Развитие художественного воображения в творчестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 07:26, курсовая работа

Краткое описание

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 115.56 Кб (Скачать файл)

  Гиперболизация  – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных  его частей. (Пример: мальчик с  пальчик).

  Механизмом  функционирования воображения является и прием уподобления, который  в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления  тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

  Прием расчленения  заключается в том, что новое  получается в результате разъединения частей объектов.

  Прием замещения  – это замена одних элементов  другими.

  Существует  еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

  Определяя особенность воображения, связанную  с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все  они, так или иначе, протекают  не только в абстракции, но и в  форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь  выступает именно чувственность.

  Конечный  источник операций воображения –  предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов  воображения. Следовательно, основой  для воображения являются чувственные  образы, но их преобразование осуществляется в логической форме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.3 Механизм  творческого воображения

  Базой воображения  всегда являются восприятия, предоставляющие  материал, из которого будет строиться  новое. Затем идет процесс переработки  этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.

  На этом деятельность творческого воображения  не заканчивается. Полный круг будет  завершен тогда, когда воображение  воплощается, или кристаллизуется  во внешних образах. Будучи воплощено  вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально  существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение  становится действительностью.

  Таким образом, продукты воображения в своем  развитии описали круг.

Элементы, из которых  они построены, были взяты человеком  из реальности.

Внутри человека, в его мышлении, они подверглись  сложной переработке и превратились в продукты воображения.

  Наконец воплотившись, они снова вернулись  к реальности, но вернулись уже  новой активной силой, изменяющей эту  реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.4 Особенности  воображения у детей

  Творческое  воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и  особенностей развития (присутствия  какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности(устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

  Опыт ребенка  складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей  сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и  направляет процесс творчества, у  ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение  у ребенка работает иначе, чем  у взрослого.

  Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время  до сих пор существует мнение, что  у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил  Гете.

  Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

  Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях: детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла; юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»; зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.

  Воображение у ребенка начинает развиваться  довольно рано, оно слабее, чем у  взрослого, но оно занимает больше места  в его жизни.

  -Каковы  же этапы развития воображения  у детей?

  До 3х лет  у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление  словесных форм воображения. Здесь  воображение становится самостоятельным  процессом.

  В 4 – 5 лет  ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

  В 6 – 7 лет  воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в  различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

  Психологи считают, что для развития воображения  необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно- манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности. 
 

1.5 Влияние изобразительной  деятельности в развитии творческого  воображения детей

  Вот уже  почти столетие детское рисование  вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с  разных сторон. Искусствоведы стремятся  заглянуть в истоки творчества. Психологи  через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

  Так что  же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения  ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к  нему, живут в рисунке. Рисование  – это не только забава, но и творческий труд.

  При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно- осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

  Подражая  действиям взрослых, ребенок уже  в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными  и разнообразными. Это период  доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д.

  Постепенно  такое изображение его уже  не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п.

  Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и  игра, помогает ребенку освоить его  социальное окружение, мир, в котором  он живет.

  Все необходимые  качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при  условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе - новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены.Присутствует творческая переработка представлений.

  Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

  Одной из задач опытно-экспериментальной  части работы было изучение влияния  изобразительной деятельности на развитие воображения. В эксперименте участвовали  дети подготовительной группы в количестве 15 человек, в возрасте от 6 до 7 лет.

  Констатирующие  опыты имели цель выявить уровень  развития воображения испытуемых. С  это целью использовалась методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.

  Данная  методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта». Е. Торренс позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств, такое как:

– видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые

тест – фигуры, в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. 
 
 
 
 
 
 

1.6 Развитие интереса к творчеству                     

    Детские  творческие игры – явление  многообразное. Их содержание  усложняется и развивается в  том случае, если они увлекают  детей. С помощью творческой  игры можно достичь больших  успехов в воспитательно-образовательной  работе с детьми.

    Детское  творчество особенно ярко проявляется  в играх-драматизациях.

Творчество детей  в этих играх направлено на создание игровой ситуации.

Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить  тот или иной замысел.

    В  творческой игре, как ни в какой  другой деятельности, развиваются  ценные для детей качества: активность, самостоятельность. Руководство  творческими играми приобретает  важное значение, но встречаются

определенные  трудности. Педагог должен учитывать  многие факторы, которые развивают  ребенка, - его интересы, личные качества, навыки общественного поведения. Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать  иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы.

Информация о работе Развитие художественного воображения в творчестве