Развитие творческих способностей современного подростка на примере изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 20:58, реферат

Краткое описание

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Одна из теорий способностей принадлежит Теплову Б. М.. Он рассматривает способности, прежде всего как индивидуально - психологические различия между людьми. Давая определение способностей, Теплов Б.М. считает, что оно должно включать в себя три признака:
- Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все-люди равны.

Содержание

1. Особенности развития творчества у детей подросткового возраста
 Сущность и характеристика творческих способностей 3
 Специфика творческой деятельности 8
 Психологический механизм творческого воображения 9
 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 12
2. Развитие творческих способностей у детей подросткового возраста
в процессе изобразительной деятельности
 Понятие специальных творческих способностей,
специфика их проявления в изобразительной деятельности. 18
 Условия и пути развития творческих способностей
школьников подросткового возраста. 22
 Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО. 24
 Заключение. 27
 Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 92.45 Кб (Скачать файл)

В структуре  же художественных творческих способностей воображение играет главенствующую роль.

Немецкий философ и психолог Шпрангер Э. характеризовал подростковый возраст как возраст начала качественного  «врастания в культуру». Ребенок начинает усваивать и принимать «врастать психикой» в объективный и нормативный дух эпохи. Поэтому он утрачивает столь характерное для младшего школьника, как показал анализ работы Левина В.А. «Воспитание творчества», преобладание более чистого восприятия в способности к «сцеплению и антисцеплению». Всё более начинает доминировать способность к «сцеплению». Несколько утрачивая способность к «антисцеплению», ребенок невольно склоняется в трактовке явлений к шаблонным точкам зрения. Это наиболее характерно при касании тех областей человеческой культуры, которые наименее актуальны для подростка и в которых он наименее склонен к поиску собственных идей.

Исследователь психологии детей Лейтес Н.С. отмечает, что в подростковом возрасте особенно привлекательными для детей выступают  формы деятельности, требующие упорства и самостоятельности. Дети в этом возрасте начинают проявлять собственную  инициативу в тех видах работ  и занятий, в которых прежде лишь следовали указаниям взрослых. Они  стремятся к самостоятельности  высказываний. Нередко из-за этого  стремления, как выделяет Лейтес Н.С., обнаруживается, что «ученики уже  не хотят получать знания в готовом, разжёванном виде». Подобное стремление наиболее благоприятная особенность  для развития творческой активности детей, направленности на творчество, и эти качества нередко ярко проявляются  в этом возрасте в процессе учебной  деятельности подростков.

Стремление к самостоятельности  обостряет чувство собственного достоинства, это нередко обнаруживается у учащихся на уроках. Некоторые  подростки, из числа сильных учеников, «стремятся, - отмечает Лейтес Н.С., - отвечать только на трудные вопросы, их обижает, если преподаватель спрашивает у  них что-нибудь простое, всем известное». Эта особенность позволяет преподавателю обеспечивать одно из главных условий для организации развивающей деятельности - нахождение её в зоне потенциального развития.

Сам процесс  развития личности подростка это  в основном процесс «врастания в  культуру», сами особенности которого отводят в нём важную роль творческой деятельности подростков.

Доминанта интеллектуального  развития - развитие теоретического рефлексивного  мышления определяет особую успешность на этой стадии развития таких творческих способностей как зоркость в поисках  проблем и гибкость мышления, способности  к переносу опыта, сближения понятий.

Воображение в данном возрасте выходит на новый уровень развития, теперь оно имеет более продуктивный характер, чем в детстве, но всё таки чаще всего оно уходит «в интимную сферу» и становится субъективной формой мышления. Преодоление этого, направление развития воображения по пути стремления к его продуктивности - одна из задач педагогики решающей проблему развития творческих способностей подростка.

Главными новообразованиями этого  возраста являются становление «Я- концепции» подростка, а также возникновение рефлексии и осознание своей индивидуальности, проистекающие возникающего в этом возрасте чувства взрослости. Особенности становления и развития данных новообразований определяют особенности творческого процесса - его направленность, эффективность, продуктивность, и отношение к творчеству самого подростка.

Возникновение этих новообразований дают возможность  повысить эффективность развития критичности  сознания подростка. Противоречиям, могущим  возникнуть в процессе становления  «Я-концепции» подростка, свойственно  негативно влиять на развитие творческих способностей путём снижения самооценки подростка и уверенности в  своих силах и возможностях.

Типом ведущей  деятельности в данном возрасте является интимно - личностное общение, что определяет характер индивидуального творчества подростка, направленность творчества на результат.

В целом же подростковый возраст во многом благоприятен для развития творческих способностей, но имеет в этом плане ряд специфических  особенностей.

Одним из условий развития творческих способностей у учащихся в школе выступает личность самого педагога. Дело в том, что учитель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не может организовать действительно творческую деятельность. Если учитель не обладает таким свойством личности как направленность на творчество, то и от своих учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. Если же учитель сам человек творческий, то он стремиться и умеет организовать творческую деятельность учеников.

Наилучшей применительно к подростковому  возрасту является «особым образом организованная творческая деятельность в процессе общения», которая субъективно, сточки зрения подростка, выглядит как деятельность по практическому достижению общественно значимого результата.

Для этого  важно, чтобы подростку было, что  сказать участникам общения, чтобы  он действительно выступал информантом, для этого необходимо найти реципиента общения. В нашем случае реципиентом  является коллектив класса и педагог, а на школьном уровне это коллектив  школы, и т.д.

Известно, что  организм человека на протяжении всей его жизни претерпевает изменения  и в целом процесс развития человеческого организма представляет собой смену определенных этапов, именуемых возрастными. Наукой установлено, что в своем развитии человеческий организм последовательно преодолевает три критические фазы, первая из которых наступает в возрасте 3-4 лет, вторая в 7-8 лет и третья в 14-18 лет.

Возраст с 14 до 18 лет, именуемый специалистами "пубертатным" (от лат. pubertas - половая зрелость), признан  наиболее важной и сложной критической  фазой, сопровождающейся половым и  психическим созреванием. Глубокая биологическая перестройка, претерпеваемая организмом в этот период, сопровождается бурным психическим повзрослением. Ведущая роль в указанной перестройке  принадлежит нервной системе. Процесс  психического созревания может протекать  более спокойно или бурно, критически, в зависимости от целого ряда дополнительных факторов (патологическая наследственность, инфекционные и органические заболевания  в детстве, тяжелые условия жизни  и воспитания ребенка, психические  травмы и пр.).

Современная наука исходит из того, что течение  пубертата (т.е. фазы с 14 до 18 лет) в настоящий  период характеризуется ускоренным физиологическим созреванием (акселерация) и несколько замедленным психическим  созреванием (ретардация).

В этот период могут начинаться или обостряться  хронические психические заболевания (шизофрения, эпилепсия и др.). Пубертат имеет решающее значение для закрепления  приобретенных отклонений характера  ребенка и превращения их в  стойкие, патологические свойства личности.

В подростковом возрасте наблюдается более значительный рост костей скелета по сравнению  с ростом мышц. Окостенение позвоночника, закрытие зон роста костей конечностей, грудной клетки, таза еще далеки от завершения, и поэтому опорно-двигательный аппарат подростка представляет собой легко деформируемую и  достаточно податливую систему. В этом возрасте связочный аппарат гораздо  более эластичен, нежели у взрослых, и еще недостаточно прочен.

В юношеском  и подростковом возрасте происходит также значительное увеличение объема сердца, улучшение показателей внешнего и внутреннего дыхания, снижение энергозатрат при выполнении физической работы. В этом возрасте особое внимание уделяется гармоничному развитию всех мышц. В подростковом возрасте характерно преобладание процессов возбуждения  над процессами торможения.

В отношении  психологических особенностей подростков и юношей следует указать на неуравновешенность и неустойчивость настроения, неуверенность  и нерешительность в сочетании  с желанием самоутверждения, повышенную чувствительность, ранимость, стремление к самостоятельности. В этом возрасте особенно бурно развиваются память, мышление, способность к произвольной регуляции внимания, становятся острее ощущения и зрительная память. Большие  сдвиги отмечаются в показателях  зрительно-моторной координации, совершенствуются функции контроля за своим поведением. Именно в этом возрасте следует давать соответствующие задания, направленные на развитие и совершенствование проявлений памяти, мышления, функций внимания, координации. Отсутствие соответствующей работы на этом этапе возрастного развития достаточно трудно компенсировать впоследствии.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыта проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых  личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением  предпосылки для дальнейшего  развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают  произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют  уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам  практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причём с использованием множества приёмов и средств  обучения. Формируются и развиваются  общие и специальные способности, в том числе необходимые для  будущей профессиональной деятельности.

Подростковый  период имеет множество характерных  именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при  решении разных задач, связанных  со школьными предметами и другими  делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьёзных проблем, да и сами подростки активно к  этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения  к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей.

В ходе бурного  роста и физиологической перестройки  организма у подростков может  возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого  возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные  переходы от веселья к унынию и  пессимизму. Придирчивое отношение  к родным сочетается с острым недовольством  собой.

Центральным психологическим  новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка  своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания  отношения к самому себе как к  взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

В результате возникает кризис подросткового возраста. Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

Реакция группирования  со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

Они делятся  на следующие виды:

  • Интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).
  • Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).
  • Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой).

Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания  подростков, улучшает взаимопонимание  между подростками и взрослыми.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым  различным видам практической и  умственной деятельности.

Главная новая  черта, появляющаяся в психологии подростка  по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более  высокий уровень самосознания, потребность  осознать себя как личность. Л.С. Выгодский  считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного  возраста.

Информация о работе Развитие творческих способностей современного подростка на примере изобразительной деятельности