Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:42, курсовая работа
Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в
социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи
прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном
мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более
полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и
потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной
политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может
ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять
стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться
тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной,
рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и
национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных
традиций.
Ведение…стр.3
1. Понятие социального обеспечения…стр.5
2. Характеристика законодательства России в области социальной защиты…стр.8
3. Суть современного положения системы социального
обеспечения в России …стр.11
3.1. Состояние и перспективы социальной работы…стр.14
3.2. Основные структуры, составляющие основу систем…стр.15
4. Социальная поддержка населения…стр.17
4.1. Социальные льготы различных категорий граждан…стр.20
4.2. Социальные льготы и новое неравенство…стр.22
5. Реформа социальной защиты населения на местном уровне…стр.23
Заключение…стр.26
Литература…стр.30
лишь появление
основе проверки нуждаемости. Отсутствие механизмов реализации закона, в том
числе финансовых, превращают государственную социальную помощь в еще один
вид не финансируемых и потому не реализуемых социальных льгот и пособий.
В 1999г. расходы консолидированного бюджета по статьям раздела
“Социальная политика” составили 74,5 млрд. руб., то есть 1,7% ВВП или
примерно 6,0% суммарных расходов консолидированного бюджета Российской
Федерации. При этом необходимое финансирование установленных на федеральном
уровне льгот и пособий оценивается в более чем 15 процентов ВВП, что
превышает расходы федерального бюджета на социальную политику почти в 10
раз.
Сложившееся положение противоречит принципам федерализма.
Муниципалитетам компенсируется не более 30% их затрат на выполнение
федерального социального мандата. Основная часть расходов местной власти на
социальную защиту населения приходится на выполнение федеральных законов “О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей”, "О ветеранах", "О
социальной защите инвалидов в РФ". При этом у региональных властей на
практике остаются очень ограниченные возможности модифицировать эти льготы
и приспособить их к своим потребностям.
Поэтому в сфере социальных пособий и льгот одна из принципиальных
задач состоит в том, чтобы
максимально расширить
территорий в принятии решений относительно того, какие выплаты
действительно на этой территории нужны, в каких объемах и каким образом, в
какой форме они должны предоставляться конкретным категориям населения.
Основная задача федеральной власти при таком подходе – с помощью
межбюджетного выравнивания способствовать повышению эффективности системы
социальной защиты населения, решению снижения социальной дифференциации и
борьбы с бедностью.
Развитие и функционирование сети учреждений социальной защиты
населения по ряду направлений тяготеет к стационарным видам социальных
услуг, хотя их эффективность в отдельных случаях ниже, чем у нестационарных
видов социальной помощи. Приоритетным, как правило, является финансирование
сложившейся сети социальных учреждений на основе затратных принципов.
Доступ негосударственных организаций к оказанию соответствующих услуг в
рамках социального заказа ограничен. Слабо развито сотрудничество с
благотворительными и религиозными организациями. Недостаточно используются
возможности самофинансирования при предоставлении социальных услуг.
Практически не существует стимулов к снижению административных
издержек функционирования системы социальной защиты. Отсутствует практика
мониторинга эффективности социальной помощи в большинстве регионов.
Одной из проблем в связи с этим является недостаточность
статистической информации о состоянии дел в социальной защите, низкая
репрезентативность такой информации и несопоставимость различных источников
статистических данных.
Проблемы, связанные с низкой эффективностью существующих социальных
выплат и льгот накладываются на крайне неблагоприятные тенденции в
демографическом развитии.
В результате предшествующего
развития в масштабах всей страны наступила п. продолжает усиливаться
депопуляция. Этот процесс начался в первой половине 90-х годов и совпал с
экономическим кризисом, что усугубило характер его последствий и ухудшило
возможности по его сдерживанию.
4.1. Социальные льготы различных категорий граждан
Лица, проживающие на территориях, прилегающих к объектам атомной
энергетики
В соответствии с постановлением Правительства РФ “О мерах по
социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к
объектам атомной энергетики” населению, проживающему в 30-километровой зоне
вокруг действующих
пользование электроэнергией и теплом (при подаче его от систем
теплоснабжения атомных электростанций) на бытовые нужды - в размере 50% от
платы, определяемой в общем порядке.
Судьи
Согласно Закону Российской Федерации “О статусе судей в Российской
Федерации” судьи имеют право на внеочередную бесплатную установку телефона;
бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за
исключением такси); бесплатный проезд на пригородном транспорте; 50-
процентную скидку на оплату жилой площади, коммунальных услуг, топлива, а
также на абонентную плату за телефон.
Работники предприятий, учреждений и организаций государственной и
муниципальной систем здравоохранения, обеспечивающие диагностику и лечение
ВИЧ-инфицированных
В соответствии с Федеральным законом “О предупреждении распространения
в Российской Федерации заболевания,
вызываемого вирусом
человека (ВИЧ-инфекции)” работники предприятий, учреждений и организаций
государственной и муниципальной систем здравоохранения, обеспечивающие
диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, подлежат обязательному
страхованию на случай заражения вирусом иммунодефицита при исполнении своих
служебных обязанностей, а также на случай наступления в связи с этим
инвалидности или смерти от заболеваний, связанных с развитием ВИЧ-инфекции.
Данная категория работников также имеет право на сокращенный рабочий день и
дополнительный отпуск за работу в особо опасных условиях труда.
Граждане, проживающие и работающие в закрытом административно-
территориальном образовании.Согласно
Закону Российской Федерации “О закрытом
административно-
административно-
бесплатному государственному страхованию на случай причинения ущерба их
жизни, здоровью и имуществу из-за радиационного или иного воздействия при
аварии на предприятиях или объектах.За работниками предприятий или объектов (других юридических лиц,
расположенных на территории
закрытого административно-
образования), высвобождаемых в связи с реорганизацией или ликвидацией
указанных организаций, а также при сокращении численности или штата
сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на 6 месяцев)
средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный
трудовой стаж.В случае ликвидации предприятий или объектов (а также других
юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-
территориального образования), уменьшения объемов или перепрофилирования
производства, влекущих за собой сокращение штата, высвобождаемые работники
имеют право на досрочный (но не менее чем за два года) выход на пенсию.
Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают
компенсацию за сданное ими в федеральную собственность жилье по сложившимся
в данных регионах ценам либо обеспечиваются жильем по установленным нормам
на новом месте жительства.
4.2. Социальные льготы и новое неравенство
По данным бюджетных обследований Госкомстата России, очевидный лидер
по размеру выплат в расчете на одного получателя среди всех социальных
льгот - льготы и дотации на оплату отдыха; за ними, с большим отрывом, идут
льготы и дотации на содержание детей в дошкольных учреждениях и на
медицинское обслуживание (табл.4.3).Таблица 4.3. Размеры дотаций и льгот, получаемых домохозяйствами, во II
квартале 1999-2000 годов (в среднем на получателя, в месяц), в рублях
К настоящему времени в России сложилось огромное и едва ли оправданное
многообразие различных форм и видов социальной поддержки. Только на
федеральном уровне установлено около 156 видов социальных выплат, льгот,
пособий и дотаций, оказываемых 236 категориям населения. Закономерным
следствием такой политики стало несоответствие обязательств государства
реальным бюджетным
федеральным льготам и пособиям составили 15% ВВП, при этом реальные расходы
консолидированного бюджета по статьям раздела "Социальная политика"
составили 1,7% ВВП, или 6% суммарных расходов консолидированного бюджета.
Это означает, что право значительной части получателей льгот оказалось не
реализованным.
5. Реформа социальной защиты населения на местном уровне.
За последнее десятилетие российская политическая, экономическая и
социальная ситуация кардинально изменилась. Наибольшую тревогу вызывают
падение уровня жизни и значительный рост бедности и неравенства,
сопровождающие переход к рыночной экономике.
Экономические сложности можно рассматривать как своего рода вызов
системе социальной защиты населения. Социальная политика советского периода
характеризовалась гарантированной занятостью и заработной платой, всеобщим
субсидированием жизненно важных товаров и услуг, таких как продовольствие и
жилье, и государственными пенсиями. Социальные пособия были адресованы
только тем семьям и отдельно проживающим гражданам, чьи особые потребности
нельзя было обеспечить за счет всеобщей занятости (например, инвалидам).
Экономические реформы переходного периода, ликвидировав гарантии занятости
и стабильной оплаты труда, изменили саму основу российской социальной
политики. Кроме того, был отменен контроль за ценами на основные товары и
услуги.
В условиях рыночной экономики одним из основных способов решения
двойственной проблемы бедности и неравенства является социальная поддержка
- помощь, направленная на
рост доходов беднейших и
общества. Унаследованная Российской Федерацией советская система социальной
защиты имела ограниченные
возможности для смягчения
рыночной экономикой. В условиях роста неравенства пособия универсального
характера стали крайне неэффективными с точки зрения интересов беднейших
слоев населения. Кроме того, по мере падения реальных доходов населения и
роста безработицы изменилась структура бедности. Многие из "новых бедных",
например работающие бедные семьи, не входили ни в одну из традиционных
социально уязвимых категорий, имеющих право на социальную помощь.
Несмотря на изменения экономической политики и новые социальные
реалии, российское правительство так и не провело радикальную реформу
социальной защиты населения и не адаптировало рыночно ориентированную
модель предоставления социальных пособий. Хотя существенные шаги по
усилению адресности все-таки были сделаны, изменения в социальной политике
происходили намного медленнее,
чем в восточноевропейских
осуществлявших переход к рыночной экономике.
К концу 1990-х гг. многие ученые и политики пришли к выводу, что
система социальной поддержки
населения неадекватна
потребностям. Одним из ключевых вопросов стала адресность затрат на
социальные нужды. Адресное предоставление пособий - такая практика, при
которой ресурсы системы социальной защиты направляются исключительно бедным
и недоступны для обеспеченных граждан, - принципиально важно для России с
ее ограниченными финансовыми возможностями помощи нуждающимся. Хотя
российское правительство и предприняло ряд шагов в этом направлении,
социальные пособия и вся система затрат на социальные нужны до сих пор
недостаточно нацелены на помощь бедным. В числе других проблем низкий
уровень социального обслуживания, слабый менеджмент и неравномерность в
предоставлении социальной помощи по регионам страны. Хотя каждое
предложение по реформе социальной защиты населения имеет свою специфику,
все они в целом направлены на усиление адресности и улучшение качества
обслуживания.
Большинство исследований и дискуссий по вопросам социальной защиты
рассматривали главным образом общенациональные проблемы. Сравнительно
небольшое внимание уделялось роли местного самоуправления в предоставлении
социальных пособий и услуг, тогда как муниципалитеты играют существенную
роль в финансировании социальных программам и управлении ими. Любая
планируемая реформа социальной защиты независимо от того, касается ли она
вопросов общенационального или местного уровня, должна учитывать
существующую структуру оказания помощи на местах. Изучение местного опыта
социального обслуживания помогает представить сущность необходимых для
проведения реформы мер и дает информацию о том, какими возможностями для их
реализации располагают муниципалитеты.
Заключение.
Несмотря на позитивные тенденции повышения уровня реальных доходов
населения, наметившиеся в 2000 году, уровень бедности продолжает оставаться
довольно значительным. Доля населения с денежными доходами ниже
Информация о работе Реформа социальной защиты населения на местном уровне