Разновидности невербальных средств коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:28, реферат

Краткое описание

Невербальная коммуникация (от лат. verbalis - устный и лат. communicatio - общаться) - поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Это жесты, мимика, поза, одежда, прическа, окружающие предметы. Прочтение подобного рода элементов поведения способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации дает собеседникам сведения о морально-личностных качествах друг друга, о настроении, чувствах, переживаниях, намерениях, ожиданиях и т.д.

Содержание

Введение 3
1. Невербальная коммуникация 4
2. Специфика невербальной коммуникации 6
3.Физиологические и культурно-специфические основы невербальной коммуникации 7
4. Невербальные элементы коммуникации 9
4.2. Тактильное поведение 16
4.3.Сенсорика 19
4.4. Проксемика 20
4.5. Хронемика 22
Заключение 24
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Вика.docx

— 50.77 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального  образования

«Рязанский государственный  университет имени С.А. Есенина»

 

Кафедра общей психологии

 

 

 

 

 «Разновидности невербальных средств коммуникации»

 

 

                               Выполнила:

                                  Соколова В.А.

                              Проверила:

                              Бакова И.В.

 

 

 

 

 

Рязань 2013

Содержание

 

Введение 3

1. Невербальная  коммуникация 4

2. Специфика  невербальной коммуникации 6

3.Физиологические и культурно-специфические основы невербальной коммуникации 7

4. Невербальные  элементы коммуникации 9

4.2. Тактильное  поведение 16

4.3.Сенсорика 19

4.4. Проксемика 20

4.5. Хронемика 22

Заключение 24

Список литературы 25

 

 

Введение 

Человек ведет социальный образ жизни, т.е. его невозможно представить вне общества. Для  каждого важно наладить контакт  с собеседником, ведь назначение любого акта коммуникации состоит в достижении какой-либо цели (получение информации, удовлетворение психической потребности  в общении, побуждение собеседника  к действию.

Невербальная коммуникация (от лат. verbalis - устный и лат. communicatio - общаться) - поведение, сигнализирующее  о характере взаимодействия и  эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Это жесты, мимика, поза, одежда, прическа, окружающие предметы. Прочтение подобного рода элементов  поведения способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации дает собеседникам сведения о морально-личностных качествах друг друга, о настроении, чувствах, переживаниях, намерениях, ожиданиях и т.д. 
 

 

 
1. Невербальная коммуникация

 

 Ученые установили, что с помощью языка мы передаем не более 35% информации своим собеседникам. Наряду с языком существует довольно большое число способов общения, которые также служат средством сообщения информации, и эти формы общения ученые объединили понятием «невербальная коммуникация».

Жесты, мимика, позы, одежда, прически, окружающие нас предметы, привычные для нас действия - все они представляют собой определенный вид сообщений, получивших название невербальных сообщений, то есть происходящих без использования слов. На их долю приходятся оставшиеся 65% информации, передающейся в процессе коммуникации.

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными  сообщениями между людьми, а также  их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определенное значение, понятное окружающим. Правда, в случае необходимости им легко придать смысл, понятный лишь нескольким посвященным (обычный кашель может легко стать сигналом, предупреждающим о появлении начальства).

Также через невербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантов  друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование - зависимость, расположенность нерасположенность), а также динамике их взаимоотношений.

И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из нее.

В процессе межкультурной  коммуникации невербальное общение является ее составной частью и взаимосвязано с вербальным общением. Элементы вербальной и невербальной коммуникации могут дополнять, опровергать и замещать друг друга. На практике эта взаимосвязь может проявляться в нескольких вариантах.

Рассмотрим их:

1) Невербальное общение  может дополнять вербальное сообщение. 
Если вы улыбаетесь и говорите: «Привет, как дела?», то эти два действия дополняют друг друга. Дополнение означает, что невербальные элементы делают речь более выразительной, уточняют и разъясняют ее. Ваша улыбка при встрече с другом, когда вы говорите ему, что очень рады увидеться с ним, дополняет речевое сообщение. Речь лучше понимается, если она сопровождается жестами. Так, для привлечения внимания к какому-то сообщению можно поднять вверх указательный палец [6, 148 с.].

Невербальное поведение  может противоречить вербальным сообщениям.

Если вы не смотрите в  глаза своему собеседнику и говорите: «С вами очень приятно беседовать», то такое невербальное действие опровергает ваше позитивное вербальное сообщение. Опровержение означает, что невербальная информация противоречит словам человека. Если вы говорите, что рады кого-то видеть, но при этом хмуритесь, говорите сухо и холодно, ваш собеседник наверняка усомнится в вашей искренности. Из-за неосознанности и спонтанности невербального поведения, которое плохо контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное. Даже если человек контролирует свою первую реакцию, спустя некоторое время обнаруживается его подлинное состояние.

Невербальные поступки могут  заменять вербальные сообщения. Ребенок может указать на игрушку вместо того, чтобы сказать: «Хочу эту игрушку». Замещение означает использование невербального сообщения вместо вербального. Вы вполне можете, находясь в Шумной аудитории, жестами показать своему приятелю, что вы приглашаете его выйти и поговорить. В магазине вы также можете жестом указать продавцу на интересующий вас товар.

Невербальные действия могут  служить регуляторами вербального общения. Регулирование представляет собой использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. Для поддержания беседы часто используют знаки, замещающие слова: жесты, изменение позы, прикосновение к кому-то и др. Например, по кивку головы, взгляду, по интонации или наклону туловища мы можем понять, что пришла наша очередь вступить в разговор.

Невербальное действие может  повторять вербальное сообщение: просьба  говорить тише, сопровождаемая приложением  указательного пальца к губам.

Люди используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции. Это является общим  для всех культур, хотя тем или  иным знакам в различных культурах  придаётся разное значение. Следовательно, для общения с представителями  других культур необходимо знать  и понимать невербальные формы общения, присущие данной культуре.

 
2. Специфика невербальной коммуникации 

Невербальные сообщения  всегда ситуативны, по ним можно  понять нынешнее состояние участников коммуникации, но нельзя получить информацию об отсутствующих предметах или происшедших в другом месте явлениях, что можно сделать в вербальном сообщении.

Невербальные сообщения  являются синтетичными, их с трудом можно разложить на отдельные  составляющие. Вербальные же элементы коммуникации (слова, предложения, фразы) четко отделены друг от друга.

Невербальные сообщения  обычно непроизвольны и спонтанны. Даже если люди хотят скрыть свои намерения, они могут хорошо контролировать свою речь, но невербальное поведение контролю практически не поддается.

Поэтому очень часто в  реальной практике коммуникации возникают  ошибки из-за обобщения на основании  лишь одного невербального действия. Например, один из партнеров во время  общения почесал свои нос, а заметивший это другой партнер делает вывод, что его собеседник врет, хотя у  того на самом деле чесался нос.

Невербальный язык люди, как правило, успешно осваивают  сами в естественных условиях через  наблюдение, копирование, подражание, а говорить детей учат специально, этому уделяет внимание и семья, и социальные институты. Так, когда мы замечаем неискренность собеседника, мы зачастую ссылаемся на свою интуицию, говорим о шестом чувстве. На самом деле распознать собеседника нам позволяет внимание, часто неосознанное, к мелким невербальным сигналам, умение их читать и отмечать несовпадения со словами.

Таким образом, невербальная коммуникация представляет собой многомерный, многослойный, аналоговый процесс, протекающий в основном неосознанно. 

3. Физиологические и культурно-специфические  основы невербальной коммуникации

 

Невербальная коммуникация является самой древней формой общения  людей. Исторически невербальные средства коммуникации развились раньше, чем язык. Они оказались устойчивыми и эффективными в своих первоначальных функциях и не предполагали высокоразвитого человеческого сознания. Кроме того, постепенно проявились их определенные преимущества перед вербальными: они воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют на адресата, передают тончайшие оттенки отношения, эмоций, оценки, с их помощью можно передавать информацию, которую трудно или по каким-то причинам неудобно выразить словами.

В основе невербальной коммуникации лежат два источника — биологический  и социальный, врожденный и приобретенный  в ходе социального опыта человека.

Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека и приматов, некоторые жесты, телодвижения являются врожденными и служат сигналами  для получения ответной реакции. Об этом говорят эксперименты со слепыми  и глухими детьми, у которых  не было возможности у кого-то увидеть, а потом сымитировать мимику при  выражении удовольствия или неудовольствия.

Другим доказательством  биологической природы невербальной коммуникации является то, что ее элементы с трудом поддаются сознательному  контролю: побледнение или покраснение  лица, расширение зрачков, искривление губ, частота моргания и др.

Но сигналы эмоций, унаследованные человеком от своих предков, достаточно сильно изменились к настоящему времени  как по форме, так и по своим  функциям. Так, считается, что улыбка человека, связанная с положительными эмоциями, восходит к простому животному  оскалу агрессии. Животные отводят  взгляд в знак умиротворения, когда  не желают схватки, у человека - это  сигнал о нежелании поддерживать контакт.

Некоторые нормы невербальной коммуникации имеют общенациональный или этнический характер (в Европе обычно здороваются, пожимая руку, а в Индии складывают обе руки перед грудью и делают небольшой поклон), другие - узкопрофессиональную область применения (сигналы, которыми обмениваются водолазы или грузчики).

На основе признаков намеренности (ненамеренности) невербальной коммуникации можно выделить три типа невербальных средств:

1) Поведенческие знаки.  Они обусловлены физиологическими реакциями: побледнение или покраснение, а также потоотделение от волнения, дрожь от холода или страха и др.

2) Ненамеренные знаки.  Употребление таких знаков связано с привычками человека (их иногда называют самоадапторами): почесывание носа, качание ногой без причины, покусывание губ и др.

3) Собственно коммуникативные знаки. Эти знаки представляют собой сигналы, передающие информацию об объекте, событии или состоянии.

Таким образом, использование  в коммуникации невербальных средств  происходит в основном спонтанно. Это  обусловлено как низшими уровнями центральной нервной системы, так  и высшими, отвечающими за коммуникацию.

Разумеется, в какой-то степени  невербальные элементы поддаются контролю, но даже при очень хорошем самообладании  может произойти «утечка» информации.

 
4. Невербальные элементы коммуникации

Рассмотрение элементов  невербальной коммуникации помогает лучше  понять способы, с помощью которых  выражается межкультурный смысл общения. В этом отношении важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации. На основе слуха возникает акустический канал невербальной коммуникации, по нему поступает паравербальная информация. На основе зрения складывается оптический канал, по которому поступает информация о мимике и телодвижениях (кинесике) человека. Оно позволяет оценить позу и пространственную ориентацию коммуникации (проксемику). На основе осязания работает тактильный канал, на основе обоняния - ольфакторный. К невербалике также относят понимание и использование времени - хронемику. Все элементы невербальной коммуникации тесно связаны друг с другом, они могут взаимно дополнять друг друга и вступать в противоречие друг с другом. 
4.1. Кинесика 

Кинесика представляет собой  совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела.

Кин - мельчайшая единица  движения, из них складывается поведение. Так же как речь складывается из слов, предложений и фраз. Считывая кинемы, мы интерпретируем сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения. Элементами кинесики являют жесты, мимика, позы и взгляды, которые  имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потягивание, расслабление и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак, знак победы и т. п.).

Жесты - это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, культурно обусловленными и физиологичными. Так, зевота или почесывание физиологичны. Это так называемые жесты-адапторы - движения рук, ориентированные на себя или на использование физических объектов (потирание рук, верчение карандаша в руках). Но большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорной характер. Их можно классифицировать следующим образом:

Информация о работе Разновидности невербальных средств коммуникации