Развитие творческой активности как предпосылка успешной социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 14:46, реферат

Краткое описание

Истина всегда конкретна, и знание общих особенностей и теории творческого процесса в науке не может само по себе гарантировать плодотворную деятельность, так же как, например, знание формальной логики далеко недостаточно для того, чтобы мыслить логически. Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизведенной деятельности через ту, что переходит к главной цели - творческо-поисковой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Естественнонаучные основы и компоненты творческой активности человека……………………………………………………………………………5
1. Методы оценки индивидуальных особенностей поведения человека….......5
2. Потребности человека – основы мотивации его действий………………….5
3. Развитие форм сознания в процессе творческой активности человека........9
4. Основы творческого процесса в эволюционном аспекте ………………….11
5. Выводы. Предпосылки создания условий для развития творческой активности личности…………………………………………………………….12 Список литературы………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие творческой активности человека.docx

— 35.58 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Естественнонаучные основы и компоненты творческой активности человека……………………………………………………………………………5     

1. Методы оценки индивидуальных особенностей поведения человека….......5            

2. Потребности человека  – основы мотивации его действий………………….5   

3. Развитие форм сознания  в процессе творческой активности человека........9     

4. Основы творческого  процесса в эволюционном аспекте ………………….11  

5. Выводы. Предпосылки создания условий для развития творческой активности личности…………………………………………………………….12                                     Список литературы………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

     ВВЕДЕНИЕ                                   

   Понятие “творческая активность личности” объемно и многогранно.     

       Недостаточно сказать лишь о том, что оно определяется творческой способностью личности, его творческой активностью, навыками творчества, т.е. параметрами его творческого потенциала. Оно определяется также его темпераментом, характером, волей и другими особенностями его личности. 

      Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека как члена того или иного общества людей, творческой личности.

       Еще Иммануил Кант (более 200 лет назад) заметил, что в науке ход и процесс открытия можно продемонстрировать лишь задним числом. При этом подобные демонстрации и отчет о них, как показала практика, не могут обучить других людей делать научные открытия. Истина всегда конкретна, и знание общих особенностей и теории творческого процесса в науке не может само по себе гарантировать плодотворную деятельность, так же как, например, знание формальной логики далеко недостаточно для того, чтобы мыслить логически.

         Актуальность данной  темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизведенной деятельности через ту, что переходит к главной цели - творческо-поисковой деятельности.

         Необходимость развития творчески-активного обучения личности состоит в том, что при помощи его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд проблем, которые трудно решаются при традиционном обучении: формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление; в коллективной, умственной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений воспитывать ответственное отношение к делу, социальных ценностей и установок как коллективу, так и обществу в целом.

       Творческая активность- это самораскрытие сил человеческого бытия, единого и неповторимого. Именно в творческой активности человек раскрывает свою человечность, утверждает себя как свободную индивидуальность, как субъекта собственной жизни.

       В круг разрабатываемых проблем, данного реферата, включены также задачи анализа естественнонаучных основ и компонентов творческой деятельности человека, социально-психологического подхода к формированию мотивов творческой  активности личности на стадии обучения.

       В реферате раскрываются цели развития личности, ее потребностей творческой деятельности; приводятся методы исследования творческого потенциала личности специалиста, даны предпосылки развития творческой активности личности.

 

 

 

 

 

 

 

Естественнонаучные основы и компоненты творческой деятельности человека.

1.Методы оценки индивидуальных  особенностей поведения человека.

         На необходимость оценки индивидуальных особенностей поведения человека, его человеческой природы указывал еще К. Маркс [2]. Он говорил, что мы должны знать какова человеческая природа вообще и как она изменяется в каждую исторически данную эпоху, период жизни человека. Для оценки социальных качеств человека используют понятие личности человека.

           Симонов П.М. и Ершов П.В. [7] определяют личность как устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Личность, находим мы в работе [Б16], включает в себя и темперамент, и характер человека, но не ограничивается ими, поскольку личность – “ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость”. Понятие “личность” занимает самое высокое положение в иерархии терминов, характеризующих индивидуальность. “Личность человека, указывал И.П. Павлов, определяется как биологической наследственностью, так и средой. Сила нервной системы (темперамент) – прирожденное свойство, характер (форма поведения) во многом состоит из приобретенных привычек” [4].

            Как полагает ряд исследователей [5; 7] классифицирование (группирование) личностей людей вполне можно заменить определением параметров их индивидуальности.

     2. Потребности человека – основы мотивации его действий.

   “Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, писал Ф. Энгельс, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются), и этим путем с течением времени возникло то идеалистическое мировоззрение, которое овладело умами, в особенности со времени гибели античного мира” [2].             

       Отказ от предположения о том, что мышление человека является первоисточником и движущей силой, признание потребностей исходной причиной человеческих поступков представляет собой начало подлинного научного объяснения целенаправленного поведения людей, которое мы находим в трудах основоположников марксизма. Как указывают Симонов П.В. и Ершов П.М. [7] потребность есть специфическая (сущностная) сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой. Сохранение и развитие человека – источник проявления этой силы, возможный лишь потому, что в мире существуют предметы его влечений “как не зависящие от него; эти предметы суть предметы его потребностей”. Соответственно поведение личности авторы определяют как такую форму жизнедеятельности, которая может изменять вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способна удовлетворить имеющуюся у организма потребность [7].

         Вероятность достижения цели во многом зависит от действий самого субъекта, его прединформированности; от того, в какой мере он вооружен соответствующими знаниями и навыками и в какой мере он способен эти навыки реализовать.

         Потребности человека делят на три исходные группы: на биологические, социальные и идеальные [7]. Биологические (витальные) потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. Оно порождает множество материальных квазипотребностей: в пище, одежде, жилище; в технике, необходимой для производства материальных благ; в средствах защиты от вредных воздействий. К числу биологических относится также потребность экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей.

          К социальным потребностям относят потребности принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их любви и уважения. Сюда же включают потребность лидерства или противоположную ей потребность быть ведомым.

         Идеальные потребности включают в себя потребности познания окружающего мира в целом, в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле.

         Биологические, социальные и идеальные (познавательные) потребности в свою очередь делят на две разновидности: на потребности сохранения и развития.

        Потребности сохранения удовлетворяются в пределах норм; потребности развития превышают норму. В идеальных потребностях норма – достигнутое к настоящему времени знание, ступенька на бесконечной лестнице познания. Потребность познания удовлетворяют наука и искусство, и их происхождение из общего источника представляется единственным, что их связывает, объединяет, уподобляет друг другу.

         Достижение идеальных целей может быть отнесено и к отдаленному будущему. “Я всю жизнь работал над тем, – говорил Э.К. Циолковский, – что не давало мне ни хлеба, ни силы, потому что был уверен, что в будущем мои работы принесут людям горы хлеба и бездну могущества”.

         Шкала удаленности целей (“личных перспектив” – по А.С. Макаренко) получила отражение в объединенном сознании как “размер души”, которая может быть и большой и мелкой. Человека называют малодушным, если он отказывается от достижения удаленной цели в пользу ближайшей, продиктованной, как правило, потребностями сохранения своего личного благополучия, социального статуса, общепринятой нормы. Самый лучший человек тот, говорил Л.Н. Толстой, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами. Самый худший сорт человека который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности складывается все различие людей [3].

           Деятельность человека становится значительно продуктивнее, когда компетентность сочетается с истинным призванием и талантом. Но даже в том случае, если деятельность лишена новизны и творчества, высокий уровень профессионализма, точность и совершенство исполнения придают выполнению, казалось бы, рутинных операций особую привлекательность за счет удовлетворения потребности в вооруженности и тех положительных эмоций, которые возникают на ее основе. Анализ рассмотренных выше и других литературных источников (например, 8; 5 и др.) позволяет сформулировать следующие общие положения, определяющие роль потребностей в развитии индивидуальных особенностей поведения человека.

1.    Потребности  и производные от них трансформации  – мотивы, интересы, убеждения, стремления, желания, ценностные ориентации – представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждения и цель. Их следует рассматривать как ядро личности, как самую существенную ее характеристику.

2.    В трансформации  потребностей, в организации их  взаимодействия, конкуренции и соподчинения существенную роль играют эмоции.

3.    Помимо эмоций  в развитии потребностей (мотивов  поведения), в процессах трансформации потребностей в действие, в поступок активно участвует механизм, который принято называть волей. Индивидуальные особенности волевых качеств субъекта лежат в основе характера, проявляющегося во внешне реализуемой деятельности.

4.    Потребности  нельзя ни уничтожить, ни насадить: среди них нет лишних, плохих или вредных. Вредны бывают только определенные трансформации потребностей. Любая из них может трансформироваться в социально нежелательную.

5.    Рост вооруженности  субъекта обеспечивается различными  путями. Во- первых, – это его обучение, практическое (а не умозрительное) овладение опытом, накопленным предшествующими поколениями, усвоение норм (в широком смысле) современной субъекту культуры. Во-вторых, – это поощрение, развитие, культивирование собственного творчества, как порождения новой, не существовавшей ранее информации о средствах и способах удовлетворения потребностей. Благодаря творческой деятельности субъекта происходит развитие самих норм, процесса возвышения потребностей, их расширение и обогащение.

     3. Развитие форм сознания в процессе творческой активности человека.

            Идея К. Маркса и Ф. Энгельса о происхождении мышления из внешней предметной деятельности путем ее интериоризации – “свертывания” этой деятельности и перенесения ее внутрь мозга получила конкретную разработку в трудах исследователей. В психологическом плане эта идея наиболее последовательно развивалась Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия. В их трудах мы находим доказательства того, что оперируя моделями внешнего мира (чувственно- конкретными впечатлениями или абстрактно-обобщенными понятиями), мышление остается деятельностью со всеми присущими ей чертами.

            В творческой деятельности человека выделяют три уровня сознания: подсознание,сознание и сверхсознание [7].

            Сознание оперирует знанием, которое потенциально может быть передано другому, может стать достоянием других членов сообщества. В сфере творчества именно сознание формулирует вопрос, подлежащий разрешению и ставит его перед познающим действительность.

          К сфере подсознания относят все то, что было осознаваемым ранее. Это хорошо автоматизированные навыки, глубоко усвоенные социальные нормы и мотивационные конфликты, тягостные для субъектов. Подсознание защищает сознание от излишней работы и психических перегрузок.

          Деятельность сверхсознания (творческой интуиции) обнаруживается в виде первоначальных этапов творчества, которые не контролируются сознанием и волей. Неосознаваемость этих этапов представляет защиту рождающихся гипотез от консерватизма сознания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта. За сознанием остается функция отбора этих гипотез путем их логического анализа.

          Трехуровневая структура сознания может рассматриваться как основной параметр индивидуальности человека. У разных людей активность этих уровней выражена далеко не в равной степени.

          Все уровни сознания развиваются, обогащаются и тренируются начиная с раннего детства. Сверхсознание тренируется игрой, затем – искусством. Оно не редко функционирует в зоне конфликта между социальными и идеальными потребностями, между существующими нормами и необходимостью их изменения. Сознание обогащается в процессе обучения, потом – образованием и мышлением.

         Подсознание наполняется посредством подражания, а позднее – практически опытом, который контролируется сознанием. По мере взросления происходит обогащение как сознания (вполне осознаваемого опыта), так и подсознания, т.е. совокупности вторично неосознаваемых, автоматизированных навыков и умений. На определенном этапе у сверхсознания (творческой интуиции) появляется возможность непосредственного использования опыта, хранящегося в подсознании.

Информация о работе Развитие творческой активности как предпосылка успешной социализации личности