Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 23:11, реферат
В связи с вышесказанным целью данной работы является проведение теоретического анализа особенностей проявления школьных страхов в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
Рассмотреть различные трактовки понятия «страх», чтобы выявить расхождение либо аналогичность в интерпретации данного состояния.
Дать описание понятиям «страх» и «тревожность», а также выделить критерии, по которым их можно отличить.
Выделить основания для классификации данного психического эмоционального состояния.
Провести теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме страха в младшем школьном возрасте.
Введение.
В сегодняшней социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах как зарубежных, так и отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Создание условий для сохранения психологического здоровья школьников в условиях обучения – основная задача психолога образования. Система обучения ребенка в коллективе сверстников таит в себе факторы, которые негативно сказываются на эмоциональном здоровье школьника и могут привести к возникновению такого явления как школьные страхи.
Рассматривая младший школьный возраст, мы можем отметить, что число страхов в этом возрасте увеличивается и это связано с новой социальной позицией школьника [8]. Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность – учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушения [16]. Переживание своего соответствия групповым (коллективным) стандартам, правилам, нормам поведения сопровождается выраженным чувством вины при мнимых или реальных отклонениях в поведении младшего школьника. Так же в этом возрасте важнейшим личностным новообразованием является – внутренняя позиция школьника. Эта позиция является тем мотивационным центром, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его желание учиться, эмоционально-положительного отношения к школе, стремление быть «хорошим учеником». В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка не удовлетворяются, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны учителя и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее.
В связи с вышесказанным целью данной работы является проведение теоретического анализа особенностей проявления школьных страхов в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
Объект исследования: эмоция страха.
Предмет исследования: особенности проявления школьных страхов в младшем школьном возрасте.
Методологическое обоснование: в нашей курсовой работе мы придерживаемся точек зрения таких авторов как А. И. Захаров, В.И. Гарбузов, М.И. Буянов и др.
1. Различные трактовки понятия «страх»
Проблема страха занимает особое место в современном научном знании. Изменившиеся экономические, социальные и политические условия жизни за последнее время привели к повышению влияния стрессового фактора на человеческую жизнь. Страхи и тревоги становятся неотъемлемой частью жизни, влияют на формирование и развитие личности в целом. Поэтому изучение данной проблемы остается актуальным на протяжении долгого времени.
Страх, как тень, преследовал человека ещё с незапамятных времён. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу, возникал в непосредственной опасности для жизни, как самого человека, так и его ближайшего окружения. Страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, т.к. он предотвращал слишком опасные для жизни безрассудные и импульсивные действия.
В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуаций, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.
Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.
Страх является эмоцией большой силы, которая оказывает заметное воздействие на восприятие, мышление и поведение индивида. По сравнению с другими эмоциями она оказывает наиболее сдерживающее влияние. При страхе ограничивается восприятие, человек становится функционально невосприимчивым. Страх может замедлить мышление, сделать его более узким по объему. Он приводит к напряжению мускулов, а при ужасе субъект может остолбенеть и стать совершенно неподвижным. Страх очень сильно сокращает число степеней свободы в поведении.
В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы, интенсивности и специфики переживания, страх варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой. Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность человека к страху лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно. Сформировавшиеся реакции страха являются сравнительно стойкими и способны сохраниться даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него человека, а на выработку умений владеть собой при его наличии. Неадекватные реакции страха наблюдаются при различных психических заболеваниях [2].
Первые попытки рассмотрения
проблемы страха, причин его возникновения
были предприняты ещё в
Первое, с чем сталкивается
современный исследователь, это
разнообразная трактовка
В отечественной психологии чаще встречается определения страха как эмоционального состояния. Н.И. Конюхов (1996) определяет страх как психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств в ситуациях угрозы биологическому и социальному состоянию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности. Н.В. Куликов, А.Г. Ковалев страхом называют отрицательное эмоциональное состояние, возникшее при угрозе самому субъекту или его значимому окружению, которое он не может предвидеть. Как эмоциональное состояние страх интерпретируют и другие отечественные исследователи (Н,Д. Левитов, 1964, 1969; А.И. Захаров, 1986, 1995; О.А. Черникова, 1979; и др.). Если же страх появляется постоянно, человек каждый раз находит повод для опасения, все это становится неотъемлемым признаком его жизни, то можно говорить об устойчивом страхе как личностном свойстве (А.И. Захаров, 1986, 1995; В.И. Гарбузов, 1990; М,И, Буянов, 1976; и др.).
Известный физиолог И.П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока [11].
Ю.А. Неймер, А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности»
Страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страха всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности [4].
Таким образом, можно отметить большие расхождения в интерпретации понятия «страх».
2. Тревожность и страх
Еще одной проблемой в трактовке понятия «страх» является ее относительная схожесть с понятием «тревожность». Понятие «страх» во многих психологических источниках рассматривают как синоним понятию «тревожность». В применении этих понятий возникает постоянная путаница. Пожалуй, не всякий психолог сможет внятно объяснить, чем отличаются между собой эти два понятия. А между тем содержание этих понятий далеко не одно и то же [1]. Немало исследований посвящены роли тревожности в возникновении неврозов и психосоматических расстройств, в том числе и у детей (Александровский Ю. А., 1993; Ананьев В. А., 1988; Былкина Н. Д., 1995; Мампория Ж. Ф., 1976; Панин Л. С., Соколов В. П., 1981; Тополянский В. Д., Струковская М. В., 1986; и др.).
Разграничение явлений тревоги и страха, произошло лишь в начале XIX в. и связано с именем С. Кьеркегора, последовательно разводившего конкретный страх (Furcht) и неопределенный, безотчетный страх-тоску (Angst). До этого времени все, что сегодня мы относим к явлениям тревожности и страха, описывалось и обсуждалось под общим понятием «страх» (что часто встречается и в настоящее время [17].
Сегодня наиболее распространена точка зрения, рассматривающая страх как реакцию на конкретную, определенную, реальную опасность, а тревожность — как переживание неопределенной, смутной, безобъектной угрозы преимущественно воображаемого характера. Согласно другой позиции, страх испытывается при угрозе витальной, когда что-то угрожает целостности или существованию человека как живого существа, человеческому организму, а тревожность — при угрозе социальной, личностной. Опасность в этом случае грозит ценностям человека, потребностям «Я», его представлению о себе, отношениям с другими людьми, положению в обществе [5].
Ф. Перлз рассматривает тревожность и страх с точки зрения отношения к внешней и внутренней угрозе и рассматривает тревожность исходно как чисто физиологическую реакцию: «Страх вызывается некоторым опасным объектом в среде, с которым нужно что-либо сделать или избегать его. Тревожность же внутри — органическое переживание, не имеющее прямого отношения к внешним объектам».
В некоторых исследованиях страх рассматривается как фундаментальная эмоция, а тревожность — как формирующееся на его основе, часто в комбинации с другими базовыми эмоциями, более сложное эмоциональное образование (Изард К., 1980; Левитов Н. Д., 1969; и др.). Так, согласно теории дифференциальных эмоций (К. Изард, С. Томкинс), страх — фундаментальная эмоция, а тревожность — устойчивый комплекс, образующийся в результате сочетания страха с другими фундаментальными эмоциями: «Тревожность состоит из доминирующей эмоции страха и взаимодействий страха с одной или несколькими другими фундаментальными эмоциями, особенно со страданием, гневом, виной, стыдом и интересом». Эта позиция имеет локальный характер и за пределами указанной теории находит сравнительно мало последователей, особенно в тех случаях, когда речь идет об изучении устойчивых форм тревожности. Нередко, однако, тревожность и страх используют как взаимозаменяемые понятия [13, 14].
Сложность применения указанных точек зрения к анализу страха и тревоги у детей, как подчеркивалось неоднократно, связана, по крайней мере, с двумя обстоятельствами. Во-первых, с тем, что разграничение внешней и внутренней, определенной и неопределенной угрозы возникает в онтогенезе достаточно поздно. Во-вторых, разграничение «витальной» и «социальной» угрозы часто достаточно искусственно, во всяком случае, для детей.
В отечественной и зарубежной
психологической теории
В большинстве бихевиористических теорий страх является следствием однократного травматического опыта взаимодействия субъекта с определенными объектами.
В психоаналитическом направлении психологии исходной причиной возникновения страхов считается первичная родовая психотравма.
Источник страха по А.Адлеру - это переживание собственной неполноценности, испытываемое ребенком в семье на протяжении первых пяти лет жизни, а также ожидание угрозы со стороны внешнего мира.
А. Маслоу, представитель гуманистической психологии, связывает причины возникновения страха с фрустрацией потребности в безопасности, что, согласно общей тенденции данного направления, препятствует возможности самоактуализации личности.