Развитие художественного воображения в творчестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 07:26, курсовая работа

Краткое описание

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 115.56 Кб (Скачать файл)

 

   Саша  Зима – 4 названия.

   Илюша Л. и Влад Г. – по 3 названия. 

Уровни  развития.

Высокий Средний Низкий
20% 47% 33%

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Упражнение  «Волшебники» (Приложение № 4) 

   Используется  для развития чувств на базе воображения.

   Предлагали  детям две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей  дорисовать эти фигуры, превратив  одного в доброго, а другого в  злого «волшебника».

   Таблица № 5

   Уровни  развития

Уровни Количество  детей %
Высокий 4 27%
Средний 9 60%
Низкий 2 13%

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

   2.3. Контрольный  эксперимент.

   Цель: На основе, проведенного формирующего эксперимента выявить уровень развития творческого воображения детей  с помощью тестов у испытуемых.

   Тест  креативности.

   Детям снова предложили дорисовать геометрические фигуры.

   Таблица № 6 (приложение № 5).

Ф. И. Круг Квадрат треугольник Группа
1. Кирпос Юля + + 2
2. Ложков  Илюша + 3
3. Макарова  Кристина + 3
4. Сережкин  Дима + 3
5. Лисичкин Сережа + + 2
6. Пастухова  Ира + 3
7. Гоев  Влад + 3
8. Стародубова  Оля + + 2
9. Калинин  Слава + + 2
10. Федоров  Илюша + 3
11. Монахов  Данил + + + 1
12. Селиванова  Алена + + + 1
13. Петров  Дима + + 2
14. Никитин Вадик + 3
15. Петелимова Саша + 3

 
 
 
 
 
 
 
 

    

   Таблица № 7.

Ф. И. Круг Квадрат Треугольник
1. Кирпос Ю. Утенок Книга Ваза с цветами
2. Ложков  И. Новог. игрушка Портфель Треугольник
3. Макарова  К. Самовар Окно Гиря
4. Сережкин  Д. Бабушка Скворечник Гриб
5. Лисичкин С. Часы Сумка Зонт
6. Пастухова  И. Петух Кастрюля Колпак
7. Гоев  В. Царевна Торт Флажок
8. Стародубова  О. Снеговик Телевизор Стрела
9. Калинин  С. Аквариум Картина Компас
10. Федоров  И. Чайник Клетка с  попуг. Ракета
11. Монахов  Д. Ежик Робот Карандаш
12. Селиванова  А. Барабан Машина Пчела
13. Петров  Д. Цветок Стол с вазой Конфета
14. Коровушкин  В. Телефон Дом Дом
15. Зима  С. Звезда Салфетка Буратино

   Оригинальных  изображений 24.

   Вывод: Таким образом, проведенное диагностическое  задание и его анализ обнаружили, что после проведенных различных упражнений обнаружены более высокие показатели, оригинальных изображений 24. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Заключение.

  На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

  Воображение - это психический процесс, который преображает данное и порождает на этой основе новые образы. Воображение как сложный психический процесс состоит из нескольких видов  (активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное, воссоздающее, творческое, особые виды воображения).

  Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющее

человеку ориентироваться  интуитивно и решать задачи без непосредственного

вмешательства практических действий. Для воображения характерна не большая связь с эмоциональной стороной, не меньшая степень сознательности, не меньшая и не большая степень конкретности.

  Воображение надо рассматривать как более сложную форму психической

деятельности, которая  является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях. Первая из них состоит в том, чтобы представлять

действительность  в образах и иметь возможность  пользоваться ими, решая

задачи. Вторая функция состоит в регулировании  эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы от части удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Третья функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, планировании и программировании деятельности.

  Воображение занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

  Воображение неразрывно связано с процессом памяти, оно преобразует то, что есть в памяти. Также связано с восприятием, (обогащает новые образы, делает их более продуктивными) и мышлением. От восприятия, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

  Творчество является необходимым условием развития реальности, образования ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. В процессе творчества накапливаются новые знания и

переоцениваются ранее приобретенные, преобразуется  их система, уточняется

мировоззренческая позиция или меняется совсем.

  Самое существенное в особенностях художественного творчества связывается с ролью и значением личностного начала в процессе творчества. Своеобразие

художественного творчества усматривается именно в  том, что оно носит ярко

выраженный личностный характер.

  Этапы развития художественного творчества: обдумывание идеи, создание модели, выполнение набросков для решения, намеченного в модели, завершение композиционного построения, корректировка композиции, окончательная обработка.

   Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Воображение формулируется в процессе творческой деятельности, хотя творчество невозможно представить вне процесса фантазирования. Творчество без воображения выступает как цепь причинно - следственных связей, постоянно варьируемых и изменяемых. Правильное уяснение всей сложности отношений между воображением и творчеством трудно достижимо без учета того, что социальный подход к творческому результату всегда утилитарен. Это ведет к тому, что при оценке творческого продукта общественное внимание в первую очередь концентрируется на его оригинальности. Мы судим, таким образом, об интеллектуальном своеобразии субъекта по его творческому итогу. Нередко тот высокий духовный уровень развития, которого достиг субъект в процессе творческого поиска и, благодаря ему, мы склоны рассматривать предшествующему началу творчества. Так рождается иллюзия предрешенности творческого успеха от личностных качеств субъекта, в частности, от развитости его воображения.

  Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей. Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности. Исходя из результатов проведенной  экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.   
 
 
 
 

                            Список литературы                           

1. Березина В.Г., Викентьев  И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой  личности.

- СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду).

- Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.

3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982

№11. стр. 32-38.

4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы пси.

- 1990 №4. стр. 5-9.

5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.:

Союз, 1997.  92стр.

6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-442.

7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.

157стр.

8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное

воспита. - 1967 №12. стр. 73-75.

9 . Ефремов В.И.  Творческое воспитание и образование  детей на базе ТРИЗ. -

Пенза: Уникон-ТРИЗ.

10. Заика Е.В. Комплекс  игр для развития воображения. - Вопросы пси.

- 1993 №2. стр. 54-58.

11. Крылов Е. Школа  творческой личности. - Дошкольное  воспитание. -1992 №№

7,8. стр. 11-20.

12. Кудрявцев В., Синельников  В. Ребёнок - дошкольник: новый  подход к

диаг творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

13. Левин В.А. Воспитание  творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

14. Лук А.Н. Психология  творчества. - Наука, 1978. 125 стр.

15. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994.

62 стр.

16. Нестеренко А.  А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство рос­товског

университета. - 1993. 32 стр.

17. Никитин Б., Никитина  Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвар,

1989. стр. 255-299.

18. Никитин Б. Развивающие  игры. - М.:3нание, 1994.

19. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. -

До воспитание. -1989 №6. стр. 69-72.

20. Паскаль. Методическое  пособие для преподавателей начальной  школы и

воспитателей детских  садов по курсу "Развитие творчества".

Информация о работе Развитие художественного воображения в творчестве