  способность, по словам Лука А.Н., указал Павлов И.П. в своей работе «Проба физиологического понимания симптомологии  истерии», выделив два основных типа высшей корковой деятельности - художественный и мыслительный. Как указывает Лук А.Н., Павлов И.П. пришел к делению на художественный и мыслительный типы, наблюдая за детьми; именно у них он впервые заметил художественный тип восприятия без деления на детали.

И в заключение описания этой способности хотелось бы отметить слова Лука А.Н. о том, что Павлов И.П. не случайно обнаружил  «целостное», художественное восприятие действительности, прежде всего у  детей. Когда вторая сигнальная система  ещё слаба, каждый ребёнок поневоле «правополушарный» и воспринимает мир образно, а не аналитически.

Развитие способности  к сближению понятий Лук А.Н. определяет лёгкостью ассоциирования и отдалённостью ассоциируемых понятий, «смысловым расстоянием» между ними. Ассоциированные между собой образы и понятия – есть та конкретная форма, в которой они сохраняются в памяти. Мышление оперирует сведениями, предварительно организованными и упорядоченными.

Характер  ассоциативных связей обуславливает, ограничивает и предопределяет ход  мыслительного процесса, взаимодействуя с текущими восприятиями.

Одной из важных способностей, особенно на первом этапе  творчества, Лук А.Н. называет готовность памяти. Определяя её, он говорит о том, что память включает в себя способность запомнить, опознать воспроизвести немедленно или с отсрочкой необходимую для решения задачи информацию. Когда человек решает проблему он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимает и которую умеет извлечь из памяти.

Субъективным  условием, определяющим эффективность  творческого процесса, является гибкость мышления - это способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далёкому по содержанию, способность преобразовать структуру объекта.

На важность в процессе творчества, критичности  отношения к деятельности, к средствам  и результатам творчества указывал Левин В.А. В своей работе «Воспитание  творчества»: «Чтобы продукт детской  художественной игры стал произведением  искусства, чтобы свершился акт  творчества (в полном, социальном смысле слова), функции отсутствующего у  ребёнка внутреннего критика  принимает на себя взрослый, обладающий художественным вкусом. Ведь критик не только отвергает неудачное, он и  выбирает, опознаёт среди многих вариантов  тот, который обладает художественной ценностью».

Информация о работе Развитие творческих способностей современного подростка на примере изобразительной деятельности