Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 06:17, курсовая работа
Цель исследования – разработать и реализовать программу направленную на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что разработанная и реализованная программа будет способствовать развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования:
На основе анализа научной литературы рассмотреть теоретические и экспериментальные подходы к исследованию воображения в зарубежной и отечественной психологии, раскрыв при этом психологическую сущность изучаемого феномена.
Раскрыть психологические особенности детей дошкольного возраста, а так же особенности развития их воображения.
Провести экспериментальное исследование развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
Разработать, реализовать и доказать эффективность программы развития.
Введение……………………………………………….………......………….........3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования воображения в дошкольном возрасте…………………………………………...………………....6
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию воображения в зарубежной и отечественной психологии…………..…… ….…6
1.2. Психологическая сущность творческого воображения ………………......11
1.3.Психологические особенности детей дошкольного возраста…………..…14
1.4. Развитие воображения детей дошкольного возраста …………………..…18
Выводы по первой главе…………………………………………………………23
Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей дошкольного возраста………….…………………………25
2.1. Организация эксперимента и методы исследования…… …...………….32
2.2. Программа развития творческого воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….……..28
2.3. Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста и динамики его развития………………………………………………….……….29
Выводы по второй главе…………………………...……………………………37
Выводы……………………………………………………………………..…….38
Заключение…………………………………………………………………...…..41
Список использованной литературы……………………………………………43
Приложение……………………………………………………………………….45
4 - ребенок изображает несколько объектов , но по воображаемому сюжету (например, девочка гуляет с собакой).
5 - фигура используется качественно по-новому. Если в первых пяти типах она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок – голова и т.п.), то в данном случае фигура включается как один из второстепенных элементов в воплощаемый ребенком образ (например, треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину, и т.п.) В этом типе ребенок проявляет большую свободу в использовании заданных элементов для создания образа воображения.
С учетом выявленного в ходе констатирующего исследования уровня развития творческого воображения детей нами была разработана программа его развития. Эта программа предполагает:
1. Творческую
работу в ходе каждого занятия
с разными объектами: звуком,
словом, движением, плоскими изображениями
и объемными предметами, что
способствует развитию свободы
использования приемов
2. Смену
видов активности согласно
3. Активную
групповую работу, в ходе которой
дети не только сами получают
возможность выполнить задание,
4. Анализ
выполнения заданий как
5. В методике
используются преимущественно
игровые методики, так как именно
они соответствуют ведущей
деятельности детей в старшем
дошкольном возрасте и способствуют
раскрепощению их сознания в
большей степени, чем это
Перспективный план программы представлен в приложении (таблице 2.1).
Исследование творческих способностей и воображения проводилось по методике студии «Фантик». Результаты, полученные в ходе исследования уровня развития творческого воображения представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования развития воображения детей старшей группы детского сада №138 г. Омска на I и III этапах эксперимента
Имя Ф. |
I этап |
III этап |
Изменения уровня развития воображения* |
Оля К. |
Низкий |
Средний |
+ |
Таня Н |
Средний |
Средний |
0 |
Ваня К. |
Средний |
Высокий |
+ |
Саша Н. |
Высокий |
Высокий |
0 |
Оксана Д. |
Средний |
Средний |
0 |
Андрей Д. |
Средний |
Средний |
0 |
Вика О. |
Средний |
Высокий |
+ |
Сережа В. |
Средний |
Средний |
0 |
Нина Д. |
Средний |
Высокий |
+ |
Денис О. |
Низкий |
Низкий |
0 |
Ира К. |
Средний |
Средний |
0 |
Костя Д. |
Средний |
Высокий |
+ |
Катя Т. |
Средний |
Средний |
0 |
Вадим С. |
Высокий |
Высокий |
0 |
Аня М. |
Средний |
Средний |
0 |
Ксюша Н. |
Средний |
Средний |
0 |
Света Г. |
Высокий |
Высокий |
0 |
Из таблицы 2 видно, что уровень развития воображения повысился у 5 детей исследуемой группы, что составляет 29,4 %. При этом у трех детей исследуемой группы уровень был высоким уже на первом этапе эксперимента и таким образом количество детей с высоким уровнем развития воображения составило 55 % от общего числа испытуемых. Низкий уровень развития творческого воображения Оли К. удалось поднять до средних показателей. 4 детей в результате коррекции вышли на высокий уровень развития воображения.
Обобщенный анализ результатов исследования развития воображения по методике студии «Фантик» представлен в таблице 3.
Таблица 3
Уровень развития воображения у детей на I и III этапах эксперимента
Уровень развития воображения |
Констатирующий этап (кол-во детей, %) |
Контрольный этап (кол-во детей, %) |
Низкий |
10 |
5 |
Средний |
60 |
40 |
Высокий |
30 |
55 |
Наглядно результаты анализа представлены на рисунке 1.
Констатирующий
этап
Низкий Средний Высокий
Рис.1. Уровень развития воображения у детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Как видно из рисунка 1 после проведения развивающей работы количество детей, показавших высокий уровень развития воображения увеличилось на 25%, а показавших низкий – уменьшилось на 5%. Количество детей, показавших средний уровень развития также уменьшилось на 20 %.
Результаты исследования характера выполнения творческого задания с фантиками представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты исследования уровня развития воображения по характеру выполнения детьми творческого задания на I и III этапах эксперимента
Имя Ф. |
I этап |
III этап |
Изменения |
Оля К. |
3 |
2 |
+ |
Таня Н |
2 |
2 |
0 |
Ваня К. |
2 |
1 |
+ |
Саша Н. |
1 |
1 |
0 |
Оксана Д. |
2 |
2 |
0 |
Андрей Д. |
2 |
2 |
0 |
Вика О. |
2 |
2 |
0 |
Сережа В. |
2 |
2 |
0 |
Нина Д. |
2 |
1 |
+ |
Денис О. |
3 |
3 |
0 |
Ира К. |
2 |
2 |
0 |
Костя Д. |
2 |
1 |
+ |
Катя Т. |
2 |
2 |
0 |
Вадим С. |
1 |
1 |
0 |
Аня М. |
2 |
2 |
0 |
Ксюша Н. |
2 |
2 |
0 |
Света Г. |
1 |
1 |
0 |
Из таблицы 4 видно, что характер выполнения творческого задания улучшился у 23,5 % детей. Это свидетельствует о том, что у детей появился интерес к выполнению творческого задания и обогатились методы творческой работы с материалом. Они стали более внимательно и разнообразно работали с фантиками.
Были также проанализированы среднегрупповые результаты, отражающие групповую динамику развития уровня творческого воображения. Они представлены в таблице 5.
Таблица 5
Характер выполнения детьми творческого задания на констатирующем и контрольном этапах
Этапы Группы |
1 группа (кол-во детей,%) |
2 группа (кол-во детей,%) |
3 группа (кол-во детей,%) |
Констатирующий этап |
17,7 |
70,5 |
11,8 |
Контрольный этап |
35,2 |
58,8 |
5,9 |
Анализ полученных результатов наглядно представлен на рисунке 2.
А) Констатирующий
этап
1 группа
2 группа
3 группа
1 группа
2 группа
3 группа
Рисунок 2. Анализ характера выполнения детьми творческого задания на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Как видно из рисунка 2, количество детей, составляющих первую группу, т.е. способных к более длительному рассматриванию фантика, подробному и разностороннему анализу изображенного, более свободному обращению с фантиком и т.д. увеличилось после проведенной психокоррекции на 23,3%, в то же время количество детей третьей группы, тех которым очень трудно выделить деталь в рисунке и оттолкнувшись от нее придумать образ, сократилось на 29%. Поэтому можно говорить о том, что в целом коррекционная программа оказала значительное влияние на характер отношения детей к выполнению творческого задания и характер работы с объектом.
Анализ
развития творческого воображения
по методике О. М. Дьяченко «Волшебные
картинки», позволяет более
Таблица 6
Результаты исследования уровня развития творческого воображения по методике О. М. Дьяченко на I и III этапах эксперимента
Имя Ф. |
I этап |
III этап |
Изменение |
Оля К. |
0 |
2 |
+ |
Таня Н |
2 |
2 |
0 |
Ваня К. |
2 |
3 |
+ |
Саша Н. |
2 |
3 |
+ |
Оксана Д. |
2 |
2 |
0 |
Андрей Д. |
1 |
2 |
+ |
Вика О. |
3 |
4 |
+ |
Сережа В. |
1 |
2 |
+ |
Нина Д. |
3 |
4 |
+ |
Денис О. |
0 |
2 |
+ |
Ира К. |
2 |
3 |
+ |
Костя Д. |
3 |
4 |
+ |
Катя Т. |
2 |
2 |
0 |
Вадим С. |
3 |
4 |
+ |
Аня М. |
1 |
2 |
+ |
Ксюша Н. |
2 |
3 |
+ |
Света Г. |
4 |
5 |
+ |
Из таблицы 6 видно, что уровень творческого воображения улучшился у 13 детей экспериментальной группы, что составляет 76,5%.
Изменения уровня развития творческого воображения у испытуемых наглядно представлены на рисунке 3.
0
2
4
6
8
10
12
14
Количество
детей
Повышение уровня развития
воображения
Уровень развития прежний
Рис. 3. Изменение уровня развития творческого воображения после проведения программы
Из рисунка 3 видно, что количество детей, чей уровень развития воображения повысился в результате развивающей работы значительно превосходит ту подгруппу, чей уровень остался прежним. Это свидетельствует об эффективности предложенной программы.
Анализ среднегрупповых результатов исследования уровня развития творческого воображения по методике О. М. Дьяченко «Волшебные картинки» представлены нами в таблице 7.
Таблица 7
Уровень развития творческого воображения у детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Уровни выполнения задания |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
0 |
11,8 |
0 |
1 |
17,7 |
0 |
2 |
41,1 |
29,5 |
3 |
23,5 |
41,1 |
4 |
5,9 |
23,5 |
5 |
0 |
5,9 |
Информация о работе Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста