Различные трактовки понятия «страх»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 23:11, реферат

Краткое описание

В связи с вышесказанным целью данной работы является проведение теоретического анализа особенностей проявления школьных страхов в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
Рассмотреть различные трактовки понятия «страх», чтобы выявить расхождение либо аналогичность в интерпретации данного состояния.
Дать описание понятиям «страх» и «тревожность», а также выделить критерии, по которым их можно отличить.
Выделить основания для классификации данного психического эмоционального состояния.
Провести теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме страха в младшем школьном возрасте.

Вложенные файлы: 1 файл

КР.docx

— 43.77 Кб (Скачать файл)

К. Роджерс объясняет появление детских страхов развивающейся рефлексией ребенка, полагая, что, как только ребенок начинает осознавать себя, у него развивается потребность в любви и позитивном внимании.

Присутствие чего-то угрожающего как причину страха, либо отсутствие чего-то, что обеспечивает безопасность, выделял Дж. Боули. По способу приобретения он разделил все страхи на врожденные (природные) и приобретенные (культурные). Врожденные детерминанты страха связаны с ситуациями, которые действительно имеют высокую вероятность опасности, что, напротив, что, напротив, не является необходимой чертой приобретенных страхов.

Р.Плутчик и М.Келлерман в своих работах рассматривают страх (наряду с гневом, радостью, горем) как биологическую приспособительную реакцию - своеобразную первичную эмоцию, то есть считают страх первично всегда биологически детерминированным.

Многими исследователями отмечался процесс, который можно назвать социализацией страха, хотя понимался и трактовался он по-разному. А.И.Захаров понимал его как увеличение доли социальных страхов с возрастом, С.М.Громбах как тенденцию биологических страхов принимать социальную форму, Ф.Е.Василюк как влияние, взаимосвязь и взаимоисключение эмоций.

Таким образом, современная психология включает в себя многочисленные теории, каждая из которых по-своему трактует причины возникновения состояния страха.

К.Левин в исследовании «Динамическая теория личности» обратился к раскрытию причин тревожности: «Поведение зависит от потребностей, удовлетворяя которые человек получает разрядку и таким образом устанавливается общий положительный эмоциональный настрой. Неудовлетворение потребностей вызывает напряжение и тревогу» [10].

Для того чтобы более полно охарактеризовать понятие «страх» можно выделить пять наиболее известных и описанных в психологической литературе критериев, по которым «тревожность» отличается от «страха»:

  1. Степень конкретности угрозы, опасности, на которую реагирует человек. Тревожность рассматривается как переживание неопределенной, диффузной, смутной угрозы, не имеющей четко осознаваемого объекта и очень часто попросту воображаемой. Страх – это реакция на реальную, предметно-определенную опасность.
  2. Направленность угрозы. Тревожность возникает тогда, когда опасность связана с разрушением ценностей человека, его отношений с другими людьми, его потребностей, иначе говоря, когда угроза является личностной. Страх возникает тогда, когда нечто грозит самому существованию человека, целостности его организма, то есть в случае «витальной угрозы».
  3. Способ реагирования человека. Тревожность обычно порождает недифференцированную поисковую активность. От страха человек ведет себя либо стенически, либо астенически. В первом случае он проявляет невероятную активность, например, убегает со скоростью, которой позавидовал бы спринтер-чемпион, или одним махом перепрыгивает через высоченный забор, или вступает в схватку с предметом страха, демонстрирую неожиданную силу. Во втором случае человек просто цепенеет, теряя вообще способность к активности.
  4. Сложность организации переживания. Страх, будучи базовой, фундаментальной эмоцией, устроен проще, чем тревожность, которая рассматривается как некая «надстройка», формирующаяся на основе страха в комбинации с другими базовыми эмоциями, а потому имеющая более сложную организацию.
  5. Интенсивность переживания. Здесь можно как пример привести концепцию тревожности ряда Ф.В. Березина, где выделены эмоциональные состояния, закономерно меняющие друг друга по мере нарастания состояния тревоги: ощущение внутренней напряженности, раздражительность, собственно тревога, страх, неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение [3].

Подводя итог анализу различных взглядов на трактовку понятия «страх», следует отметить, что мы в своей работе рассматриваем страх как отрицательное эмоциональное  состояние, появляющееся  при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности (А.И. Захаров, 1986, 1995; В.И. Гарбузов, 1990; М,И, Буянов, 1976; и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Классификация  страха

Существует множество оснований для классификации эмоциональных психических состояний и, в частности, состояния страха.

Так, по предмету переживания М.И. Буянов делит страхи на предметные (объектные, тематические) и беспредметные. Объектные страхи имеют своим предметом какой-либо объект, человека, ситуацию. Беспредметные страхи не связаны ни с чем конкретным. Х. Браш и И.М. Рихберг рассматривают  беспредметные страхи в тесной связи со структурой личности. С ее прошлым опытом [7].

По типам переживания Ф.Е. Василюк выделяет два вида страха: рациональный и иррациональный. Рациональный страх основан на понимании реальной опасности ситуации, это, например, страх перед учителем, родителями, несчастным случаем и т.д. Второй  вид страха не поддается осознанию и рационализации. При переживании иррациональных страхов человек не может сказать, чего он боится или же где именно, в какой ситуации появиться данный страх.

По способу возникновений А.И. Захаров условно делить страх на ситуационный и личностный. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто смешиваются и дополняют друг друга. [8].

В психологическом словаре под общей редакцией Ю.Л. Неймера выделяется 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный [15]:

Реальный страх – рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.

Страх невротический – разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.

Страх свободный – общая неопределённая боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии «боязливого ожидания», страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх.

В.Е. Каган по уровню адаптированности различал обычный (естественный или возрастной) и патологический уровни состояния страха. На обычный страх указывает его кратковременность, обратимость, он сам исчезнет с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Более того, некоторые  виды страха имеют защитное значение, поскольку позволяют избежать соприкосновения с объектом страха. На патологический уровень страха указывают его крайние, драматические формы выражения (ужас, эмоциональный шок, ступор) или затяжное навязчивое, трудно обратимое течение, непроизвольность, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействий на межличностные отношения и адаптированность человека к социальной действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Страх в младшем  школьном возрасте

 

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству, и становиться стартовой площадкой младшего школьного возраста (6-7 – 10-11 лет). Младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляются обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность – учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушения [16]. Так же в этом возрасте важнейшим личностным новообразованием является – внутренняя позиция школьника. Эта позиция является тем мотивационным центром, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его желание учиться, эмоциональо-положительного отношения к школе, стремление быть «хорошим учеником». В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка не удовлетворяются, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны учителя и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее. Такой ребенок может испытывать тревогу или страх. Состояние неопределенного, безотчетного беспокойства порождает тревогу, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха. Это чувство беспокойства проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри у него все холодеет, щемит сердце, ладони становятся влажными. Ребенок в таком состоянии может совершать много лишних движений или, наоборот, становиться скованным, неподвижным [6].

 

Ослабление эгоцентризма, характерное для этого возраста, рост самосознания и чувства ответственности ведет к уменьшению числа страхов, особенно это тенденция выражена у мальчиков. Однако страхи детей в младшем школьном возрасте не исчезают, они трансформируются.

Если в дошкольном возрасте преобладали инстинктивные страхи, связанные с инстинктом самосохранения, а в подростковом - превалируют социальные страхи, то младший школьный возраст - это своеобразный перекресток, на котором перекрещиваются инстинктивные и социальные страхи. Как известно, инстинктивные страхи - это преимущественно эмоциональные формы страха, в то время как социальные страхи - это результат интеллектуальной переработки, своего рода рационализация страхов. «Страх и боязнь (устойчивое состояние страха) - это удел преимущественно дошкольного возраста, а тревожность и опасения - подросткового. В интересующем нас младшем школьном возрасте страх и боязнь, тревожность и опасения могут быть представлены в одинаковой степени,- подчеркивает А. И. Захаров.

Ведущий страх детей в младшем школьном возрасте - страх «быть не тем», страх не соответствия общепринятым нормам поведения, требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. Конкретными формами этого страха являются страхи сделать не то, неправильно, не так как следует. Страх несоответствия произрастает из несформированного у ребенка умения оценивать свои поступки, с точки зрения нравственных предписаний, которое лежит в основе формирующегося чувства ответственности. Младший школьный возраст - это наиболее благоприятный (сенситивный) период для его формирования. Поэтому, если оно активно формируется, то вероятность возникновения страха несоответствия в этом возрасте снижается. Однако следует иметь в виду, что гипертрофированное чувство ответственности, когда поведение ребенка связывается бесчисленным множеством правил, запретов, угроз и условностей лишает ребенка возможности действовать самостоятельно, инициативно и решительно. Аналогичные формы поведения характерны и для детей, у которых чувство ответственности сформировано недостаточно, а тем более, если оно отсутствует совсем [12].

Наиболее частым видом страха несоответствия в этом возрасте является страх опоздать в школу. Он сильнее выражен у девочек, поскольку у них раньше возникает и сильнее проявляется, чем у мальчиков, чувство вины. Страх опоздания в школу - это один из симптомов синдрома «школьной фобии», т.е. страха перед посещением школы. Нередко, как отмечает А. И. Захаров, это не столько страх самой школы, сколько страх расставания с родителями, к которым привязан тревожный, к тому же часто болеющий и потому гиперопекаемый ребенок.

Другой причиной страхов детей в младшем школьном возрасте могут быть его конфликтные отношения с учителями, равно как и со сверстниками, боязнь их агрессивного поведения. Нередко сами родители провоцируют возникновение этого страха, когда в своем стремлении иметь ребенка - отличника, постоянно «давят ему на психику» во время приготовления им уроков, или давая наставления по поводу правильных ответов в классе и т.п.

Результаты «школофобии» разнообразны: от психосоматических симптомов в виде головных болей, колик в желудке, головокружения и рвоты до негативных психологических - появление чувства неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычка опираться на постороннюю помощь при малейших трудностях.

Наряду со «школьными страхами» для этого возраста типичен страх стихии: бури, наводнения, урагана, землетрясения. Все эти страхи, по мнению А. И. Захарова, продукты так называемого «магического мышления» школьника, его склонности верить в разного рода предсказания, суеверия, «роковое» стечение обстоятельств. С одной стороны, это проявление внушаемости, с другой - идущими из раннего детства страхов темноты, одиночества и замкнутого пространства, а с третьей - эгоцентрического мышления, блокирующего развернутые логические формы мышления. Мы уже знаем, что эгоцентризм мышления проявляется в его трансдуктивности, т.е. неумении младшего школьника связать между собой причинно-следственными связями два случайных и одновременных события.

Резюмируя страховую симптоматику детей в этом возрасте, вновь подчеркнем, что она является следствием сочетания социальных и инстинктивных страхов и, прежде всего страхов несоответствия общепринятым нормам на фоне формирующегося чувства ответственности, «магического мышления» и выраженной в этом возрасте внушаемости [1].

Типичным для детей младшего школьного возраста является страх «быть не тем», то есть не соответствовать общепринятым нормам, ожиданием со стороны значимых лиц. Это страх сделать не так, как нужно, не то, что следует, то есть страх ошибки, неудачи, поражения, своей несостоятельностью в представлении окружающих. С одной стороны, это и страх быть не тем, кто получает признание, одобрение, кто соответствует групповым стандартам, то есть страх порицания, осуждения и наказания, потери расположения других и тем самым страх социальной изоляции. С другой стороны, страх « быть не тем» - это и страх несчастья, беды, вследствие нарушения общепринятых норм поведения, что находит отражение в фабуле: « а вдруг что-нибудь произойдет, случится… ужасное, непоправимое.» Поэтому формой выражения страха будут опасения сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, всего того, что может обернуться непоправимой в чем-то бедой.

Информация о работе Различные трактовки понятия «страх»