Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 20:58, реферат
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Одна из теорий способностей принадлежит Теплову Б. М.. Он рассматривает способности, прежде всего как индивидуально - психологические различия между людьми. Давая определение способностей, Теплов Б.М. считает, что оно должно включать в себя три признака:
- Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все-люди равны.
1. Особенности развития творчества у детей подросткового возраста
Сущность и характеристика творческих способностей 3
Специфика творческой деятельности 8
Психологический механизм творческого воображения 9
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 12
2. Развитие творческих способностей у детей подросткового возраста
в процессе изобразительной деятельности
Понятие специальных творческих способностей,
специфика их проявления в изобразительной деятельности. 18
Условия и пути развития творческих способностей
школьников подросткового возраста. 22
Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО. 24
Заключение. 27
Список литературы.
Реферат по дисциплине
Психология творчества
На тему:
«Развитие творческих
способностей современного подростка
на примере изобразительной
Проверила: .
2014г.
Содержание
в процессе изобразительной деятельности
специфика их проявления в изобразительной деятельности.18
школьников подросткового
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию "способности".
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Одна из теорий способностей принадлежит Теплову Б. М.. Он рассматривает способности, прежде всего как индивидуально - психологические различия между людьми. Давая определение способностей, Теплов Б.М. считает, что оно должно включать в себя три признака:
- Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все-люди равны.
- Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
- В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Также, Теплов Б. М. ставит вопрос о том, что успешное выполнение какого-либо вида человеческой деятельности может быть обеспечено не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует данную личность. Причем эти отдельные способности не просто рядоположены и независимы друг от друга, а каждая из них может изменяться, приобретать качественно другой характер, что зависит от наличия и уровня развития других способностей.
Исходя из
этих положений, автор подчеркивает,
что «мы не можем непосредственно
переходить от отдельных способностей
к вопросу о возможности
Теплов Б. М. пишет, что следует говорить не об одаренности вообще, а об одаренности только в чем-нибудь, в какой-нибудь деятельности. Также одаренность еще не обеспечивает успеха в выполнении деятельности, а создает только возможность в его достижении. Само успешное выполнение деятельности зависит не только от одаренности, но и от овладения необходимыми навыками и умениями.
«Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности, как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности».
Теплов Б. М. утверждает, что способности создаются в деятельности. Психические свойства проявляются и формируются в деятельности. Об этом он пишет так: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Способности существуют в развитии, они не есть какое-то неизменное свойство человека, их развитие возможно только в деятельности. «Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности».
Большое внимание Теплов Б. М. уделял вопросу о роли задатков в развитии способностей. Он категорически выступал против признания врожденности способностей и считал, что врожденными могут быть известные природные предпосылки, к которым относил задатки.
Фундаментальную теоретическую и практическую разработку проблема способностей получила в трудах Рубинштейна С. Л., прежде всего в плане развития, формирования способностей, а позднее - в плане выявления их психологической структуры.
В первых своих работах Рубинштейн С. Л. понимал под способностями пригодность к определенной деятельности. Он считал, что главными показателями, которые позволяют судить о способностях, являются легкость усвоения новой деятельности, а также широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую. Он считал, что в основе способностей лежат «наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков.
Рубинштейн С. Л., как и Теплов Б. М., считает, что способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Разбирая их взаимоотношение, автор пишет о взаимной обусловленности этих понятий: с одной стороны, способности - предпосылка овладения знаниями и умениями, с другой - в процессе этого овладения происходит формирование способностей.
Для Рубинштейна С.Л. деятельность представляет собой основу развития способностей. Он считает, что способности человека-это «прежде всего способности к труду, к обучению. В труде, обучении они и развиваются».
Природная составляющая способности
- это не только врожденные задатки,
но и природные качества или особенности
человека в их развитии и совершенствовании.
Они приобретают «облик»
Немов Р.С. разработал свою систему взглядов на основе более современных представлений. Разделяя способности на общие и специальные, он подходил и к выделению общих способностей с точки зрения психофизической функциональности, выделяя умственные, моторные, мнемические, речевые и другие способности человека.
Дифференцируя специальные способности, Немов определяет их по виду специфической деятельности, в которой они могли бы проявляться. Он выделяет «…музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие и др.».
Так же Немов выделяет учебные и творческие способности, где учебными способностями называются такие, которые «определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности…». Под творческими способностями подразумевается такие, которые определяют «создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности».
Рассматривая проблему творческих способностей в трудах по психологии творчества, Лука А.Н. на основе анализа психологической литературы и собственных психологических исследований выделял некоторый ряд творческих способностей, описывая их психологическую специфику.
В потоке внешних раздражителей люди обычно воспринимают лишь то, что укладывается в «координационную сетку» уже имеющихся знаний и представлений; остальную информацию бессознательно отбрасывают. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства, а так же приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - это нечто большее, чем просто наблюдательность. Эта свежесть взгляда и «зоркость связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются качеством мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга».
Вероятно, прежде чем обнаружить что-нибудь новое, не замечаемое другими наблюдателями, по мнению Лука А.Н., необходимо сформировать соответствующее понятие.
Следующая творческая способность, которую определял Лук А.Н. способность к свёртыванию мыслительных операций. В процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою не удаётся мысленным взором охватить всю картину целиком, всё рассуждение от первого до последнего его шага. Но человек обладает способностью к свёртыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией. Процесс свёртывания мыслительных операций - это, как утверждает Лук А.Н., лишь частный случай проявления способности к замене нескольких понятий одним, к использованию всё более ёмких в информационном отношении символов. В основе этой способности лежит абстрактное мышление.
Каждое понятие заменяющее процесс рассуждения, включающий в свою очередь какие-либо понятия, имеет всё более и более абстрактный характер. Лук А.Н. говорит что, «используя всё более и более абстрактные понятия, человек непрерывно расширяет свой интеллектуальный диапазон».
Немаловажной в школьном возрасте, характеризующемся большим разнообразием видов, способов и содержания деятельности, является способность к переносу опыта. По описанию Лука А.Н. это есть весьма существенная способность применить навык, приобретённый при решении одной задачи, к решению другой, т.е. умение отделить «специфическое зерно проблемы от того неспецифического, что может быть перенесено в другие области. Это, по сути, способность к выработке обобщающей стратегии. А выработка обобщающей стратегии есть поиск аналогий, поиск аналогий необходимое условие переноса навыка или идеи».
Процесс переноса опыта - один из самых универсальных приёмов мышления, - отмечает Лук А.Н., - и способность к переносу - важное условие продуктивности творчества.
Термином «цельность восприятия» А.Н. Лук обозначает способность воспринимать действительность целиком, не дробя её.
На эту способность, по словам Лука А.Н., указал Павлов И.П. в своей работе «Проба физиологического понимания симптомологии истерии», выделив два основных типа высшей корковой деятельности - художественный и мыслительный. Как указывает Лук А.Н., Павлов И.П. пришел к делению на художественный и мыслительный типы, наблюдая за детьми; именно у них он впервые заметил художественный тип восприятия без деления на детали.
И в заключение
описания этой способности хотелось
бы отметить слова Лука А.Н. о том,
что Павлов И.П. не случайно обнаружил
«целостное», художественное восприятие
действительности, прежде всего у
детей. Когда вторая сигнальная система
ещё слаба, каждый ребёнок поневоле
«правополушарный» и
Развитие способности к сближению понятий Лук А.Н. определяет лёгкостью ассоциирования и отдалённостью ассоциируемых понятий, «смысловым расстоянием» между ними. Ассоциированные между собой образы и понятия – есть та конкретная форма, в которой они сохраняются в памяти. Мышление оперирует сведениями, предварительно организованными и упорядоченными.
Характер ассоциативных связей обуславливает, ограничивает и предопределяет ход мыслительного процесса, взаимодействуя с текущими восприятиями.
Одной из важных способностей, особенно на первом этапе творчества, Лук А.Н. называет готовность памяти. Определяя её, он говорит о том, что память включает в себя способность запомнить, опознать воспроизвести немедленно или с отсрочкой необходимую для решения задачи информацию. Когда человек решает проблему он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимает и которую умеет извлечь из памяти.
Субъективным условием, определяющим эффективность творческого процесса, является гибкость мышления - это способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далёкому по содержанию, способность преобразовать структуру объекта.
На важность в процессе творчества, критичности отношения к деятельности, к средствам и результатам творчества указывал Левин В.А. В своей работе «Воспитание творчества»: «Чтобы продукт детской художественной игры стал произведением искусства, чтобы свершился акт творчества (в полном, социальном смысле слова), функции отсутствующего у ребёнка внутреннего критика принимает на себя взрослый, обладающий художественным вкусом. Ведь критик не только отвергает неудачное, он и выбирает, опознаёт среди многих вариантов тот, который обладает художественной ценностью».