Речь как инструмент мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 22:25, реферат

Краткое описание

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определённые взаимоотношения со всеми психическими процессами; однако главным и определяющим для речи является её отношение к мышлению.Так как речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 40.27 Кб (Скачать файл)

 Большинство мышц, составляющих массу языка, имеет  продольное направление – от  корня языка к его кончику.  Вдоль всего языка по средней  линии проходит волокнистая перегородка  языка. Она сращена с внутренней  поверхностью слизистой оболочки  спинки языка. 

 При сокращении  мышц языка на месте сращения  образуется заметная канавка.  Мышцы языка (рис.5) 
 
 
 
 

Мышцы языка 
 

 делят на две  группы. Мышцы одной группы начинаются  от костного скелета и заканчиваются  в том или ином месте внутренней  поверхности слизистой оболочки  языка. Мышцы другой группы  обоими своими концами прикрепляются  к различным участкам слизистой  оболочки. Сокращение мышц первой  группы обеспечивает движение  языка как целого; при сокращении  мышц второй группы изменяются  форма и положение отдельных  частей языка. Все мышцы языка  парные.  

 К первой группе  мышц языка относятся: 

подбородочна-язычная  мышца: начинается на внутренней поверхности  нижней челюсти; волокна ее, расходясь  веерообразно, идут вверх и назад  и прикрепляются к спинке языка  в области его корня; назначение этой мышцы – выдвигать язык вперед. 

подъязычно-язычная  мышца: начинается от подъязычной кости, расположенной ниже языка и кзади  от него; волокна этой мышцы идут в виде веера вверх и вперед, прикрепляясь к слизистой оболочке спинки языка; назначение – осаживать  язык книзу. 

Шило-язычная мышца: начинается в виде тонкого пучка  от шиловидного отростка, находящегося на основании черепа, идет вперед, входит в край языка и направляется к  средней линии навстречу одноименной  мышце противоположной стороны; эта мышца является антагонистом первой: она втягивает язык в полость  рта. 
 

 Во вторую группу  мышц языка входят:  

1. верхняя продольная  мышца языка, расположенная 

 под слизистой  оболочкой спинки языка; волокна  

 ее заканчиваются  в слизистой оболочке спинки  и  

 кончика языка;  при сокращении эта мышца  

 укорачивает язык  и загибает кончик его кверху. 

2. нижняя продольная  мышца языка, представляющая собой  длинный узкий пучок, располагающийся  под слизистой оболочкой нижней  поверхности языка; сокращаясь, сгорбливает  язык и загибает кончик его  книзу.  

поперечная мышца  языка, состоящая из нескольких пучков, которые, начавшись на перегородке  языка, проходят через массу продольных волокон и прикрепляются к  внутренней поверхности слизистой  оболочки бокового края языка; назначение мышцы – уменьшать поперечный размер языка. 

 Сложно переплетенная  система мышц языка и разнообразие  точек их прикрепления обеспечивают  возможность в больших пределах  изменять форму, положение и  напряжение языка, что играет  большую роль в процессе произношения  звуков речи, я также в процессах  жевания и глотания. 

 Дно полости  рта образуется мышечно-перепончатой  стенкой, которая идет от края  нижней челюсти к подъязычной  кости. Слизистая оболочка нижней  поверхности языка, переходя на  дно полости рта, образует на  средней линии складку – уздечку  языка. 

 Двигательную  иннервацию язык получает от  подъязычного нерва, чувствительную  – от тройничного, вкусовые  волокна – от языкоглоточного. 
 

Подъязычная кость  выполняет активную роль а процессе моторики языка, так как подъязычная  кость является одним из опорных  пунктов языка. Она располагается  на по средней линии шеи, чуть ниже и кзади от подбородка. Эта кость  служит местом прикрепления не только скелетных мышц языка, но и мышц, которые образуют диафрагму или  нижнюю стенку ротовой полости. 

 Подъязычная кость  вместе с мышечными образованиями  обеспечивают изменение ротовой  полости по ее форме и величине, а значит, принимают участие в  резонаторной функции.  
 

Зубная система  является непосредственным продолжением небного свода – это система  коронок зубов.  

 Зубы располагаются  в виде двух дуг (верхней  и нижней) и укреплены в альвеолах  (ячейках) верхней и нижней  челюстей (рис.6). 
 
 
 

 В каждом зубе  различают коронку, выступающую  из челюстной ячейки, и корень, сидящий в ячейке; между коронкой  и корнем имеется слегка суженное  место – шейка зуба. По форме  коронки зубы делятся на резцы,  клыки, малые коренные и большие  коренные. Резцы и клыки относятся  к передним, или фронтальным, зубам,  коренные – к задним. Передние  зубы – однокоренные, задние –  двух или трехкоренные. 

 Зубы впервые  появляются на 6-8 месяце после  рождения. Это так называемые  временные, или молочные, зубы. Прорезывание  молочных зубов заканчивается  к 2,5-3 годам. К этому времени  их оказывается 20: по 10 в каждой  челюстной дуге (4 резца, 2 клыка, 4 малых  коренных зуба). Смена молочных зубов на постоянные начинается на 7-м году и заканчивается к 13-14 годам, за исключением последних коренных зубов, так называемых зубов мудрости, которые прорезываются на 18-20 году, а иногда и позже.  

 Постоянных зубов  – 32 (по 16 зубов в каждой челюстной  дуге, в том числе 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных и 6 больших  коренных). 

 Процесс формирования  зубов оказывает влияние на  конфигурацию небного свода. Так,  при преждевременном выпадении  молочного зуба и задержке  прорезывания постоянного приводит  к нарушению развития зубной  дуги и зубного отростка. При  задержке выпадения молочных  зубов, при своевременном прорезывании  постоянного идет искривление  десневой дуги, что приводит к  выступлению отдельных зубов  из верхнего ряда. Нередко нарушается  и прикус (это взаиморасположение  верхнего и нижнего зубных  рядов при сомкнутых челюстях) (рис.7). 
 
 
 
 
 
 

 ВИДЫ ПРИКУСА 

 Ортогнатия. Наблюдается,  когда передние зубы выдвигаются  над задними. При этом ряды  верхней и нижней челюсти контактируют  между собой. Это наиболее благоприятный  вид прикуса для речевой деятельности. 

 Прогнатия. Наблюдается,  когда верхние передние зубы  выступают вперед, а нижние четь  отодвинуты назад. При этом  зубы не контактируют между  собой, а между ними при смыкании  образуется пространство с выходом  вниз. 

 Прогения. Наблюдается,  когда нижняя челюсть выдвинута  вперед, а верхняя в своей передней  части отодвинута назад. Верхние  передние зубы не доходят до  нижних и при смыкании между  ними образуется щель. 

 Открытый прикус  – возникает пространство между  передними верхними и нижними  зубами. При этом боковые зубы  своими поверхностями не контактируют  между собой. 

 Прямой прикус  – зубы находятся абсолютно  симметрично и контактируют между  собой по всей длине зубного  ряда. 

 Открытый боковой  прикус – боковые зубы имеют  определенные щелевидные пространства, при этом передние зубы могут  иметь нормальное соотношение. 

 Глубокий прикус  – опускание верхней челюсти  вниз, при этом наблюдается контакт  внутренней поверхности зубов  верхней челюсти и наружными  поверхностями зубов наружной  челюсти. 
 

 Громкость и  отчетливость речевых звуков  создаются благодаря резонаторам.  Резонаторы расположены во всей  надставной трубе. 

Надставная труба  – это все то, что расположено  выше гортани: глотка, ротовая полость  и носовая полость. 

 У человека  рот и глотка имеют одну  полость. Это создает возможность  произнесения разнообразных звуков. У животных полости глотки  и рта связанны очень узкой  щелью. У человека же глотка  и рот образуют общую трубку  – надставную трубу. Она выполняет важную функцию речевого резонатора.  

 Надставная труба  благодаря своему строению может  меняться по объему и форме.  Например, глотка может быть вытянутой  и сжатой и, наоборот, очень  растянутой. Изменения формы и  объема надставной трубы имеют  большое значение для образования  звуков речи. Эти изменения надставной  трубы и создают явление резонанса.  В результате резонанса одни  обертоны речевых звуков усиливаются,  другие – заглушаются. Таким  образом, возникает специфический  речевой тембр звуков. Например, при произнесении звука а ротовая  полость расширяется, а глотка  сужается и вытягивается. А при  произнесении звука и, наоборот, ротовая полость сжимается, а  глотка расширяется.  

 Одна гортань  не создает специфического речевого  звука, он образуется не только  в гортани, но и в резонаторах  (глоточном, ротовом, носовом). 

 Надставная труба  при образовании звуков речи  выполняет двоякую функцию: резонатора  и шумового вибратора (функцию  звукового вибратора выполняют  голосовые складки, которые находятся  в гортани). 

 Шумовым вибратором являются


Информация о работе Речь как инструмент мышления