Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:38, курсовая работа
В данной работе поставлена цель - попытаться раскрыть механизм использования и нейтрализации уловок-манипуляций в общении, без которых практически невозможно представить общение современного человека, где бы он ни находился — на работе, с друзьями, в семье.
Для решении главной проблематики необходимо будет решить следующие задачи:
- изучить степень разработанности в теории и на практике данной темы
- раскрыть сущность и охарактеризовать основные понятия выбранной проблематики, а именно определение манипулятивной стратегии, основных типов манипулятивных схем, привести примеры причин манипулятивного поведения.
Введение………………………………………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы манипулирования в процессе общения…….................
1.1. Основы социально-психологических особенностей манипулятивного поведения…………..........
1.2. Анализ современного состояния процессов манипулятивного взаимодействия и его регулирования…………………………………………………………………………………....................
1.3. Критерии оценки эффективности регулирующих механизмов в процессе манипулятивного общения…………………………………………………………………………………………………….
~ Вывод по Главе 1:
Глава 2. Организация экспериментальной работы по определению эффективных методов регулирования манипулятивных действий в деловом общении………………………………………...
2.1. Основная экспериментальная программа………………………………………………………………
2.2.Конкретное использование интерактивных приемов техник, направленных на регулирование ситуаций манипулятивного общения………………………………………….
2.3. Методики и рекомендации исследователей, способствующие развитию навыков распознания манипулятивных действий………………………………………………………………………………..
~ Вывод по Главе 2:
Заключение………………………………………………………………………………………...................
Список использованной литературы……………………………………………………………………….
В своей работе «Манипуляция сознанием» Кара-Мурза говорит, что логическое мышление человека прозрачно и очень хорошо изучено, поэтому в него легко можно вторгнуться и лишить человека возможности делать правильные умозаключения. Манипулятор вносит хаос в логическую цепочку размышлений человека, и тем самым делает его беспомощным.
Помимо
мышления важным объектом манипуляции
является воображение.
«Воображение – способность человека,
необходимая для мыслительного постижения
реальности. Воображение и «внешняя» реальность
тесно связаны. Так как воображение –
способность творческая, оно гораздо меньше,
чем мышление, подвержено дисциплине,
логики, традиции. Значит, более уязвимо
для воздействия извне. Очень большая
часть людей подвержена грезам, которые
уводят их все дальше и дальше от реальности.
У других воображение, наоборот, сковано,
они затрудняются в выработке собственных
образов, ищут их в готовом виде – не могут
самостоятельно освоить реальность мысленно.
И те, и другие наименее защищены от манипуляции
их сознанием. Преобразуя в нашем сознании
полученные когда-то и где-то от действительности
впечатления, воображение создает образы
и мыслительные, и чувственные. Следовательно,
через воображение манипулятор может
воздействовать и на мышление, и на чувства.
Максимальной подвижностью и уязвимостью
перед манипуляцией обладает сочетание
– воображения и чувств».
Важнейшими мишенями также являются память и внимание. Задача манипулятора – в чем-то убедить людей. Для этого надо прежде всего привлечь внимание людей к его сообщению, в чем бы оно не выражалось. Затем надо, чтобы человек запомнил это сообщение. Внимание, концентрация психических процессов на каком-то объекте, направляет и организует все эти процессы – восприятие, мышление, чувства, воображение и т.д. Сосредоточив внимание на важном объекте, человек отсеивает, отстраняет второстепенные раздражения и информацию. Это и позволяет вести целесообразную психическую деятельность. Даже при чтении текста человек всегда выделяет в нем несколько центров интереса, на которых и концентрирует внимание. Люди активно используют свою способность к изменению направленности внимания, к его переключению. Они переводят его, как прожектор, на те объекты, которые в данный момент они посчитали более значимыми. Таким образом, для манипулятора возникает возможность заместить объект – увести важный объект в тень, подсунув служебный отвлекающий объект (имеющийся в реальности или построенный манипулятором). Люди могут менять и сосредоточенность внимания на объекте, степень углубленности в его восприятие и осмысление – в жизни человеку приходится распределять внимание. Таким образом, искусственно рассеивая внимание, распределяя его на несколько объектов, можно и без полного отвлечения внимания от важного для человека объекта значительно снизить возможности его восприятия и осмысления. Для успешной манипуляции вниманием важно также верно оценить такие характеристики аудитории, как устойчивость и интенсивность внимания. Они зависят от уровня образования, возраста, профессии, тренировки людей и поддаются экспериментальному изучению.
В целях манипуляции сознанием идет воздействие на все виды памяти человека и разными способами. С одной стороны, надо, чтобы человек запомнил какую-то мысль, метафору, формулу. С другой стороны, бывает необходимо «отключить» его краткосрочную или историческую память – они создают психологический барьер против внушения. Когда человек получает какое-то сообщение, его взаимодействие с памятью делится на два этапа: сначала происходит пассивное запоминание. Затем информация перерабатывается рассудком, и если она признается убедительной, представляющей интерес, она «внедряется» в память и начинает воздействовать на сознание.
Таким образом, запоминаемость
и убедительность находятся в
диалектическом единстве. Чтобы не
быть сходу отвергнутым пассивной
памятью, сообщение должно чем-то «зацепить»
сознание, не показаться сразу полной
чушью. Но чтобы внедриться в сознание,
информация должна быть упакована в
такую форму, чтобы оно запечатлелось
в памяти. Человеку всегда кажется
убедительным то, что он запомнил, даже
если запоминание произошло в
ходе чисто механического
Исследователи пришли к печальному
для простого человека выводу: то, что
в результате частого повторения
прочно запоминается, действует на
сознание независимо от того, вызывает
ли это утверждение возражения или
одобрение. Этот вывод проверен на коммерческой
рекламе. Мастера рекламы знают, что для
ее эффективности неважно, вызывает ли
она положительную или отрицательную
реакцию, важно, чтобы она застряла в памяти.
Т. С. Кабаченко
в качестве средства классификации методов
психологического воздействия предложила
различать три группы мишеней воздействия
(в терминах автора — "психических образований"): побудители активности,
регуляторы активности и психические
состояния.). В дополненном виде классификация
мишеней психологического воздействия
выглядит следующим образом:
1. Побудители активности: потребности,
интересы, склонности, идеалы.
2. Регуляторы активности: смысловые, целевые
и операциональные установки, групповые
нормы, самооценка, мировоззрение, убеждения,
верования.
3. Когнитивные (информационные)
структуры: знания о мире, людях,
сведения, которые обеспечивают
информацией человеческую
4. Операциональный состав деятельности:
способ мышления, стиль поведения, привычки,
умения, навыки, квалификация.
5. Психические состояния: фоновые, функциональные,
эмоциональные и т. п.
Далее манипулятор определяется с мишенями
воздействия. Последние затем выступают
в роли подсказки о том, какие средства
воздействия могут быть использованы
в конкретном случае.
Каждый вид мишеней предполагает использование
релевантных им техник воздействия.
Манипулятор для достижения запланированного
результата не только использует уже существующие
особенности человека, но также стремится
создать новые - более удобные, легко доступные
или более эффективные мишени.
Речь идет об изготовлении и внедрении
таких мишеней, поражение которых вызывает
необходимый манипулятору эффект. Согласно
классификации это означает:
1. Изготовление побудителей
активности: потребностей, интересов,
склонностей, идеалов - побудить, спровоцировать,
направить.
2. Формирование регуляторов активности:
смысловых, целевых или операциональных
установок, групповых норм, самооценки
— убедить, настроить, внушить и т. п.
3. Создание необходимых когнитивных структур:
мировоззрения, убеждений, верований,
знаний - обучить, убедить, известить, проинформировать.
4. Формирование требующегося операционального
состава деятельности: способа мышления,
стиля поведения, привычки, умения, навыка,
квалификации — обучить, вытренировать,
выдрессировать, отработать.
5.Приведение в определенное психическое состояние: дестабилизация, усталость, нетерпеливость, некритичность, сосредоточенность, подавленность, растерянность, нерешительность, эйфория и др.
Таким образом, при подборе мишеней воздействия манипулятор стремится найти такие структуры, «нажав» на которые можно получить уже запланированный результат. Если, по его мнению, в готовом виде таких мишеней нет, то в ряде случаев они специально изготовляются — заблаговременно или ситуативно.
1.1.4. Различные виды манипуляций и их характеристика
Манипуляции, используемые в деловом общении, можно условно объединить в три группы: организационно - процедурные, психологические, логические манипуляции. (В.Н. Панкратов. Манипуляции в общении и их нейтрализация, М.,2000)
- Организационно - процедурные манипуляции могут быть использованы организаторами переговорного процесса, дискуссии. Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения.
- Психологические манипуляции основаны на использовании приёмов, вводящих собеседника в состояние раздражения, играющие на его чувствах самолюбия и стыда
-Логические манипуляции построены на сознательных нарушениях основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомлённого оппонента.
Рассмотрим подробнее каждую из них:
Организационно-процедурные уловки
Уловки данной группы могут быть использованы лишь организатором переговорного процесса или дискуссии. Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонента варианту обсуждения. Дадим характеристику основным организационно-процедурным уловкам.
Существуют и другие уловки организационно-процедурного характера («Игнорирование поступивших предложений», «Неожиданная смена темы дискуссии» и т.п.), которые направлены либо на срыв обсуждения, либо на сведение дискуссии к взаимным оскорблениям и т.д. Конечная цель данных уловок-манипуляций, как было показано выше, — свести дискуссию к вариантам, заведомо неприемлемым для оппонентов.
Под психологическими уловками понимаются такие недопустимые с точки зрения нравственности приемы спора, дискуссии, полемики, которые основаны на психологическом воздействии на собеседника с целью ввести его в состояние раздражения, сыграть на его чувствах самолюбия, стыда, использовать проявления и других тончайших особенностей психики человека.
Информация о работе Регулирование манипулятивных действий в деловом общении