Реформа социальной защиты населения на местном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в
социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи
прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном
мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более
полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и
потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной
политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может
ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять
стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться
тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной,
рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и
национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных
традиций.

Содержание

Ведение…стр.3
1. Понятие социального обеспечения…стр.5
2. Характеристика законодательства России в области социальной защиты…стр.8
3. Суть современного положения системы социального
обеспечения в России …стр.11
3.1. Состояние и перспективы социальной работы…стр.14
3.2. Основные структуры, составляющие основу систем…стр.15
4. Социальная поддержка населения…стр.17
4.1. Социальные льготы различных категорий граждан…стр.20
4.2. Социальные льготы и новое неравенство…стр.22
5. Реформа социальной защиты населения на местном уровне…стр.23
Заключение…стр.26
Литература…стр.30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 51.10 Кб (Скачать файл)

местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня

бюджетной системы" (ч. 2 ст. 5).

Важным представляется положение, в соответствии с которым

государственная социальная помощь оказывается лишь временно (ч. 1 ст. 6).

Другой существенной новацией является то, что Закон предусматривает

возможность проведения органами социальной защиты дополнительной проверки

(комиссионного обследования), направленной на подтверждение  сведений,

которые представлены в заявлении  о предоставлении государственной

социальной помощи (п. 2 ст. 8). Здесь же регламентируются порядок  и сроки

принятия решения по таким  заявлениям (п. 3 ст. 8).

Закон весьма подробно указывает  причины отказа в государственной

социальной помощи (ч. 1 ст. 9), а также основания для прекращения  таковой

(п. 1 ст. 10). При этом Закон  устанавливает обязанности не  только

государственных органов, оказывающих  социальную помощь от имени государства

(как это обычно делается  в социальных законах), но и  обязанности

получателей социальной помощи.

Таким образом, последние  социальные законы свидетельствуют  о желании

законодателя избавиться от патерналистского подхода к предоставлению

государственной социальной помощи и преодолеть свойственное такому подходу

иждивенчество.

Справедливости ради стоит  отметить, что в социальных законах,

наработанных Государственной  Думой второго созыва, встречались  и чисто

декларативные документы. Показательным  в этом смысле является Федеральный

закон "Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации". Он был

принят Государственной  Думой и одобрен Советом Федерации  в июле 1998 года.

Это первый российский нормативный  акт, направленный на закрепление и  защиту

прав ребенка. Он "регулирует отношения, возникающие в связи  с реализацией

основных гарантий прав и  законных интересов ребенка в  Российской Федерации"

.3. Суть современного положения системы социального обеспечения в России.

Система социального обеспечения  каждой страны имеет свои характерные

особенности в связи с  конкретными социально-экономическими условиями. Право

на социальное обеспечение  закреплено в Конституции Российской Федерации и

представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных  и

законодательных мер.

В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и

малообеспеченных групп  населения осуществляется по двум основным

направлениям - социальное обеспечение  и социальная помощь.[7]

Социального обеспечения  в России включает в себя следующие  виды:

- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца,  за

выслугу лет, социальные):

- пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам,

многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и

военнослужащих срочной  службы, инвалидов детства и др.);

- содержание и обслуживание  престарелых и инвалидов в  специальных

учреждениях (домах-интернатах):

профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:

- протезно-ортопедическую  помощь

врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов

- льготы и преимущества  инвалидам.[8]

И хотя всей системе социального  обеспечения присущи общие черты, но в

то же время каждый вид  имеет свои особенности.

Эффективность работы социальной системы во многом зависит от

продуманности механизма  финансирования. Выплаты по социальному  страхованию

производятся из страховых  фондов, в которых сосредотачиваются  собранные в

виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет

ассигнований из бюджетных  средств (республиканских и местных  бюджетов). В

итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего,

в государственной службе и в фонде социального страхования.

Существующая система  социальных служб включает государственную,

муниципальную и негосударственную  службу. Все социальные службы

ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц  различными

видами социальных услуг.

В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции  ими

осуществляемые, которые  были сгруппированы следующим образом:

а) собственно функция социальной помощи, которая включает в себя как

учет, выявление лиц нам  и профилактику бедности и надомные услуги

нуждающимся и т. д.;

б) функция консультирования включающая консультации специалистов по

различным вопросам, касающихся социальных аспектов;

в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования

социальных нужд;

г) функция участия, которая  предусматривает разработку чрезвычайных

программ и помощь по преодолению  последствий стихийных бедствий и

социальных конфликтов.

Следует отметить важность следующих четырех принципов:

- принципа приоритета  государственных начал в организации  социальной

службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг:

- принципа опоры на  общественное участие:

- принципа территориальности:

- принципа информированности:  означающего право на сбор  информации и

сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.

Также необходимо отметить для успешного функционирования системы

социального обеспечения  роль системы управления социальной службой. В

настоящее время управление социальной службой осуществляется органами

социальной защиты населения  совместно с органами здравоохранения, народного

образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными

органами, государственными службами по делам молодежи и занятости  и иными

органами управления, а  также с общественными, религиозными,

благотворительными организациями  и фондами.[9] В перспективе большую  помощь

по координации деятельности по социальному обслуживанию населения  может

осуществлять местная  администрация, состоящая из депутатов, представителей

заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Состояние и  перспективы социальной работы.

Можно выделить три аспекта  в области социальной работы: а) оказание

помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшихся в  сложной жизненной

ситуации; б) актуализацию потенциала самопомощи лиц; в) целенаправленное

влияние на формирование и  реализацию социально-экономической  политики на

всех уровнях.[10]

В настоящее время активно  развиваются два уровня социальной работы.

Первый уровень представляет собой социально-бытовое обслуживание:

гуманитарная и благотворительная  помощь особо нуждающимся. Второй уровень

включает в себя такие  аспекты социальной работы как психолого-социальный,

медико-социальный, социально-педогагический, социально-правовой и социально-

реабилитационный.[11]

Социальная деятельность осуществляется в рамках определенного

социального пространства, которое представляет собой форму  общественного

бытия и предстает в  виде "поля", где осуществляются многообразные

социальные связи и  отношения между различными общественными  субъектами.[12]

В этом "поле" осуществляются так же все экономические связи, социально-

экономические функции организаций  и учреждений социального обеспечения,

социального страхования, занятости, попечительства, образования,

здравоохранения, охраны общественного  порядка и т.д.

Следует выделить необходимость  принятия новой концепции социальной

политики и социальной работы, которая должна основываться на принципах

апробированных мировой  практикой и связанных с моделями "социального

государства" и "социальной рыночной экономики.[13]

 

 

3.2. Основные структуры,  составляющие основу системы

социального обеспечения

Одним из важных факторов, влияющих на эффективность социального

обеспечения, является такой  социальный норматив как бюджет прожиточного

минимума. К сожалению, этот принцип в настоящее время  существует больше

теоретически, нежели практически, так как ухудшающееся социально

экономическое положение  не позволяет окончательно определить эту константу.

Считается также, что минимум  пенсии должен соответствовать минимуму

заработной платы, но, однако уровень минимальной зарплаты оказался

величиной непостоянной, да и практика показала, что финансово-экономическое

положение страны не позволяет  прогрессивно увеличивать эти важнейшие

социальные показатели.

Государство уделяет значительное внимание вопросам охраны материнства

и детства. Специальные пособия, связанные с этими вопросами, а также

пособия по временной нетрудоспособные и некоторые другие выплачиваются  за

счет фонда социального  страхования, Пенсионного Фонда  и других внебюджетных

фондов. Современная система  социального обеспечения предусматривает  новый

вид социальной помощи населению - пособие по безработице. В свете

расширения социальной помощи система денежных выплат гражданам  с целью их

социальной поддержки  включает новые виды дополняющие  систему пособий, такие

как компенсационные выплаты. Такие выплаты адресованы пока еще  узкому кругу

лиц нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим  от

гражданина.

Необходимым элементом федеральной  системы социального обеспечения

наряду с пенсионной системой и системой обеспечения граждан  пособиями

является система социального  обслуживания престарелых, нетрудоспособных и

семей с детьми. В комплекс социальных услуг входят услуги, оказываемые  в

медико-социальных учреждениях, содержание детей в детских учреждениях

бесплатно либо со скидкой, профессиональное обучение и трудоустройство

лечения как вид профилактическую, реабилитационную, инвалидов, обеспечение

инвалидов транспортными  средствами и средствами передвижения, а также

протезно-ортопедическая помощь.

Система медицинской помощи и социальной помощи включает:

диагностическую, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также

меры социального характера  по уходу за больными, нетрудоспособными,

инвалидами, включая выплаты  пособий по временной нетрудоспособности.

Гарантии осуществления  медико-социальной помощи закреплены

законодательством. Также  в условиях переходного периода  большое значение

приобретает такой самостоятельный  вид социального обеспечения  как

бесплатная лекарственная  помощь, либо со скидкой, и обеспечение  нуждающихся

в подобном виде услуг путевками  для санаторно-курортного лечения  либо

бесплатно, либо со скидкой.

Система льгот по системе  социального обеспечения предоставляемых

государством адресована ветеранам, военнослужащим и их семьям, работникам

МВД и их семьям и другим некоторым категориям граждан. Эти  льготы включают

скидки по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива и бесплатный проезд на

всех видах городского пассажирского транспорта, бесплатный проезд на

железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения  и в автобусах

пригородных маршрутов на железнодорожном, воздушном, водном или

междугородном автомобильном  транспорте, скидку на установленную  плату за

пользование телефоном.

4. Социальная поддержка  населения

В настоящее время доля населения, имеющего право на получение

социальных гарантий, льгот  и выплат, установленных законодательными актами

Российской Федерации, оценивается  на уровне 70% всего населения Российской

Федерации, т.е. около 100 млн. человек могут претендовать на получение

социальных выплат и льгот. Только 9 видами социальных пособий  и компенсаций

(включая ежемесячное  пособие на ребенка) охвачено  более 45,5 млн. чел. На

федеральном уровне установлено  около 156 видов социальных выплат, льгот,

пособий, дотаций, оказываемых 236 различным категориям населения (например,

таким категориям как ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь и  т.д.).

Распределение общей суммы  денежных средств, получаемых населением по

этим направлениям социальной защиты, складывается следующим образом: только

четверть общей суммы  реализуемых всеми домохозяйствами  льгот и пособий

приходится на долю домохозяйств со средним доходом ниже прожиточного

минимума домохозяйства, в то время как на долю домохозяйств со средним

доходом выше прожиточного минимума домохозяйства - три четверти. Такое

положение связано с тем, что практически все социальные пособия, выплаты и

льготы, установленные на федеральном уровне, предоставляются  на основе

категориального принципа. Лишь два вида социальных выплат - ежемесячное

пособие на ребенка и жилищные субсидии - предусматривают проверку

нуждаемости и предоставляются  домохозяйствам, чей среднедушевой  доход ниже

прожиточного минимума.

Принятый летом 1999 г. Федеральный  закон “О государственной социальной

помощи”, разрабатывавшийся  как закон о перестройке всей системы социальной

защиты на основе адресного  принципа, в существующей редакции может означать

Информация о работе Реформа социальной защиты населения на местном уровне