Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 06:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать и реализовать программу направленную на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что разработанная и реализованная программа будет способствовать развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования:
На основе анализа научной литературы рассмотреть теоретические и экспериментальные подходы к исследованию воображения в зарубежной и отечественной психологии, раскрыв при этом психологическую сущность изучаемого феномена.
Раскрыть психологические особенности детей дошкольного возраста, а так же особенности развития их воображения.
Провести экспериментальное исследование развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
Разработать, реализовать и доказать эффективность программы развития.

Содержание

Введение……………………………………………….………......………….........3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования воображения в дошкольном возрасте…………………………………………...………………....6
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию воображения в зарубежной и отечественной психологии…………..…… ….…6
1.2. Психологическая сущность творческого воображения ………………......11
1.3.Психологические особенности детей дошкольного возраста…………..…14
1.4. Развитие воображения детей дошкольного возраста …………………..…18
Выводы по первой главе…………………………………………………………23
Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей дошкольного возраста………….…………………………25
2.1. Организация эксперимента и методы исследования…… …...………….32
2.2. Программа развития творческого воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….……..28
2.3. Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста и динамики его развития………………………………………………….……….29
Выводы по второй главе…………………………...……………………………37
Выводы……………………………………………………………………..…….38
Заключение…………………………………………………………………...…..41
Список использованной литературы……………………………………………43
Приложение……………………………………………………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Назаренко А.В..docx

— 288.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………….………......………….........3

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования воображения в дошкольном возрасте…………………………………………...………………....6

1.1. Теоретические  и экспериментальные подходы к исследованию воображения в зарубежной и отечественной психологии…………..…… ….…6

1.2. Психологическая сущность творческого воображения ………………......11

1.3.Психологические  особенности детей дошкольного возраста…………..…14

1.4. Развитие воображения детей дошкольного возраста …………………..…18

Выводы по первой главе…………………………………………………………23

Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей дошкольного возраста………….…………………………25 
2.1. Организация эксперимента  и методы исследования…… …...………….32 
2.2. Программа развития  творческого воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….……..28 
2.3. Анализ результатов  констатирующего  и  контрольного этапов исследования  развития  творческого воображения детей дошкольного  возраста  и динамики его развития………………………………………………….……….29

Выводы по второй главе…………………………...……………………………37

 

Выводы……………………………………………………………………..…….38

 

Заключение…………………………………………………………………...…..41 
Список использованной литературы……………………………………………43

Приложение……………………………………………………………………….45 
 

 

 

 

 

Введение

На протяжении прошлых веков обществу постоянно  предъявлялись требования в воспитании, образовании и развитии личности. XXI век не является исключением. Современное  общество требует присутствия творчески  активной личности. В условиях современного мира человек должен уметь решать различные проблемы, преодолевать различные  препятствия эффективно и нестандартно. Поэтому перед образовательными учреждениями ставится вопрос о воспитании и развитии творческих способностей детей. Основной задачей дошкольного  учреждения является развитие художественно-эстетических способностей дошкольников. Развитие творческого воображения дошкольников охватывает практически все моменты  в детском саду. Однако, для правильной, эффективной организации работы над развитием воображения необходимо использовать традиционные приемы и  методы работы. 

Актуальность  исследования.

Проблема  развития воображения детей актуальна  тем, что этот психический процесс  является неотъемлемым компонентом  любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Воображения и фантазия – это важнейшая  сторона жизни ребёнка. Усвоить  какую – либо программу     без    воображения     невозможно. Оно   является    высшей     и      необходимой способностью  человека.

Вместе  с тем именно эта  способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается  воображение особенно интенсивно в  возрасте от 5-15 лет.  И  если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением  способности фантазировать  у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. 
Вопрос о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста так же актуален и тем, что к первому классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

Творческое  воображение – достаточно сложный  психических процесс. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка. 
Проблемой развития творческого воображения у детей дошкольного возраста занимались такие педагоги и психологи, как Л.С. Выготский, Е.И. Давыдов, Д. Б. Эльконин и другие.

Объект исследования – творческое воображение детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Цель исследования – разработать и реализовать программу направленную на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что разработанная и реализованная программа будет способствовать развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования:

  1. На основе анализа научной литературы рассмотреть теоретические и экспериментальные подходы к исследованию воображения в зарубежной и отечественной психологии, раскрыв при этом психологическую сущность изучаемого феномена.
  2. Раскрыть психологические особенности детей дошкольного возраста, а так же особенности развития их воображения.
  3. Провести экспериментальное исследование развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
  4. Разработать, реализовать и доказать эффективность программы развития.

Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №138» г. Омска.

В исследовании принимало участие 17 детей подготовительной группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования воображения в дошкольном возрасте

1.1. Теоретические и экспериментальные  подходы к исследованию воображения  в зарубежной и отечественной  психологии

 

Определение воображения и выявление специфики  его развития - одна из наиболее сложных  проблем в психологии. Согласно данным А.Я. Дудецкого, существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным [с.345-346]. Так, А.В. Брушлинский справедливо отмечает трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия. Он полагает, что традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие вообще пока излишне - во всяком случае в современной науке" [там же, с.345-346].

Действительно, воображение тесно связано с  процессами мышления, включено в различные  ступени познания. Но, на наш взгляд, существует специфика воображения, которая не всегда отражена в его  определениях. Наша задача - не давать еще одно, исчерпывающее определение, а выявить эту специфику воображения, ограничив тем самым предмет  нашего исследования. Прежде всего, встает вопрос о том, какое воображение мы изучаем. Традиционно (С.Л. Рубинштейн; А.В. Петровский; А.Я. Дудецкий; Л.С. Коршунова, и др.) выделяют активное и пассивное воображение. Пассивное может быть преднамеренным (грезы) и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации). Активное воображение подразделяется, как правило, на воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение направлено на создание образов, соответствующих описанию; творческое - на создание новых образов.    

Совершенно  очевидно, что для участия в  творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо  творческое воображение, так как  именно оно позволяет открывать  новые, сущностные характеристики действительности.

Само  понятие "творческое" предполагает акцентирование новизны, оригинальности создаваемых воображением образов. А.В. Петровский определяет творческое воображение следующим образом: «Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [с.345].

Большинство авторов (Л.С. Выготский; СЛ. Рубинштейн; А.В. Петровский; А.Я. Дудецкий и др.) отмечали, что специфика воображения заключается в особом перекомбинировании образов, которое характеризуется своеобразным отлетом, отходом от непосредственных впечатлений действительности. Однако комбинирование образов присутствует и в образном мышлении. Специфика формы организации воображения состоит не просто в перекомбинировании образов, элементов действительности; а в том, что в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого. Воображение осуществляет своеобразный отлет от действительности, так как оно позволяет соединять предметные содержания различных объектов.

Воображение включается в познавательную деятельность субъекта, которая с необходимостью имеет свой предмет. А.Н. Леонтьев писал, что "предмет деятельности выступает  двояко: первично - в своем независимом  существовании, как подчиняющий  себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения  его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может"[с.84]. Выделение в предмете его определенных, нужных для решения задачи свойств определяет такую характеристику образа как его пристрастность, т.е. зависимость восприятия, представлений, мышления от того, что человеку нужно от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. Очень важно при этом подчеркнуть, что такая "пристрастность" сама объективно детерминирована и выражается не в адекватности образа (хотя и может в ней выражаться), но что она позволяет активно проникать в реальность" (А.Н. Леонтьев) [с.37]. Выделенные в таком "пристрастном" образе свойства и составляют его предметное содержание.

В случае воображения предметное содержание образа объекта выявляется с помощью  другого объекта, другого предметного  содержания. Так, Э.В. Ильенков приводил пример с открытием закона турбулентного движения частиц, которое было сделано при, казалось бы, случайном наблюдении за потоками дождевой воды, обтекавшими лежащий на луже кирпич. Иными словами, в воображении происходит соединение двух предметных содержаний, которое позволяет выявить одно через другое. 
Наиболее очевидно эта особенность воображения обнаруживается при анализе воображения ребенка, включенного в различные виды детской деятельности и, прежде всего, в игру. Так, взятая в игре роль двойственна по своей природе: в ней совмещаются те характеристики взрослого, которые являются предметным содержанием его образа, и особенности самого играющего как исполнителя этой роли. Л.С. Выготский подчеркивал подобную двойную природу игры, отмечая, что в игре ребенок всегда "плачет как пациент и радуется как играющий". Именно воображение совмещает два реальностей, позволяя ребенку, по выражению Э. Клапереда "как бы прясть на двух станках".

Совмещение  в воображении предметных содержаний образов двух объектов связано, как  правило, со сменой форм репрезентации  реальности. 
Отталкиваясь от свойств действительности, воображение познает их, скрывает существенные их характеристики через перенос их на другие объекты, которые и фиксируют работу продуктивного воображения. Это сражается в метафоричности, символичности, характеризующих воображение, что отмечалось большинством авторов (С.Л. Рубинштейн, Я.Э. Голосовкер; Э.В. Ильенков; М. Лифшиц; И.В. Мантатов и др.).

Я.Э. Голосовкер отводил воображению весьма существенную роль в познании, считая, что оно обладает собственной логикой, гибкой и диалектичной, способной двигаться в самых различных направлениях анализа действительности. Он считал, что, именно, воображение есть высшая потребность человека в движении "к совершенному, к безусловному, к идеалу". Воображение способно выразить эти потребности в символической, мифологической форме.

Ряд авторов  отмечают, что воображение, как один из творческих процессов, с необходимостью выполняет коммуникативную функцию  (Л.С. Выготский; Н.П. Сакулина; В.С. Мухина; В.А. Левин). Л.С. Выготский, анализируя взгляды Ж. Пиаже на ранние формы представлений как на аустичные образования, писал, что деятельность воображения нельзя рассматривать как "деятельность несоциального, несообщаемого характера" [с.445]. В.А. Левин в своем исследовании подчеркивал, что любая творческая деятельность обращена к людям, является по сути своей общением и подчиняется законам общения. А В.С. Мухина, рассматривая развитие детского изобразительного творчества, отмечает, что "овладение рисованием есть овладение знаковой деятельностью, оно включает усвоение функций знака как обозначения и сообщения" [с.38-39].

И, наконец, некоторые авторы (З. Фрейд; К. Ноrnеу; R. Griffits и др.), рассматривая связь функционирования воображения с эмоционально-аффективной сферой личности, выделяют его защитную функцию. Они полагают, что одна из форм защиты личности - это создание, воображаемых конструктов, снимающих внутреннее напряжение.

Итак, проведенный  краткий анализ позволяет утверждать, что основная линия в развитии воображения - это становление продуктивного  воображения. Специфика организации  этого процесса заключается в  выражении Предметного содержания одного объекта через предметное содержание другого, в видоизменении формы репрезентации реальности. Воображение функционирует посредством использования, в основном, символических форм отражения действительности. В него может включаться весь опыт субъекта (интеллектуальный, эмоциональный, поведенческий). Оно полифункционально по своей природе и входит в самые различные аспекты деятельности субъекта, способствуя разрешению задач открытого типа.

Информация о работе Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста