Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 06:17, курсовая работа
Цель исследования – разработать и реализовать программу направленную на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что разработанная и реализованная программа будет способствовать развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования:
На основе анализа научной литературы рассмотреть теоретические и экспериментальные подходы к исследованию воображения в зарубежной и отечественной психологии, раскрыв при этом психологическую сущность изучаемого феномена.
Раскрыть психологические особенности детей дошкольного возраста, а так же особенности развития их воображения.
Провести экспериментальное исследование развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
Разработать, реализовать и доказать эффективность программы развития.
Введение……………………………………………….………......………….........3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования воображения в дошкольном возрасте…………………………………………...………………....6
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию воображения в зарубежной и отечественной психологии…………..…… ….…6
1.2. Психологическая сущность творческого воображения ………………......11
1.3.Психологические особенности детей дошкольного возраста…………..…14
1.4. Развитие воображения детей дошкольного возраста …………………..…18
Выводы по первой главе…………………………………………………………23
Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей дошкольного возраста………….…………………………25
2.1. Организация эксперимента и методы исследования…… …...………….32
2.2. Программа развития творческого воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….……..28
2.3. Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста и динамики его развития………………………………………………….……….29
Выводы по второй главе…………………………...……………………………37
Выводы……………………………………………………………………..…….38
Заключение…………………………………………………………………...…..41
Список использованной литературы……………………………………………43
Приложение……………………………………………………………………….45
Таким образом,
генезис детского воображения можно
рассматривать как развитие продуктивного
воображения в его общих
Понятие творческого воображения в психологической литературе рассматривалось многими учеными. Большинство психологов отмечают, что воображение является очень сложным процессом. Б.М. Теплов характеризовал творческое воображение, как "самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Таково воображение писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д." [16, с.54].
Преобразование материала в любой форме воображения, в том числе и в творческой, подчиняется определенным законам. Для воображения характерны следующие процессы и приемы: Типизация (особое обобщение), заключается в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д. Комбинирование представляет собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это объединение исходных элементов по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека. Акцентирование заключается в выделении определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличения или преуменьшения. Классическим примером является шарж, карикатура. Реконструкция заключается в определении целостной структуры образа по части, признаку или какому-нибудь свойству. Аглютинация, т.е. "склеивание" различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица. Гиперболизация это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик). Уподобление позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.). Расчленение заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов. Замещение это замена одних элементов другими. Аналогия заключается в создании нового по аналогии (сходству) с известным. Необходимо отметить, что в основе всех вышеперечисленных процессов находятся мыслительные операции.
Л.С. Выготский отмечает, что "для того, чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека" [2, с.10]. Он отмечает существование четырех основных форм, связывающих воображение с творческой деятельностью:
1) Любой образ воображения
2) Сложившийся образ воображения
является элементом
3) На процесс творческого
4) Образ воображения может
Творческое воображение
Следующим этапом считается ассоциация – объединение диссоциированных и измененных элементов. Ассоциации могут происходить на различной основе и принимает различные формы образов. Последним, завершающим этапом является процесс комбинирования образов, построение их в определенную систему.
Нельзя сказать, что процесс творческого воображения сразу же заканчивается. Оно будет закончено тогда, когда представление воплотится во внешнем образе.
Таким образом, творческое воображение является достаточно сложным явлением и зависит от определенных факторов. Деятельность творческого воображения не может быть одинаковой у ребенка и у взрослого, так как в разные периоды жизни человека окружающая действительность воспринимается по-разному.
1.3. Психологические особенности детей дошкольного возраста
Ведущим видом деятельности в дошкольном
возрасте является социальная ситуация
развития. Мир ребенка вращается
вокруг взрослого. Ребенку интересны общественные
отношения. Опосредовано связан с миром
через сюжетно – ролевую игру, ребенок
изображает то, как он понимает функционально
отношения взрослых.
Д.Б. Эльконин, выделял, что ролевая игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, то есть игра это замещение. Замещение происходит по символическому типу (причесаться палочкой, а не кубиком). Л.С. Выготский, утверждал, что дети строго соблюдают идею замещения в игре. В игре есть свои правила, своя последовательность.
Д.Б. Эльконин выделял следующую структуру сюжетно – ролевой игры. Действия со значениями (изобразительный характер), воображаемая ситуация (происходит переход значений от одного предмета к другому), игровые правила (игры по правилам), в игре нужен товарищ или она теряет смысл. В игре ребенка есть произвольность поведения, он способен подчинять поведение правилам, образцу, нормам (игровые правила формируют произвольность поведения).
Развитие направления игры, происходит от копирования к моделированию, от действия к отношениям (от развернутой оперально-технической игры к моделированию – скрытые правила, скрытая роль, скрытая воображаемая ситуация). Игра зарождается в раннем возрасте (2,5 года сюжетные игры, позже сюжетно-ролевые).
Роль игры в дошкольном возрасте очень велика, происходит формирование произвольности, воли и морали. Содержание игры, как правило, моделирование социальных отношений и ситуаций, а игрушки символические (палочка – лошадка), сюжетные.
Игрушки в игре, стимулируют собственную активность, выполняют моторную, строительную, социальную функции. Игрушки – это средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Ребенок учится заботится, сопереживать игрушкам, т.е. играя ребенок учится рефлексии.
Д.А. Леонтьев относил игру к 3-м основным деятельностям. Игра эволюционирует к открытым правилам, скрытым. Игра – это непродуктивный вид деятельности. Амплификация – обогащение развития ребенка через виды деятельности.
Новообразования накапливаются к концу возраста. Соподчинение мотивов проявляется в том, что ребенок способен отказаться от непосредственного побуждения в пользу более важной деятельности. Мотив связан с желанием быть похожим на взрослого: мотив – познавательный, мотив нравственный (происходит смещение мотивов на цель – ребенок знает что хорошо, а что плохо), мотив – общественный (что-то сделать для других). Появляются новые мотивы, связанные с желанием получить похвалу.
Формирование произвольности поведения – начало развития самосознания, появляются этические инстанции, нравственное самосознание, устойчивость эмоций, разумность.
В дошкольном возрасте развиваются высшие чувства – эмпатия, эстетические чувства (прекрасного, комического), этические чувства, сочувствие. Развитие самооценки и самосознания: в норме самооценка завышена. Ребенок под влияние малейших неудач или успехов – занижает или завышает самооценку (при неустойчивой самооценки они требуют похвалу). Для правильной оценки себя сначала надо научиться оценивать других. Развитие планирующей функции речи (если не развивать речь она будет только ситуативной): у ребенка есть мотив совершенствования речи. Контекстная речь развивается при обучении. Развитие предметного восприятия – развитие сенсорного восприятии (форма, пространственные формы – право-лево). Мышление наглядное. Начало логического мышления начинается с развития стихийных понятий, опирается на развитие речи. Развитие умственных действий, классификация, установление причинно-следственных связей. Мышление наглядно-образное, словесно-логическое. Когда этап планирования переходит во внутренний план, эгоцентрическая речь постепенно исчезает, сменяясь внутренней речью.
Дошкольный возраст
является периодом интенсивного формирования
психики на основе тех предпосылок,
которые сложились в раннем детстве.
По всем линиям психического развития
возникают новообразования
В дошкольном возрасте
психическое развитие осуществляется
двумя основными путями. С одной стороны,
продолжается развитие естественных форм
психики, возникающих еще в раннем онтогенезе,
с другой — появляются и интенсивно формируются
социальные формы психики при непосредственном
взаимодействии ребенка с предметами,
когда познание окружающего мира опосредуется
общением со взрослыми. Стимулирующее
влияние на развитие как естественных,
так и социальных форм психики оказывают
различные сложные виды деятельности
(игра, продуктивные занятия, бытовой труд),
где имеется возможность одновременного
включения и активного функционирования
многих психических образований. Наблюдается
также развитие переходных форм психики
с разной степенью социализированности
в условиях многообразного и тесного взаимодействия
познания и общения, продуктивных видов
деятельности.
Таким образом, в этом
возрасте начинает складываться многоуровневая
организация психического развития.
К концу дошкольного периода,
в условиях целевого, обучающего общения
со взрослыми возникают более сложные
субъектные произвольные формы психической
познавательной активности, направленные
на определенный познавательный результат
и включающие элементарные приемы умственного
преобразования материала. Эти формы психики
обнаруживают деятельностную структуру.
Поэтому дошкольный возраст является
начальным этапом становления субъекта
познавательной деятельности. Для его
развития необходима специальная организация
деятельности ребенка и его общения со
взрослыми.
Многообразие путей и
факторов, влияющих на психику, создает
неравномерность развития отдельных психофизиологических
функций и способствует более ускоренным
темпам динамики их социальных форм. Все
это создает готовность к дальнейшему
развитию ребенка в условиях школьного
обучения.
В психологической литературе дошкольный возраст приходится на период от 3 до 7 лет. В.С. Мухина отмечает, что "это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками" [8, с.201]. Психологи выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний дошкольный возраст (4–5 лет), старший дошкольный возраст (5–7 лет).
Ведущим видом деятельности является игра. В процессе игры дети усваивают основные приемы деятельности и норм социального поведения. Вместе с игрой в дошкольном возрасте формируются и такие формы деятельности, как конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилам или образцам.
Р.П. Ефимкина отмечает, что "игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий" [5, с.21]. Изначально в период младшего дошкольного возраста игра представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки являются моделями предметов. Для данного периода характерна сюжетная игра. В процессе игры ребенок воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а всего лишь действия, имитирующие действия врача.
Средний дошкольный возраст характеризуется тем, что игра становится ролевой и она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.
Информация о работе Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста