Речь как инструмент социализации. Виды речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования были определены, исходя из научной и практической значимости темы, степени ее изученности и имеющихся в распоряжении литературы. Цель моей работы – рассмотреть основные этапы становления речевой функции у ребенка. Показать, что речь – это инструмент социализации. Отсюда задача моей работы – проанализировать как можно больше специальной литературы по данной теме, сгруппировать ряд аспектов, доказывающих коммуникативную функцию речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………стр. 3-4
Глава I. Стадии развития речи в первые пять лет…………....стр. 5-21
1.1 Доречевой этап в развитии речи ребенка (Младенцы на первом году жизни)… ……………………………………… стр. 5-11
1.2 Дограмматический или этап первичного освоения речи жизни (Второй год)……………..………………………………….… стр. 11-14
1.3 Этап освоения грамматики (От трех до пяти лет)……….стр. 14-21
Глава II. Речь как инструмент социализации. Виды речи…стр. 22-24
Заключение……………………………………………………стр. 25-26
Список использованной литературы…………………………стр. 27

Вложенные файлы: 1 файл

Становление речевой функции у ребенка.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

         1.2 Дограмматический или этап первичного освоения речи.

       (Второй год жизни)

       Развитие  речи ребенка на втором году жизни носит активный характер и идет в двух направлениях, одно из которых совершенствование понимание речи взрослых. Между годом и двумя большинство детей делает заметные шаги в навыках речи и понимания ее. Они демонстрируют постепенно увеличивающееся понимание отдельных слов и простых наставлений. В полутора лет ребенок начинает понимать разговоры взрослых (простую речь обращенную к нему он понимает уже в девять месяцев). «Осмысливание детьми более сложной речи опирается на невербальные намеки и запоминание каких-то обыденных ситуаций. Таким образом, дети в этом возрасте заполняют пробелы между уже понятными им сферами»5.

       Второе  направление развития речи ребенка на втором году жизни – формирование собственной активной речи. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему. Он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания, конечно же, превышают пока возможности ребенка, поэтому он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной  самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.

       Переход к самостоятельной речи – важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту.

       Прирост слов в первое полугодие второго  года составляет от 20 до 40 слов. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка:

    • к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов
    • к двум годам  уже свыше 300 слов

       Правильное  произношение гласных и губных согласных  звуков, в этом возрасте должно быть нормой. Однако слоговая структура  слова часто нарушена. Ребенок  не редко заменяет в словах шипящие  звуки (ж, ш, щ), на более легко произносимые свистящие (з, с, ц). Звук «ы» в два года еще не известен, а мягкий «л» часто заменяется на «й».

       Конец второго года жизни ребенка характеризуется усвоением грамматического строя предложений. В этом процессе А.Н.Гвоздев выделяет два периода:

      1. от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев
      2. от 1 года 10 месяцев до трех лет

       Первый  период – это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. Здесь отчетливо выделяется стадия однословного предложения у детей от 1 года 3 месяцев до 1 года 8 месяцев, и стадия – двух-трехсловных предложений.

       А. Н. Гвоздев отмечал, что «слова-предложения по-своему значению представляют законченное целое, выражающее какое-либо сообщение. Но высказывание тем отличается от слова, что оно не только называет предмет, но и отражает ситуацию. Дети говорят о том, что в данный момент происходит, делают, видят. Таким образом, однословные предложения можно отнести к ситуативной речи. Она понятна собеседнику только при учете жестов, движений, мимики, интонации. Появление двухсложного предложения вызвано новыми потребностями, возникающими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания»6.

          Второй период в овладении грамматического строя предложения – это период усвоения грамматической структуры предложения. Он связан с формированием грамматических категорий и их внешних выражений. Этот период характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов. Так, к концу второго года, ребенок овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются.

         Речь ребенка в этом возрасте ситуативная, так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками. Чаще всего она протекает в форме диалога. Диалог, как форма речевого общения, имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают между собой контакт.

       В этом возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения преддошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания. Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств  ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка е примерами такой речи, эталонами которой являются сказки, рассказы.

       Также стоит отметить, что ребенок к  концу второго года способен выполнять  двухступенчатые задания, о которых  просят его взрослые. 

       1.3 Этап освоения грамматики.

       (От трех до пяти лет)

       Развитие  речи в этом  возрасте, как отмечает Попова М. В. идет в нескольких направлениях:

  1. Происходит овладение речью как средством общения 
    (с помощью речи ребенок учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; учится строить с людьми адекватные отношения, обращаться по имени, приветствовать людей в принятой форме);
  2. Совершенствуется практическое употребление речи в 
    общении с другими людьми;
  3. Речь становится основой развития психических процессов, орудием мышления;
  4. Ребенок начинает не только пользоваться речью, но 
    и осознавать ее строение (что имеет важное значение для последующего овладения грамотой);
  5. Происходит активное формирование словаря и грамматического строя речи.

         На третьем году понимание  речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ.

         В ходе своего развития речь  детей тесно связана с характером  их деятельности, общения. Изменение  содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы общения. Переход от ситуативно-деловой формы, характерной для преддошкольника, к внеситуативно-познавательной, а затем к внеситуативно-личностной предъявляет определенные требования к речи детей и стимулирует их к овладению такими ее сторонами, которые необходимы и достаточны для решения стоящих перед ребенком коммуникативных задач. Речь дошкольника приобретает функции установления социальных контактов и планирования, реализация которых обеспечивается монологической контекстной речью и формой внутренней речи. Важным направлением развития речи дошкольников является превращение ее в орудие мышления.

       По  сравнению с ранним детством, которое  длится от года до трех лет, словарь  ребенка увеличивается, как правило, в три раза. При этом рост словарного запаса напрямую зависит от условий  жизни и воспитания.

       Развитие  словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов. Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий, а слов-отношений всегда больше, чем слов-признаков.

       В процессе овладения словарным запасом  можно выделить две взаимосвязанные стороны:

    • количественную
    • качественную

       Количественный  рост словаря, указывает Эльконин Д. Б., «находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания детей.  Индивидуальные различия здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития»7.

       К 3 годам в словаре ребенка насчитывается 1200 слов, а активный словарь к концу пяти летнего возраста достигает 3000 — 3500 слов. Словарь ребенка систематизируется.

       Качественная  сторона овладения словарем касается процесса усвоения детьми семантики  слов, развития их значения.

       Процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями. В первую очередь дети дошкольного возраста овладевают названиями наглядно представленных или доступных их деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений. Это объясняется наглядно-действенным и наглядно-образным характером мышления дошкольников. По этой же причине в словаре дошкольника почти отсутствуют абстрактные понятия.

       Смысловым содержанием слова дошкольник овладевает постепенно, по мере развития познавательных возможностей. Кольцова М. М. отмечает, что «для ребенка конца первого – начала второго года жизни слово обозначает только один определенный предмет. Здесь слово эквивалентно чувственному образу предмета»8.

       К концу второго года жизни слово для детей обозначает группу однородных предметов. Значение слова здесь шире, вместе с тем оно менее конкретно.

       К трем-трем с половиной годам ребенок усваивает основные грамматические закономерности: изменяет слова по падежам, числам,  лицам,  употребляет  все  времена  глагола,  строит простые и сложные (союзные и бессоюзные) предложения.

       В дошкольном возрасте грамматический строй  речи  совершенствуется. Дети овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, традиционные формы чередования звуков, способы словоизменения и словообразования, учатся строить более сложные предложения. Однако русский язык имеет сложную систему грамматических правил и множество исключений из них, многочисленные случаи переноса ударения. Поэтому в течение всего дошкольного детства, когда идет активный процесс усвоения грамматических средств, в речи детей присутствуют грамматические ошибки.

       На  определенном этапе развития детской  речи словотворчество представляет собой закономерное явление, что говорит о недостаточном овладении разнообразием грамматических форм родного языка. Но, как правило, к пяти годам, словотворчество начинает угасать, так как ребенок уже прочно усваивает грамматические формы и свободно их использует. На протяжении дошкольного детства развивается и совершенствуется  синтаксическая  сторона   речи  детей.

       В речи младших дошкольников преобладают  простые предложения. Характерным  для этого возраста является употребление в начале предложений частиц: а, и, вот. В младшем дошкольном возрасте союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения применяются, главным образом, при дословном пересказе сказок. В речи детей этого возраста встречаются и сложноподчиненные предложения простой конструкции. Союзная связь в них часто заменяется интонацией. Наиболее широко употребляются предложения времени и дополнительные.

         В среднем дошкольном возрасте  в речи детей по-прежнему преобладают простые предложения, но структура их усложняется, появляются предложения с однородными членами. Происходит изменение структуры сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Так, в сложносочиненных предложениях начинают встречаться вводные слова, появляется союзы которые в речи детей младшего возраста не употреблялись. В сложноподчиненных же предложениях появляются придаточные предложения причины, сравнительные, условные, но последние употребляются крайне редко. Впервые в среднем дошкольном возрасте дети используют в речи обобщающие слова и однородные дополнения.

       В речи старших дошкольников возрастает количество распространенных предложений с однородными членами, увеличивается объем простых и сложных предложений. Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших, дошкольников отвлеченного мышления.

       Таким образом, к концу дошкольного детства ребенок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления.

         Речь выступает для ребенка, прежде всего, как средство общения. Ребенок овладевает речью практически, не осознавая ни тех закономерностей, которым подчиняется речь, ни своих операций в ней. О неосознанности своих речевых действий свидетельствует, например, тенденция дошкольников относиться к слову как к неотъемлемому, естественному свойству предмета. Названия предметов дошкольники объясняют свойствами этих предметов. Так, ребенок испытывает значительные затруднения, если перед ним ставится задача сделать слово и словесные отношения предметом своего сознания. Пересчитывание отдельных слов-существительных не представляет для дошкольников трудностей, так как здесь слова совпадают с предметами, обозначаемыми этими существительными. Если же в ряд называемых слов входят прилагательные или глаголы, то младшие дошкольники их вообще опускают и только дети старшего дошкольного возраста справляются с этой задачей.

Информация о работе Речь как инструмент социализации. Виды речи