Разновидности невербальных средств коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:28, реферат

Краткое описание

Невербальная коммуникация (от лат. verbalis - устный и лат. communicatio - общаться) - поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Это жесты, мимика, поза, одежда, прическа, окружающие предметы. Прочтение подобного рода элементов поведения способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации дает собеседникам сведения о морально-личностных качествах друг друга, о настроении, чувствах, переживаниях, намерениях, ожиданиях и т.д.

Содержание

Введение 3
1. Невербальная коммуникация 4
2. Специфика невербальной коммуникации 6
3.Физиологические и культурно-специфические основы невербальной коммуникации 7
4. Невербальные элементы коммуникации 9
4.2. Тактильное поведение 16
4.3.Сенсорика 19
4.4. Проксемика 20
4.5. Хронемика 22
Заключение 24
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Вика.docx

— 50.77 Кб (Скачать файл)

2) Ладонь, повернутая вниз  на ладони партнера, выражает  стремление к доминированию, попытку взять ситуацию под свой контроль.

3) Ладонь ребром вниз (вертикальное  положение) фиксирует положение равенства собеседников.

4) Рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают одну  ладонь собеседника) подчеркивает стремление к искренности, дружелюбию, доверительности.

Таким образом, умелое и грамотное  использование прикосновений может значительно облегчить процесс коммуникации и выразить многие человеческие чувства и настроения, вызвать доверие и расположение партнера. Но в межкультурной коммуникации следует учитывать различия во взглядах на рукопожатие у иностранцев.

Например, при встрече  с партнерами из Азии не следует  сжимать им ладонь слишком сильно и долго. А вот западноевропейцы и американцы терпеть не могут вялых рукопожатий, поскольку в этих культурах очень ценятся атлетизм и энергия.

Им следует понимать руки энергично и сильно, а, кроме того, там принято при рукопожатии сцепленные руки покачивать от трех до семи раз. 

4.3.Сенсорика 

Сенсорика представляет собой  тип невербальной коммуникации, основывающийся на чувственном восприятии представителей других культур. Наряду со всеми другими сторонами невербальной коммуникации отношение к партнеру формируется на основе ощущений органов чувств человека.

Особенно большое значение в общении имеют запахи. Это, прежде всего, запахи тела и используемой человеком  косметики. Мы можем отказаться от общения  с человеком, если сочтем, что от него плохо пахнет.

Те же сложности возникают  и в межкультурной коммуникации. Запахи, привычные в одной культуре, могут казаться отвратительными в другой. Так, жители высокогорья Новой Гвинеи натирают себя грязью и свиным жиром и почти не моются. Представьте себе, что вам нужно будет общаться с такими людьми, и каким будет ваше отношение к ним.

Особенности национальной кухни  также сильно различаются у разных народов. Ароматы традиционной кухни, которые иностранец воспринимает как необычные или отталкивающие, представителям данной культуры могут казаться вполне приемлемыми и привычными.Слуховые предпочтения также зависят от конкретной культуры. Именно поэтому так сильно отличается музыка у разных народов. Чужая музыка нередко кажется странной, непонятной и некрасивой. Все сенсорные факторы действуют совместно и в результате создают сенсорную картину той или иной культуры. Оценка, которую мы даем этой культуре, зависит от соотношения числа приятных и неприятных сенсорных ощущений. Если приятных ощущений больше, мы оцениваем культуру положительно.

Если больше негативных ощущений, культура нам не нравится.  

4.4. Проксемика

 

Проксемика - это использование пространственных отношений при коммуникации. Данный термин был введен американским психологом Э. Холлом для анализа закономерностей пространственной организации коммуникации, а также влияния территорий, расстояний и дистанций между людьми на характер межличностного общения.

Специальные исследования показали, что они существенно отличаются в разных культурах и являются довольно значимыми для коммуникации.

Каждый человек для  нормального своего существования  считает, что определенный объем пространства вокруг него является его собственным и нарушение этого пространства рассматривает как вторжение во внутренний мир, как недружественный поступок. Поэтому общение людей всегда происходит на определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние является важным показателем типа, характера и широты отношений между людьми.

Кроме того, дистанция партнеров  по коммуникации зависит также от таких факторов, как пол, раса, принадлежность к какой-либо культуре ли субкультуре, конкретных социальных обстоятельств  и др. Э. Холл в результате своих  наблюдений выделил четыре зоны коммуникации:

1) интимную - разделяющую  достаточно близких людей, не  желающих посвящать в свою жизнь третьих лиц;

2) личную - расстояние, которое  поддерживает индивид при общении  между собой и всеми другими людьми;

3) социальную - дистанция  между людьми при формальном и светском общении;

4) публичную - дистанция  общения на публичных мероприятиях (собраниях, в аудитории и др.).

Интимная зона коммуникации располагается наиболее близко к телу человека, и в ней он чувствует себя в безопасности. Практически во всех культурах мира вторгаться в чужую интимную зону вообще не принято.

Поэтому многие люди с трудом переносят ситуации, когда кто-нибудь без разрешения до них дотрагивается, похлопывает по плечу, а тем более  пошлепывает. Человек должен сам  определять, кто может быть допущен  в его интимную зону.

Учеными доказано, что чем  сильнее человеку мешает чье-то приближение, тем больше в его крови вырабатывается гормонов борьбы.

Зоны интимной дистанции  отличаются друг от друга в зависимости от той или иной культурной среды. В западноевропейских культурах она составляет около 60 сантиметров. В культурах восточноевропейских народов эта дистанция равняется приблизительно 45 сантиметрам.

Однако для процесса коммуникации наиболее важным является личное пространство, непосредственно окружающее тело человека. Эта зона равняется 45—120 сантиметров, и в ней происходит большая часть всех коммуникационных контактов человека.

На таком расстоянии физический контакт не обязателен. Это оптимальное расстояние для разговора, беседы с друзьями и хорошими знакомыми.

Личное пространство зависит  от особенностей культуры и характера отношений между людьми.

Социальная зона - это то расстояние, на котором мы держимся при общении с незнакомыми людьми или при общении с малой группой людей. Социальная (общественная) зона располагается в промежутке от 120 до 260 см. Она наиболее удобна для формального общения, поскольку позволяет ее участникам не только слышать партнера, но и видеть. Поэтому такое расстояние принято сохранять при деловой встрече, совещании, дискуссии, пресс-конференции и пр.

Публичная зона - это расстояние, предпочтительное при коммуникации с большой группой людей, с массовой аудиторией. Эта зона предполагает такие формы общения, как собрания, презентации, лекции, доклады и речи и пр. Публичная зона начинается с расстояния от 3,5 метров и может простираться до бесконечности, но в пределах сохранения коммуникационного контакта. Поэтому публичную зону еще называют открытой.

Наиболее часто публичную  зону коммуникации можно наблюдать во время совершения светских или религиозных церемоний, когда глава государства или глава религиозного института находится на почтительном расстоянии от большинства людей.

 
4.5. Хронемика 

Хронемика - это использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприятие и использование времени является частью невербального общения и весьма существенно отличается в разных культурах.

Так, общие собрания в  африканских деревнях начинаются только после того, когда соберутся все  жители. Если в США вы опаздываете  на важную встречу, то это оценивается  как отсутствие интереса к делу и  оскорбление для партнера, а в  Латинской Америке опоздать на 45 минут - обычное дело. Поэтому встреча  бизнесменов из США и Латинской  Америки может закончиться неудачно из-за незнания особенностей использования времени в другой культуре.

Исследования хронемики  различных культур позволяют  выделить две основные модели использования времени: монохронную и полихронную.

При монохронной модели время  представляется в виде дороги или  длинной ленты, разделенной на сегменты. Это разделение времени на части  приводит к тому, что человек в  данной культуре предпочитает одновременно заниматься только одним делом, а  также разделяет время для  дела и для эмоциональных контактов.

В полихронной модели нет  такого строгого расписания, человек  там может заниматься несколькими  делами сразу. Время здесь воспринимается в виде пересекающихся спиральных траекторий или в виде круга.

Хронемика также изучает  ритм, движение и расчет времени  в культуре. Так, в крупных городах  мы должны идти по улицам быстрее, чем  в маленьких деревушках.

 
 

Заключение

 

Невербальное общение, более  известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения  человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим  условием эффективного общения. Невербальные сигналы так важны в общении по нескольким причинам:

• около 70% информации человек  воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы  позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

• отношение к собеседнику  нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в  свою очередь, является результатом  воздействия невербальных факторов - походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. 
 

Список  литературы

 

    1. Бодалев А.А. Личность в общении. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.
    2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Март, 2001. - 512 с.
    3. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 416 с.
    4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб: Речь, 2004.
    5. Егидес А.П. Лабиринты общения, или Как научиться ладить с людьми. - М.: АСТ, 2002. - 363 с.
    6. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. - СПб, 1997.
    7. Касаткин С. Техника обратной связи. Мастер общения.-СПб.: Питер, 2002. - 192 с.
    8. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
    9. Лабунская В. Психология затрудненного общения. - М.: Академия, 2001. - 288 с.
    10. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. - М., 1998

 


Информация о работе Разновидности невербальных средств коммуникации