Развитие творческих способностей современного подростка на примере изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 20:58, реферат

Краткое описание

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Одна из теорий способностей принадлежит Теплову Б. М.. Он рассматривает способности, прежде всего как индивидуально - психологические различия между людьми. Давая определение способностей, Теплов Б.М. считает, что оно должно включать в себя три признака:
- Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все-люди равны.

Содержание

1. Особенности развития творчества у детей подросткового возраста
 Сущность и характеристика творческих способностей 3
 Специфика творческой деятельности 8
 Психологический механизм творческого воображения 9
 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 12
2. Развитие творческих способностей у детей подросткового возраста
в процессе изобразительной деятельности
 Понятие специальных творческих способностей,
специфика их проявления в изобразительной деятельности. 18
 Условия и пути развития творческих способностей
школьников подросткового возраста. 22
 Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО. 24
 Заключение. 27
 Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 92.45 Кб (Скачать файл)

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских  способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями  людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о  совместных делах, распределять между  собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Главными личностными чертами подростка являются следующие:

  • Непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни - с другой.
  • Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.
  • Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться.
  • . У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.
  • В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.

Прилив физических сил побуждает к деятельности. Не у каждого подростка проявляется  весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования  этого возраста.

Таким образом, изучив особенности подросткового  возраста, мы выяснили, что подростковый возраст - это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этот период организм ребёнка претерпевает кардинальные изменения. Развёртывается процесс полового созревания. С этим процессом связано возникновение  у подростка физического ощущения собственной взрослости. У него возникает  представление о себе уже не как  о ребёнке, он стремится быть и  считаться взрослым. Отсюда у подростка  возникает новая жизненная позиция  по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально  активным, восприимчивым к усвоению норм ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых.

Поэтому период подросткового возраста характерен тем, что здесь начинается формирование морально-нравственных и социальных установок личности ученика, намечается общая направленность этой личности.

Подросток стремится  к активному общению со своими сверстниками, и через это общение  он активно познаёт самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы, почерпнутые  из книг, кинофильмов, телевидения.

Подросток становится более независимым от взрослых ещё  и потому, что у него возникают  такие потребности, которые он должен удовлетворить только сам (потребность  в общении со сверстниками, в дружбе, в любви). Родители и вообще взрослые при всём их желании не могут решить проблемы, встающие перед подростками  в связи с возникновением у  них новых потребностей, между  тем как удовлетворение всех основных потребностей младших школьников зависит  в основном от родителей. Всё это  зачастую болезненно сказывается на отношении учащихся к учению. Вот  как характеризует это известный  психолог Лейтес Н.С.: «Дети 12-13 лет в  подавляющем большинстве своём  относятся к учению в основном благодушно: не утруждают себя излишними  раздумьями, выполняют только уроки  в пределах заданного, часто находят  поводы для развлечения…» 

  1. Развитие творческих способностей у детей подросткового возраста в процессе изобразительной деятельности.
  • Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительной деятельности.

Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся  в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.

Попытка определить содержание способностей к изобразительной  деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие  от содержания способностей к другим видам деятельности, содержание, структура  этих способностей в определенной степени  раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе. Однако, они не являются бесспорными уже потому, что различны или по своей сущности, или по объему, или по структуре.

Имеющиеся данные по этой проблеме можно проанализировать, опираясь на общепринятый в теории способностей подход к определению  их содержания – исходя из специфики  деятельности.

Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок и живопись) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Сочетание двух функций  в художественном образе – изображение  и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и  исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфики  способностей к данному виду деятельности.

Процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведения (Г.В. Лабунская, Н.П. Саккулина).

Первую часть  деятельности называют ориентировочной, а вторую – исполнительной (Л.А. Венгер, Н.П. Саккулина). Разные по характеру, они  требуют от человека проявления различных  качеств (свойств) личности, т.е. способностей.

Рассмотрим, как исследователи учитывают  особенности изобразительной деятельности при выделении содержания и структуры  этого вида способностей.

В.И. Киреенко рассматривает способности к  изобразительной деятельности как  определенные свойства зрительного  восприятия, а именно:

  • способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться;
  • способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;
  • способность оценивать пропорции;
  • способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;
  • способность оценивать перспективные сокращения.

Целая серия  экспериментов, проведенных В.И. Киреенко, направлена на выявление качественных различий этих сторон зрительного восприятия у школьников и учащихся средних  художественных школ, преподавателей, имеющих специальное художественное образование, а также взрослых и  не рисующих детей. Эти эксперименты дают любопытные ответы на вопросы  о количественных и качественных особенностях зрительного восприятия у рисующих и не рисующих, у взрослых и детей, то есть ответы на вопросы  о мере выраженности способности  к изобразительной деятельности в зависимости от ряда факторов.

Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности  такого рода не позволяют создать  выразительный творческий образ.

Таким образом, автором выделена хотя и важная, но далеко не исчерпывающая специфики  деятельности группа способностей.

Своеобразный  подход к выделению содержания способностей в изобразительной деятельности предполагает А.Г. Ковалев. Он говорит  не о способностях, а о способности  к изодеятельности, которая имеет  свою структуру. В ней есть первый компонент – ведущее свойство и два опорных. Структуру способности он выделяет исходя из преимущественного проявления в деятельности тех или иных свойств психики: ведущее свойство – художественное воображение, без которого невозможны развитие и воплощение замысла; опорное свойство – острая зрительная чувственность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии).

Второй компонент – специальная умелость руки, высокое развитие моторной функции с обобщенными умениями, закрепившимися в системах движений.

Кроме этого  выделяется фон способности –  эмоциональная настроенность, легко  возникающая благодаря наличию  у художника высокой эмоциональной  чувствительности.

Исходя их отмеченных выше особенностей изобразительной  деятельности, можно сказать, что  выделенные А.Г. Ковалевым способности  в большей степени отражают существо деятельности, ее сенсорный и одновременно творческий характер. Эти способности  проявляются и в ориентировочной  и в исполнительской деятельности.

Очень важно  выделение специальной умелости руки как одного из компонентов способности. Это согласуется и с существующим в общей теории способностей положением о соотношении способностей с  умениями и навыками. Весьма ценна  для понимания проблемы выделенная А.Г. Ковалевым структура способностей. Он отмечает, что ведущие и опорные  свойства способности могут меняться местами в зависимости от уровня развития способностей.

Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Саккулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в  раскрытии узловых вопросов и  соотнесенности с дошкольным возрастом.

В 1959 году вышла  одна из интереснейших работ Н.П. Саккулиной по проблеме способностей к изобразительной деятельности «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного  возраста в занятиях рисованием».

Анализируя  разные общественные функции рисунка  и определяя среди всех две  главные – изобразительную и  выразительную, Н.П. Саккулина соответственно выделяет две группы способностей к  изобразительной деятельности: способность  к изображению и способность  к художественному выражению.

Способность к изображению состоит  из трех компонентов:

1.  Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму – в то же время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).

Без овладения  этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.

3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако, Н.П. Саккулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным – графическим.

Из трех компонентов  развития способности к изображению  необходимо иметь задатки в области  зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы – владение мелкими дифференцированными движениями рук (кисть руки, пальцы), отмечает Н.П.Сакулина.

В этой же работе Н.П. Саккулина выделяет показатель уровня развития способности к изображению  – степень реальности изображения  и делает выводы о возможностях создания реалистического изображения ребенком, дошкольником. Она подчеркивает, что  способность к изображению в  дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детский рисунок следует только приближать  к возможно большей правдивости и полноте отражения реальной действительности. По отношению к детскому рисунку можно говорить о тенденциях реализма.

Н.П. Сакулина отмечает, что способность к изображению  обуславливает создание любого рисунка  с различными целевыми установками.

Затем она  рассматривает те качества, которые  необходимы для создания художественного  рисунка, то есть способность к художественному  выражению. Она предполагает и другой термин – «способность к образному выражению», которую она относит к разряду художественно-творческих способностей.

Из рассуждений  автора о выразительности рисунка  обучающегося можно выделить некоторые качества (свойства), составляющие способность к образному выражению:

1. Эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п. А это ступень более высокая, чем выполнение графического изображения. Явно, что в этом свойстве проявляются личностные моменты (ценностные ориентиры, мотивы личности)

Информация о работе Развитие творческих способностей современного подростка на примере изобразительной деятельности