Реформа социальной защиты населения на местном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в
социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи
прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном
мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более
полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и
потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной
политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может
ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять
стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться
тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной,
рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и
национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных
традиций.

Содержание

Ведение…стр.3
1. Понятие социального обеспечения…стр.5
2. Характеристика законодательства России в области социальной защиты…стр.8
3. Суть современного положения системы социального
обеспечения в России …стр.11
3.1. Состояние и перспективы социальной работы…стр.14
3.2. Основные структуры, составляющие основу систем…стр.15
4. Социальная поддержка населения…стр.17
4.1. Социальные льготы различных категорий граждан…стр.20
4.2. Социальные льготы и новое неравенство…стр.22
5. Реформа социальной защиты населения на местном уровне…стр.23
Заключение…стр.26
Литература…стр.30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 51.10 Кб (Скачать файл)

прожиточного минимума в  общей численности населения  в 2000 году  составила

30,2%. Остается высоким  уровень экономического неравенства:  соотношение

денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения - 13,7

раза.

В основу реформ в сфере  социальной поддержки населения  должен быть

положен принцип предоставления социальной помощи преимущественно  в адресной

форме и лишь тем домохозяйствам, фактическое потребление которых  находится

на уровне ниже прожиточного минимума. Механизмы, призванные обеспечить

адресность государственной  социальной помощи, могут варьироваться  в

региональном разрезе  в зависимости от бюджетных возможностей территорий,

структуры, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных

традиций. В связи с  этим полномочия по определению размеров и форм

предоставления социальной помощи целесообразно передать на региональный и

муниципальный уровень.

Чтобы высвободить необходимые  бюджетные ресурсы для оказания адресной

социальной помощи, требуется  сокращение бюджетных субсидий производителям

товаров и услуг, а также  льгот и выплат, предоставляемых  по категориальному

принципу. Необходимо упразднить большинство льгот, установленных

федеральным законодательством, и передать полномочия по принятию решений об

установлении большинства  видов социальной помощи на уровень  субъектов

Российской Федерации  и местного самоуправления. При этом необходимо более

широкое использование процедур обязательной проверки нуждаемости

получателей льгот, а также  установление ограничений на общее  число видов

социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться  одновременно одной

и той же семье. Потребности  регионов в финансировании адресной социальной

помощи должны учитываться  в формуле межбюджетного выравнивания при

определении величины федеральных  трансфертов на основе показателей  доли

бедных домохозяйств и  глубины бедности.

Переход к предоставлению адресной социальной помощи нуждающимся

домохозяйствам на основе проверки нуждаемости приведет к  значительному

увеличению доли средств, распределяемых в пользу наименее обеспеченных

домохозяйств. Однако механизмы  проверки нуждаемости позволят решить эту

задачу только в том  случае, если они будут хорошо адаптированы к местным

условиям.

В связи с этим должна быть усилена методическая роль федеральных

органов социальной защиты населения. В их задачу должна входить  разработка

широкого спектра методик  адресного предоставления социальной помощи и

оказание технического содействия региональным органам социальной защиты в

практическом применении таких методик, включая их адаптацию  к местным

условиям. При таком подходе  у регионов появится возможность

сконцентрировать средства, прежде всего, на защите наиболее социально

уязвимых групп населения, поддержке тех, кто сам о себе позаботиться не

может на основании наиболее эффективных методик предоставления социальной

помощи и социальных услуг, разработанных и апробированных как в данном

регионе, так и в других регионах, не уменьшая размеров финансирования на

эти цели и увеличивая размер социальной помощи особо нуждающимся  категориям

населения.

Адресная система социальных выплат должна также предполагать

формирование единых баз  данных о получателях социальных льгот и выплат, а

персонифицированный учет получателей  социальных пособий, льгот и выплат

позволил бы избежать необоснованного  дублирования пособий и выплат,

предоставляемых конкретным нуждающимся домохозяйствам.

Сохранение определенной части категориальных льгот на федеральном

уровне допустимо лишь для ограниченного числа получателей, таких, как

ветераны Великой Отечественной  войны, инвалиды войны, ликвидаторы  аварии на

Чернобыльской АЭС, Герои  Советского Союза и России. В этом случае льготы

необходимо перевести  в форму денежных выплат и производить  из федерального

бюджета. Пособие на детей  также должно быть сохранено в  качестве

федерального пособия, но будет предоставляться исключительно  семьям с

доходами ниже прожиточного минимума. В переходный период финансирование

указанных выше выплат будет  осуществляться в виде федеральных  целевых

субвенций бюджетам субъектов  Российской Федерации. В дальнейшем, по мере

создания необходимых  организационно-технических условий  перечисление

средств из федерального бюджета  на эти цели будет производиться

непосредственно получателям.

Необходимо также перейти  к адресному финансированию детского отдыха

преимущественно для домохозяйств с доходами ниже прожиточного минимума, что

позволит существенно  повысить охват оздоровительными мероприятиями  детей из

бедных семей.

Льготы, установленные для  различных категорий государственных

служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих, должны

быть переведены в форму  денежных выплат и включены в их заработную плату. В

части льгот по проезду  на общественном транспорте должны быть разработаны

механизмы, обеспечивающие в необходимых случаях предоставление

вышеуказанным работникам проездных  документов, оплачиваемых за счет

соответствующих федеральных  министерств и ведомств. Данный подход должен

быть реализован и для  работников осуществляться и для  работников

правоохранительных органов, финансируемых за счет территориальных  бюджетов.

При этом необходимые доплаты  к денежному содержанию и оплата проездных

документов должны производиться  из средств соответствующих бюджетов.

В сфере социальных услуг, не относящихся к здравоохранению  и

образованию, приоритетными  задачами являются расширение возможностей

граждан выбирать производителей услуг и диверсификация форм предоставления

подобных услуг на основе активного привлечения негосударственного сектора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Уровень жизни населения  России // Госкомстат России: Статистический

сб. М., 1996.;

2. Основные показатели  социально-экономического положения  за январь-

август 1999 г. М., 1999; Россия в  цифрах: Краткий статистический сб.

М., 1999.;

3. Мониторинг социально-экономического  потенциала семей // Министерство

социальной защиты населения  Российской Федерации и Госкомстат России.

М., 1996.; Россия 2000:

4. Статистический справочник // Госкомстат России. М., 2000; 3-й квартал

1996 г. М., 1996. С. 64;

5. Ежегодные доклады ИСЭПН  РАН за 1995 и 1996 гг. : Россия 1995 (1996).

Социально-демографическая  ситуация. М., 1996 (1997). ИСЭПН РАН.

6. Брейтуэйт Д.. Адресность  и относительно длительная бедность  в России:

Доклад. 2 февраля 1999 г. Всемирный  банк, 1999.  Трубин В.В. Реформа

системы социальной защиты населения: Материалы семинара

"Реформирование системы  социальной защиты населения" // Центр

стратегических разработок. 14 апреля 2000 г.;

7. Трубин В.В. Стратегия  реформирования системы социальной  защиты

населения в Российской Федерации. М., 2000

8. Мисихина С.Г. Социальные  пособия, льготы и выплаты в  Российской

Федерации, распределение  по группам населения с различным  уровнем

дохода: проблемы и решения // TACIS, проект "Социальные последствия

преобразований и приватизации в Российской Федерации" (EDRUS 9410).

М., 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Реформа социальной защиты населения на местном уровне