Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 23:11, реферат
В связи с вышесказанным целью данной работы является проведение теоретического анализа особенностей проявления школьных страхов в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
Рассмотреть различные трактовки понятия «страх», чтобы выявить расхождение либо аналогичность в интерпретации данного состояния.
Дать описание понятиям «страх» и «тревожность», а также выделить критерии, по которым их можно отличить.
Выделить основания для классификации данного психического эмоционального состояния.
Провести теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме страха в младшем школьном возрасте.
Страх «быть не тем» часто сопровождается скованностью и излишним напряжением при вопросах с места, ответах у доски, общение с незнакомыми людьми, выполнение ответственных заданий, в том числе контрольных. Наиболее трудным оказывается начало, выбор одного из решений, так как охватывающее волнение мешает сосредоточению, приводит к лишним действиям, нарушает ритм речи и способность логически мыслить [16].
Далее следует отметить страх разлуки - состояние страха, которое возникает при реальной или воображаемой угрозе расставания ребенка со значимыми для него лицами. В грудном и дошкольном возрасте выраженный в определенной мере страх разлуки рассматривают как нормальное поведение ребенка. Его считают патологическим в тех случаях, когда он чрезмерно интенсивен и длителен, когда он наносит ущерб нормальному, типичному для данного возраста качеству жизни или возникает в том возрасте, когда обычно уже должен быть преодолен.
Особую форму манифестации страха разлуки представляет собой школьная фобия, которая может при соответствующей предиспозиции и тревожности детей и протекать с несколькими возрастными шкалами:
первый пик частоты приходится на детсадовский возраст;
второй - на начало школьного обучения;
третий - на подростковый возраст, когда актуальным становится отлучение от родителей.
Для школьной фобии характерны уклонения от посещения школы, массивные соматические жалобы (головокружения по утрам, головные боли, боли в животе и т.п.), особенно перед посещением школы, чрезмерно тесная привязанность к одному из близких лиц, которое больше всего заботиться о ребенке.
Уклонение от посещения школы часто представляется вторичным следствием соматических симптомов. Лишь в редких случаях дети в первую очередь сообщают о своей боязни идти в школу; гораздо чаще они рассказывать о своих соматических жалобах, вынуждающих родителей оставлять детей дома.
Массивный страх проявляется лишь тогда, когда родители заставляют детей, часто после отрицательных результатов соматического обследования, идти в школу. При этом могут возникнуть состояния панического страха и серьезные конфликты с родителями.
В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость, оконфузиться, быть осмеянным. Больше всего школьники боятся отвечать у доски. Именно здесь в полной мере проявляется беззащитность некоторых детей, их незащищенность: на обращенный к ним вопрос они вздрагивают, на лице у них испуг, дети как бы теряют самоконтроль, способность думать и говорить.
В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных детей и особенно для тех из них, кто пришел в другую школу, где уже произошло «распределение сил» внутри класса [6].
Итак, рассмотрев все выше сказанное, можно сделать вывод, что большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности: «боязнь быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов.