Речь как инструмент мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 22:25, реферат

Краткое описание

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определённые взаимоотношения со всеми психическими процессами; однако главным и определяющим для речи является её отношение к мышлению.Так как речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 40.27 Кб (Скачать файл)

Перенос центров  речи. Однако клиническая практика свидетельствует о высокой пластичности полушарий мозга на ранних стадиях  развития, которая, в первую очередь, проявляется в возможности восстановления речевых функций при локальных  поражениях левого полушария путем  переноса центров речи из левого полушария  в правое. Установлено, что при  повреждении речевых зон левого полушария в ранний период жизни  выполнение их функций могут взять  на себя симметричные отделы правого  полушария. Если по медицинским показаниям у младенцев удаляют левое  полушарие, то развитие речи не прекращается и, более того, — идет без видимых  нарушений.

           Развитие речи у младенцев  с удаленным левым полушарием  оказывается возможным благодаря  переносу центров речи в правое  полушарие. В последующем стандартные  тесты, оценивающие уровень вербального  интеллекта, не выявляют существенных  различий в вербальных способностях  оперированных по сравнению со  всеми остальными. Лишь крайне  специализированные тесты позволяют  выявить разницу речевых функций  детей с удаленным левым полушарием  и здоровых: оперированные в младенчестве  дети обнаруживают трудности  при использовании сложных грамматических  конструкций.

           Относительно полное и эффективное  замещение речевых функций оказывается  возможным только в том случае, если оно началось на ранних  стадиях развития, когда нервная  система обладает высокой пластичностью.  По мере созревания пластичность  снижается и наступает период, когда замещение становится невозможным.

           Несмотря на теоретические разногласия,  все исследователи сходятся в  одном: у детей, особенно в  дошкольном возрасте, правое полушарие  играет значительно большую роль  в речевых процессах, чем у  взрослых. Однако прогресс в речевом  развитии связан с активным  включением левого полушария.  По некоторым представлениям, обучение  языку играет роль пускового  механизма для нормальной специализации  полушарий. Если в должное время  овладения речью не происходит, области коры, в норме предназначенные  для речи и связанных с ней  способностей, могут претерпевать  функциональное перерождение. В  связи с этим возникло представление  о сензитивном периоде освоения речи, который охватывает довольно длительный период онтогенеза — все дошкольное детство, при этом пластичность нервных центров постепенно уменьшается и утрачивается к началу полового созревания. Кроме того, к 7-8 годам формируется преимущество правого полушария в восприятии эмоций в пении и речи.

           Общепризнано, что поведенческим  критерием овладения языком является  способность ребенка к осознанной  произвольной регуляции речевой  деятельности. По клиническим данным, именно этот сознательный и  произвольный уровень организации  речевой деятельности, а не сам  факт ее осуществления обеспечивается, структурами доминантного по речи (у правшей) левого полушария мозга.

2) Речевой аппарат  состоит из двух отделов: центрального  и периферического. К центральному  отделу относится головной мозг  с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами  соответствующих нервов. К периферическому  отделу речевого аппарат; относится  вся совокупность исполнительных  органов речи, состоящая из костей, хрящей, мышц и связок, а также  периферических чувственных и  двигательных нервов, с помощью  которых осуществляется управление  работой указанных органов [7, с. 41]. 

Периферический речевой  аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно. 

1-й отдел - аппарат,  образующий дыхание, в который  входит грудная клетка с легкими,  бронхами и трахеей. 

2-й отдел - аппарат,  образующий голос. Он состоит  из гортани с находящимися  в ней голосовыми связками. 

3-й отдел -- звукопроизводящий, или артикуляционный, аппарат, который состоит из глотки, носоглотки, ротовой и носовой полости [5, с. 33]. 

Первый отдел периферического  речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй -- для образования  голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и  таким образом образующим характерные  звуки нашей речи, которые возникают  в результате деятельности отдельных  активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо. 

Нижняя челюсть  опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким  образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные  положения. Изменение положения  речевых органов влечет за собой  образование затворов и сужений  в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука. 

Наиболее важными  частями артикуляционного аппарата, образующими членораздельную речь, являются глотка, язык, нёбная занавеска  и нижняя челюсть -- органы подвижные, т. е. изменяющие свое положение в  процессе речи. Глотка расположена  над гортанью и сверху переходит  в носоглотку (полость, лежащая выше нёб ной занавески). В языке  мы различаем следующие части: передний край (передняя часть), спинку (средняя часть), края (по обеим сторонам) и корень (задняя часть, соприкасающаяся с надгортанником). 

Язык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским  и выгнутым. 

Мягкое нёбо, или  нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким  язычком, лежит вверху ротовой полости  и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов  альвеолами. Нёбная занавеска имеет  способность опускаться и подниматься  и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость. 

Нижняя челюсть  благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного (звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных звуков (а, о, у, э, и, ы). 

Болезненное состояние  отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно. 

1.2 Функции речевого  аппарата 

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые  рефлексы связаны с деятельностью  различных участков мозга. Однако некоторые  отделы коры головного мозга имеют  главенствующее значение в образовании  речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно  левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют  в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых [6, с. 46]. 

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи. 

Проводящие пути. Кора головного мозга связана  с органами речи (периферическими) двумя  видами нервных путей: центробежными  и центростремительными. 

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного  мозга с мышцами, регулирующими  деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока. 

От периферии к  центру, т. е. от области речевых органов  к коре головного мозга, идут центростремительные  пути. 

Центростремительный путь начинается в проприорецепторах  и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность. Барореиепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим, происходит раздражение проприои барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов. 

В ядрах ствола берут  начало черепно-мозговые нервы. Все  органы периферического речевого аппарата иннервируются черепно-мозговыми  нервами. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный. 

Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в  движение нижнюю челюсть; лицевой нерв - мимическую мускулатуру, в том числе  мышцы, осуществляющие движения губ, надувание  и втягивание щек; языкоглоточный и  блуждающий нервы - мышцы гортани  и голосовых складок, глотки и  мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует  мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв иннервирует мышцы  шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами  и сообщает ему возможность разнообразных  движений. 

Через эту систему  черепно-мозговых нервов передаются нервные  импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы. 

Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому  составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается  в обратной связи - от периферии к  центру.

     

ечь – это особая и наиболее совершенная форма  общения, присущая только человеку. В  процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое  общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических  и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые  для выражения мысли слова, связывает  их по правилам грамматики языка и  произносит путем артикуляции речевых  органов. 

 Для того чтобы  речь человека была членораздельной  и понятной, движения речевых  органов должны быть закономерными  и точными. Вместе с тем эти  движения должны быть автоматическими,  то есть такими, которые осуществлялись  бы без специальных усилий. Так  и происходит на самом деле. Обычно говорящий следит только  за течением мысли, не задумываясь  над тем, какое положение должен  занять его язык во рту, когда  надо вдохнуть и так далее.  Это происходит в результате  действия механизма произнесения  речи. Для понимания действия  механизма произнесения речи  необходимо хорошо знать строение  речевого аппарата. 
 

Речевой аппарат  состоит из двух тесно связанных  между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного) (рис.1) 
 
 
 

Строение речевого аппарата 
 

Центральный речевой  аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного  мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным  мышцам. 

 Какова же функция  центрального речевого аппарата  и его отделов? 

 Речь, как и  другие проявления высшей нервной  деятельности, развивается на основе  рефлексов. Речевые рефлексы связаны  с деятельностью различных участков  мозга. Однако некоторые отделы  коры головного мозга имеют  главенствующее значение в образовании  речи. Это лобная, височная, теменная  и затылочная доли преимущественно  левого полушария (у левшей  правого). Лобные извилины (нижние) являются  двигательной областью и участвуют  в образовании собственной устной  речи (центр Брокка). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой  областью, куда поступают звуковые  раздражения (центр Вернике). Благодаря  этому осуществляется процесс  восприятия чужой речи. Для понимания  речи имеет значение теменная  доля коры мозга. Затылочная  доля является зрительной областью  и обеспечивает усвоение письменной  речи (восприятие буквенных изображений  при чтении и письме). Кроме  того, у ребенка речь начинает  развиваться благодаря зрительному  восприятию им артикуляции взрослых. 

 Подкорковые ядра  ведают ритмом, темпом и выразительностью  речи. 

Информация о работе Речь как инструмент мышления