Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 07:26, курсовая работа
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.
Саша Зима – 4 названия.
Илюша
Л. и Влад Г. – по 3 названия.
Уровни развития.
Высокий | Средний | Низкий |
20% | 47% | 33% |
Упражнение
«Волшебники» (Приложение № 4)
Используется для развития чувств на базе воображения.
Предлагали детям две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей дорисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника».
Таблица № 5
Уровни развития
Уровни | Количество детей | % |
Высокий | 4 | 27% |
Средний | 9 | 60% |
Низкий | 2 | 13% |
2.3. Контрольный эксперимент.
Цель: На основе, проведенного формирующего эксперимента выявить уровень развития творческого воображения детей с помощью тестов у испытуемых.
Тест креативности.
Детям снова предложили дорисовать геометрические фигуры.
Таблица № 6 (приложение № 5).
Ф. И. | Круг | Квадрат | треугольник | Группа |
1. Кирпос Юля | + | – | + | 2 |
2. Ложков Илюша | – | – | + | 3 |
3. Макарова Кристина | + | – | – | 3 |
4. Сережкин Дима | – | + | – | 3 |
5. Лисичкин Сережа | + | – | + | 2 |
6. Пастухова Ира | – | + | – | 3 |
7. Гоев Влад | – | – | + | 3 |
8. Стародубова Оля | + | + | – | 2 |
9. Калинин Слава | + | – | + | 2 |
10. Федоров Илюша | + | – | – | 3 |
11. Монахов Данил | + | + | + | 1 |
12. Селиванова Алена | + | + | + | 1 |
13. Петров Дима | + | – | + | 2 |
14. Никитин Вадик | – | + | – | 3 |
15. Петелимова Саша | + | – | – | 3 |
Таблица № 7.
Ф. И. | Круг | Квадрат | Треугольник |
1. Кирпос Ю. | Утенок | Книга | Ваза с цветами |
2. Ложков И. | Новог. игрушка | Портфель | Треугольник |
3. Макарова К. | Самовар | Окно | Гиря |
4. Сережкин Д. | Бабушка | Скворечник | Гриб |
5. Лисичкин С. | Часы | Сумка | Зонт |
6. Пастухова И. | Петух | Кастрюля | Колпак |
7. Гоев В. | Царевна | Торт | Флажок |
8. Стародубова О. | Снеговик | Телевизор | Стрела |
9. Калинин С. | Аквариум | Картина | Компас |
10. Федоров И. | Чайник | Клетка с попуг. | Ракета |
11. Монахов Д. | Ежик | Робот | Карандаш |
12. Селиванова А. | Барабан | Машина | Пчела |
13. Петров Д. | Цветок | Стол с вазой | Конфета |
14. Коровушкин В. | Телефон | Дом | Дом |
15. Зима С. | Звезда | Салфетка | Буратино |
Оригинальных изображений 24.
Вывод:
Таким образом, проведенное диагностическое
задание и его анализ обнаружили,
что после проведенных различных упражнений
обнаружены более высокие показатели,
оригинальных изображений 24.
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Воображение - это психический процесс, который преображает данное и порождает на этой основе новые образы. Воображение как сложный психический процесс состоит из нескольких видов (активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное, воссоздающее, творческое, особые виды воображения).
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющее
человеку ориентироваться интуитивно и решать задачи без непосредственного
вмешательства практических действий. Для воображения характерна не большая связь с эмоциональной стороной, не меньшая степень сознательности, не меньшая и не большая степень конкретности.
Воображение надо рассматривать как более сложную форму психической
деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях. Первая из них состоит в том, чтобы представлять
действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая
задачи. Вторая
функция состоит в
Воображение занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Воображение неразрывно связано с процессом памяти, оно преобразует то, что есть в памяти. Также связано с восприятием, (обогащает новые образы, делает их более продуктивными) и мышлением. От восприятия, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.
Творчество является необходимым условием развития реальности, образования ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. В процессе творчества накапливаются новые знания и
переоцениваются ранее приобретенные, преобразуется их система, уточняется
мировоззренческая позиция или меняется совсем.
Самое существенное в особенностях художественного творчества связывается с ролью и значением личностного начала в процессе творчества. Своеобразие
художественного творчества усматривается именно в том, что оно носит ярко
выраженный личностный характер.
Этапы развития художественного творчества: обдумывание идеи, создание модели, выполнение набросков для решения, намеченного в модели, завершение композиционного построения, корректировка композиции, окончательная обработка.
Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Воображение формулируется в процессе творческой деятельности, хотя творчество невозможно представить вне процесса фантазирования. Творчество без воображения выступает как цепь причинно - следственных связей, постоянно варьируемых и изменяемых. Правильное уяснение всей сложности отношений между воображением и творчеством трудно достижимо без учета того, что социальный подход к творческому результату всегда утилитарен. Это ведет к тому, что при оценке творческого продукта общественное внимание в первую очередь концентрируется на его оригинальности. Мы судим, таким образом, об интеллектуальном своеобразии субъекта по его творческому итогу. Нередко тот высокий духовный уровень развития, которого достиг субъект в процессе творческого поиска и, благодаря ему, мы склоны рассматривать предшествующему началу творчества. Так рождается иллюзия предрешенности творческого успеха от личностных качеств субъекта, в частности, от развитости его воображения.
Изобразительная
деятельность может быть успешно использована
в развитии творческого воображения у
детей. Возможными путями для его развития
на занятиях рисования могут быть: применение
художественно-дидактических игр; рисование
на темы; выразительные средства живописи.
Но особенно большую роль играет применение
игр на занятиях по изобразительной деятельности.
Исходя из результатов проведенной
экспериментальной работы видно, что наша
гипотеза подтвердилась. У детей повысился
уровень творческого воображения. Дети
очень охотно включились в игровые ситуации,
у них повысился интерес к рисованию. Взаимосвязь
изобразительной деятельности с игрой
создает у детей лично значимый для каждого
ребенка мотив деятельности, а это в свою
очередь обеспечивает ее эффективность.
И результат деятельности получается
более высокий, так как ребенок не просто
рисует, а передает в изображениях образы
игры, что способствует развитию творческого
воображения.
Список литературы
1. Березина В.Г., Викентьев
И.Л., Модестов С.Ю. Детство
- СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду).
- Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.
3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982
№11. стр. 32-38.
4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы пси.
- 1990 №4. стр. 5-9.
5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.:
Союз, 1997. 92стр.
6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-442.
7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.
157стр.
8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное
воспита. - 1967 №12. стр. 73-75.
9 . Ефремов В.И.
Творческое воспитание и
Пенза: Уникон-ТРИЗ.
10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы пси.
- 1993 №2. стр. 54-58.
11. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№
7,8. стр. 11-20.
12. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к
диаг творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.
13. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
14. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.
15. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994.
62 стр.
16. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовског
университета. - 1993. 32 стр.
17. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвар,
1989. стр. 255-299.
18. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.
19. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. -
До воспитание. -1989 №6. стр. 69-72.
20. Паскаль. Методическое
пособие для преподавателей
воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".
Информация о работе Развитие художественного воображения в творчестве