Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 07:26, курсовая работа
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.
Введение
В моей работе
актуальность темы заключается в
социально-экономических
Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И.Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности .
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.
Выявляются такие проблемы исследования как:
1) - воображение
и фантазия (это важнейшая сторона
жизни ребенка. Усвоить какую-
2) - объект
исследования (объектом исследования
являются дети
3) - предмет исследования.
Организация
работы по развитию творческого воображения
у детей подготовительной группы
в процессе изобразительной деятельности.
Цель работы:
- изучить особенности воображения в художественном творчестве.
- гипотеза исследования;
- как развитие
творческого воображения
- каким оптимальным
средством для творческого
Задачи исследования:
– раскрыть особенности воображения детей и его связь с интересами и эмоциями;
– определить особенности изобразительной деятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;
– разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей;
– определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изобразительной деятельности;
– провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
– разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.
Предмет исследования:
– взаимосвязь
творческого воображения и
База исследования:
Исследования проводились в средней школе №77 г. Минска
Продолжительность исследования 6 месяцев. Количество испытуемых 15 человек.
Дети подготовительной
группы (от 6 до 7 лет). Условия проведения:
в нормальной обстановке, в дневное
время.
Глава
I. Воображение и его особенности.
1.1 Понятие о воображении
Всякая деятельность человека, результатом
которой является не
Эту
творческую деятельность, основанную
на комбинирующей способности
нашего мозга, психология
«Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».
Воображение – не
Воображение порождает замысел,
В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л. С.Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».
«Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».
«Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».
«Философская
энциклопедия» определяет воображение,
как психическую деятельность, заключающуюся
в создании представлений и мысленных
ситуаций, никогда в целом
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.
Воображение
– это психический процесс, в
котором отражение
Воображение
– это аналитико-синтетическая деятельность,
которая осуществляется под направляющим
влиянием сознательно поставленной цели
либо чувств, переживаний, которые владеют
человеком в данный момент. Чаще всего
воображение возникает в проблемной ситуации,
т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать
новое решение, т.е. требуется опережающее
практическое действие отражения, которое
происходит в конкретно-образной форме,
как результат оперирования образами.
1.2 Виды
воображения и способы
Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.
По признаку
активности различают пассивное, созерцательное
воображение с его
В зависимости
от самостоятельности и
Воссоздающее
воображение – это
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.
Образы
творческого воображения
Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.
Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.
Следующим
существенным способом создания творческих
образов является акцентирование, подчеркивание
определенных черт, признаков, сторон,
свойств, их преувеличение или
Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.
Имеется способ – аплютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.
Информация о работе Развитие художественного воображения в творчестве